Особенности проведения уроков изобразительного искусства по ознакомлению младших школьников с произведениями искусства (на примере творчества В. Перова)

 Сегодня многие ученые и педагоги работают над вопросами теории и методики развития художественного восприятия, умения "смотреть и видеть" картину или скульптуру, так как без этого невозможно приобщение ребенка к великому духовному и эмоциональному опыту изобразительного искусства.

Необходимость постановки данной проблемы перед учителями изобразительного искусства обусловлена тем, что именно в школе нередко закладываются предпосылки для последующего развития ущербного восприятия произведений искусства.

В школе детей знакомят с разными видами изобразительного искусства: живописью, графикой, скульптурой, произведениями декоративно-прикладного искусства и художественной фотографией. Из чего следует, что необходимо, соблюдать следующее требования к отбору художественных произведений:

1.Рисунок должен отчетливо, ярко и выразительно передавать наиболее характерные признаки предмета - форму, цвет, относительную величину частей, положение в пространстве.

2.В сюжетной картине или скульптуре должен быть ярко очерчен, охарактеризован каждый образ, чтобы было понятно, кто изображен, что он делает, где и когда происходит действие. Должно быть четко выделено основное, главное либо расположением персонажей, либо цветом.

3.Учитывать принцип актуальности, выраженного в художественном произведении социального явления.

4.По колористическому решению отбирать произведения, выполненные художником в теплой или холодной цветовой гамме, чтобы цвет создавал впечатление живой жизни.

5.По композиционному решению отбирать произведения, в которых художественные образы расположены по-разному: в круге, асимметрично, симметрично, в треугольнике, в центре, статично, динамично и другие виды.  

Учитель выбирает произведения изобразительного искусства (наглядные материалы) в соответствии с учебными задачами. При этом выборе следует ориентироваться не историческую последовательность изучения произведений, а на возможность на их основе рассматривать основные правила, приёмы, средства композиции, особенности колористического решения и т.д.

При отборе произведений изобразительного искусства следует учитывать их художественно-эстетическую ценность, возможность ознакомления с произведениями во всём многообразии видов, жанров. Традиций и художественных техник изобразительного искусства, т.е. необходимость реализации принципа единства эстетического восприятия и художественной практики школьников.

С помощью педагога дети в начальной школе могут и должны научиться видеть настроение картины (радостное, тревожное, грустное), понимать отношение автора к изображаемому — восхищение, любование, сочувствие, негодование. Достигается это через развитие чуткости к языку картины. Естественно, внимание школьников должно обращаться на те элементы формы, которые наиболее близки ребенку этого возраста — общее цветовое и тоновое решение работы, образы героев (их позы, жесты, мимика, одежда), отдельные выразительные детали, фон.

При анализе работ художников следует учить детей самих рассказывать о своеобразии рисунка, высказывать своё мнение обо всех работах в целом и о понравившихся. По окончании анализа дети должны обращать внимание в работах художников на передачу цветом оттенков окраски, общего колорита, настроения, на разнообразие композиции, на изображение формы, её характерных признаков, деталей, на передачу пропорций предмета, его размеров, на наличие выразительных образов произведения.

Так, в 4 классе дети проходят тему: «Сопереживание – великая тема искусства», где главным художником является В.Г. Перов. Они смотрят на репродукцию картины «Тройка» и слушают историю, связанную с этой картиной. В это же время мы можем рассказать про самого художника и показать несколько его знаменитых картин.

Давайте рассмотрим фрагмент урока:

- Посмотрите на репродукцию картины В.Г. Перова «Тройка», и послушайте историю, связанную с этой картиной.         

Слайд 1                                                                                                                                  

«… Однажды к художнику пришла пожилая женщина, одетая очень бедно. Она сказала, что скопила немного денег и просила продать ей картину.

- Какую картину? – удивился художник.

- Васенька – сынок мой – заплакала женщина – портрет вы с него рисовали.

Тут Перов вспомнил, что это та женщина, сын которой, двенадцатилетний Вася позировал ему для картины «Тройка». Утирая слезы, женщина ему рассказала, что в прошлом году сын ее умер от оспы, а она пришла за картиной…»

- Рассмотрите внимательно эту картину, и расскажите, что вы видите на ней? (Ответы учащихся)

Дело в том, что художника давно волновала участь деревенских детей, которых приводили в Москву крестьяне и отдавали в ученье мастерам – сапожникам, столярам, портным. Невыносимо тяжелыми для детей были годы ученья: пинки, подзатыльники, непосильный труд. На этой картине художник как раз и изображает таких детей. Выбившаяся из сил девочка лет девяти в изношенном ватном пальтишке. На голове старый платок, а волосы растрепались от ветра. Лицо ее бледное и измученное. Сильно нагнувшись вперед, еле передвигает ноги мальчик. Он еще слишком мал и слаб, чтобы тянуть такую лямку: задыхается. Средний мальчик – постарше. Его рваная одежда и старый картуз совсем не греют. Этот мальчик сильнее других, но на лице уже усталость и страдание. Лишь маленькая радость есть у них – это Жучка, бегущая впереди «Тройки». Эта собачка, единственный друг детей, всегда готовая защитить их. 

- Давайте узнаем художника по ближе, послушайте его биографию:

 Слайд 2

Василий Григорьевич Перов — один из крупнейших художников второй половины XIX века, русский живописец, один из родоначальников жанровой картины.

     

Слайд 3

Он родился в Тобольске 23 декабря 1834 году. Был незаконным сыном местного прокурора, барона Г. К. Криденера. В официальных документах долгое время указывалась фамилия «Васильев», данная по имени крёстного отца. Фамилию же “Перов” дал будущему художнику в виде прозвища его учитель грамоты, заштатный дьячок. Творчество Перова оставило глубокий след в истории русского искусства. Тема народных страданий, искусство реалистического психологического портрета развивались современниками и последователями Перова, членами Товарищества передвижных художественных выставок, одним из основателей и руководителей которого был Перов.

 Слайд 4

Детство Перова проходило в окрестностях Арзамаса.

Слайд 5

В 1856 году за представленный в императорской Академии художеств этюд головы мальчика получил малую серебряную медаль. За этой наградой последовали другие, присужденные ему Академией:

Слайд 6,7

в 1858 году — большую серебряную медаль за картину “Приезд станового на следствие”. В1860 году — малую золотую медаль за картины “Сцена на могиле” и “Сын дьячка, произведенный в первый чин”.

Слайд 8,9

 В 1861 году — большую золотую медаль за “Проповедь в селе”. Эти четыре произведения Перова и написанные им вскоре после того “Сцена на могиле” и “Чаепитие в Мытищах”, были выставлены в Москве и Петербурге, произвели огромное впечатление на публику и представили художника остроумным жанристом-сатириком.

Слайд 10

Не менее его наделенным тонкой наблюдательностью, глубоко вникающим в русскую жизнь, умеющим особенно ярко выставлять на вид ее темные стороны, но несравненно более искусным в рисунке и технике, чем автор “Сватовства майора”.

Слайд 11

Осенью 1862 года Перов женится на Елене Эдмондовне Шейс. А уже в декабре вместе с женой, получив от Академии художеств пенсион на заграничную поездку, он уезжает в Париж. Перов посетил главные художественные центры Германии и провел около полутора лет в Париже.

Слайд 12

Здесь он делал этюды с натуры и написал несколько картин, изображающих местные типы и сцены уличной жизни “Савояр”, “Шарманщик”, но вскоре убедился, что воспроизведение чужих нравов не дается ему так же успешно, как изображение родного русского быта.

В последние годы Перов обратился к исторической теме: он задумал триптих о Емельяне Пугачеве, обдумывал сюжеты из Евангелия и русского фольклора. Многим планам художника не суждено было сбыться.

Слайд 13

Василий Григорьевич Перов умер (29 мая) 10 июня 1882 года в Кузьминках (под Москвой) от скоротечной чахотки. Все перечисленные картины Перова хранятся в Москве, в Третьяковской галерее.

- Что нового вы узнали о художнике? (ответы детей)

- Какая картина вам понравилась больше всех?

- Какие цвета использовал художник картины «Тройка»?

Работа с произведением искусства сложна, но очень интересна. Задачей педагога является сделать встречу детей с искусством занимательной и, главное, эффективной в плане развития умения “расшифровывать” художественные произведения.

Таким образом, восприятие школьниками произведений изобразительного искусства - это напряженное работа чувства и мысли, особый интеллектуально-эмоциональный труд души. Этот особый труд души человека будет желанным в том случае, если он будет к нему подготовлен и такую подготовку, возможно, следует начинать именно с детства.

 

Список литературы

· Петров Вл. А. Творческий путь В. Г. Перова / Каталог выставки произведений к 150-летию со дня рождения. В. Перов — М.: «Советский художник», 1988. — С. 5—67

· Собко Н. П. Перов, Василий Григорьевич // Словарь русских художников, ваятелей, живописцев… Т. 1—3. СПб.: тип. М.М. Стасюлевича, 1893—1899. — 3 том: „П“. — 1899. — 508 стб. — Стб. 73—173.

· Журнал «50 художников. Шедевры русской живописи» №24 – М.:ООО «Де Агостини», 2011

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: