Тема. «Религиозно-политические конфликты в современном мире»

 

1. Религия как социальный институт.

2. Причины и виды

3. Формы взаимодействия религии и политики.

 

 

1. Религия: определение, структура, функции

 

Под религиозно-политическим конфликтом мы понимаем борьбу между представителями различных вероисповеданий или представителями различных направлений в одной религии за по­литическую власть и властные полномочия в обществе и в мире.

Религия (от лат. re/igio - набожность, святыня, предмет куль­та) - система верований в существование некой трансцендентной инстанции (сверхьестественной мировоззренческой структуры), оценивающей (контролирующей) действия и мышление индивида, группы, социальной общности.

Трансцендентный (от лат. traпsceпdeпs - выходящий за преде­лы) - недоступный познанию; выходящий за пределы того, что можно постичь естественными методами. Поэтому религиозные догмы сами по себе не подлежат научному анализу. Они либо принимаются на веру, либо отвергаются.

Каждой религии свойственны определенные, специфические ритуальные действия, которые, по мнению верующих, способст­вуют установлению прямой и обратной связи с предметом куль­та. Например, обряд крещения в христианстве, обрезание в иудаизме и исламе, медитация в буддизме и индуизме и т. д.

Наиболее ранними из известных нам форм религии являют­ся следующие: магия (колдовство, волшебство); тотемизм (род­ство с определенными животными); фетишизм (культ неодушев­ленных предметов); анимизм (вера в душу и духов) и т. д. Рели­гия является одной из составных частей человеческой культуры. Возникнув на ранней стадии первобытного общества, она про­ходит длительный путь развития от родоплеменных форм до ми­ровых.

По мере усложнения социальной структуры общества услож­няется и структура религии. Одновременно происходят измене­ния и во взаимоотношениях религии и общества. Например: в первобытном обществе еще нет особых различий между общест­венной жизнью и совершением культовых обрядов, нет и «про­фессиональных,) служителей культа. В период разложения родо­вого строя начинают зарождаться отдельные элементы религии (жрецы, шаманы и т. д.), но в целом общественная и религиоз­ная жизнь совпадают. С возникновением государства начинают формироваться относительно самостоятельные структуры рели­гии, появляется особое сословие служителей культа, строятся культовые здания (храмы, монастыри и другие). Но для всех пе­речисленных выше периодов развития религии характерным яв­ляется одно непременное условие - человек, находящийся вне религии, считается и вне закона, и вне общества, так как рели­гия не была отделена от общества и государства. В некоторых странах такое положение сохраняется и сейчас (Саудовская Ара­вия, Катар, Иран и другие).

Возникновение гражданского общества и правовorо государ­ства способствовали отделению церкви от государства. В услови­ях демократии и плюрализма приверженность к той или иной религии определяется не правовыми актами, а свободным выбо­ром каждого члена общества.

В различные периоды истории, в разных странах и регионах мира роль религии была весьма неоднозначной. В первобыт­но-родовом обществе тотем являлся покровителем определенно­го рода, служил символом веры и надежды, объединял опреде­ленную группу людей. В дохристианский период в классовом об­ществе религия сливалась с государством и их функции непросто было разграничить. На заре нашей эры христианство возникло как революцион­ное учение о равенстве всех людей перед Богом и было направлено против римского господства над другими народами. Поэтому первые три века истории христианства насыщены конфликтами между нарождавшимся христианством и языческой Римской им­перией. В период Средневековья в Европе католическая церковь претендовала на роль основной политической силы в решении важ­нейших государственных и межгосударственных вопросов. Мно­гие будущие монархи, прежде чем встуить на престол, должны были просить благословения у Папы Римского. Крестовые Похо­ды в течение нескольких столетий сотрясали не только Европу, но и другие регионы мира. «Священный» церковный суд решал судьбы миллионов людей. С развитием буржуазных рыночных отношений застывшие догмы христианства стали тормозить общественный прогресс. Во многих европейских странах появляются протестные религи­озные движения - протестанты. Однако католическая церковь не хотела уступать свою политическую власть. Поэтому в XVI-XVIП вв. Европу сотрясают религиозные войны. Наиболее известными из них являются так называемые гугенотские рели­гиозные войны, которые происходили во Франции (ХУI в.). Разнородные социально-политические движения подрывают власть католической церкви. В результате Реформации церкви государство и общество освободились от церковной опеки, а сама церковь - от Государства. Секуляризация способствовала формированию современной светской культуры общества.

  В современном мире роль религии в разных странах также неоднозначна. В демократическом обществе религия является одним из социальных институтов гражданского общества, роль и функции которого регламентируются конституционными норма­ми. Но есть страны, в которых религия продолжает оказывать существенное влияние на внутреннюю и внешнюю политику го­сударства и ограничивать права человека. Многие международ­ные террористические организации используют религиозную идеологию в своих целях.

Религия как социальный институт представляет собой сложную социальную систему. Основными ее элементами являются:

·   религиозное сознание,

·  религиозный культ,

· религиозная организация.

Рассмотрим каждый из них.

1. Религиозное сознание является специфической формой об­шественного сознания. Главный его признак - вера в сверхъес­тественное. Религиозное сознание условно можно разделить на две составляющие - религиозную психологию и религиозную идеологию.

Религиозная психология - это различные свойства психики людей, имеющие прямое или косвенное отношение к религии, например мифы, традиции, представления, установки, предрас­судки, эмоции, настроения, мнения и пр. Каждое из свойств пси­хики занимает свое место в структуре религиозной психологии и выполняет определенную роль. Так, если эмоции и настроения весьма переменчивы, то традиции и мифы могут передаваться из поколения в поколение многие сотни лет. Религиозная психоло­гия - это обыденный уровень религиозного сознания.

Религиозная идеология в структуре религиозного сознания представляет собой теоретический уровень. Если религиозная психология основывается на обыденных представлениях о рели­гии, то религиозная идеология предполагает систематизирован­ное теоретическое обоснование религиозных догм и культовых отправлений. Она является основой (руководством к действию) для объединения верующих и создания религиозной организа­ции. Основными источниками для возникновения и развития религиозной идеологии, как правило, являются священные тек­сты и писания. В христианской религии таким источником яв­ляется Библия, в мусульманстве - Коран.

Религиозные и политические элиты во все времена и в раз­ных странах стремились и стремятся «приватизировать» религи­озную идеологию, сделать ее послушным оружием в достижении своих корыстных целей. Нередко это приводит к религиозным конфликтам и войнам как между приверженцами различных ре­лигий (например, между христианами и мусульманами), так и между приверженцами разных направлений в одной религии(между суннитами и шиитами в исламе, католиками и право­славными в христианстве и другие).

2. Религиозный культ (от лат. cu/tus - почитание) - система символических форм и действий, с помощью которых верующие стремятся выразить свою приверженность к определенной рели­гии или воздействовать на сверхъестественное. Например, «крест» является символом христианской религии, «полуме­сяц» - символом мусульманской религии; в христианстве обяза­тельными считаются такие обряды, как крещение новорожден­ных и отпевание усопших; на Руси для воздействия на сверхъесте­ственные силы церковь нередко организовывает «чрезвычайный крестный ход».

3. Религиозные организации - это определенная форма объе­динения и управления верующими людьми.

Существуют четыре основных вида религиозных организаций: церковь, секта, дено­минация, культ.

Церковь (от греч. «божий дом») - это открытая, массовая ре­лигиозная организация, имеющая тесные связи с широкими слоями общества и действующая внутри него. Основными при­знаками церкви является наличие: более или менее разработан­ной догматической и культовой системы; особого слоя людей ­служителей культа (духовенства) и рядовых верующих - прихо­жан; централизованной системы управления отдельными цер­ковными подразделениями; специфических культовых зданий и

сооружений.

Секта - особая религиозная организация (группа верую­щих), отвергающая основные ценности «официальной церкви» и основной массы верующих. Обычно секту образует отколовшая­ся от основной церкви группа верующих. Секта, как правило, представляет собой закрытую или полузакрытую организацию, для вступления в которую требуется пройти определенный риту­ал посвящения. Выйти из нее бывает непросто. Основными признаки секты являются: обязательная безусловная вера; завлеченные, как правило, обманным путем; своеобразная мораль, отчуждающая членов секты от остальной культуры. Во Франции, к примеру, принят «антисектанский» закон, по которому манипулирование сознанием является уголовным преступлением и карается сроком от 3 до 5 лет огромной суммой штрафа. К закону приложен список сект, деятельность которых угрожает национальной безопасности Франции.

Деноминация - это промежуточное звено между церковью и сектой. Она более открыта и многочисленна, чем секта, но, по сути, является религиозной организацией, отколовшейся от «официальной церкви». Например, такие протестантские дено­минации, как баптисты, пресвитериане, методисты и другие, возникли в результате «отпочковывания» от христианской церк­ви. Иногда деноминации образуются в результате расширения сект. Деноминации в наибольшей степени при суши тем странам, в которых свобода вероисповедания стала основой религи­озного плюрализма (США, Канада и другие). Примером, деноминации являются баитисты, пресвиториане.

Культ - закрытая религиозная организация (крайняя форма секты), в основе которой лежит поклонение какому-либо лживо­му «мессии». Пагубное влияние некоторых культовых религиоз­ных организаций на молодых людей (подростков) вызывает за­конное негодование их родителей и общественности. Нередко деятельность таких организаций становится предметом разбира­тельства для правоохранительных органов. Примером является «Великое белое братство»

В России в настоящее время насчитывается более миллиона адептов (приверженцев) различных тоталитарных религиозных сект, многие из которых запрещены на Западе или находятся там под жестким контролем специальных служб.

Различные секты хлынули в Россию (СССР) в конце 80 ­ начале 90-х годов ХХ в. на волне перестройки и демократизации. Россия по сути стала полигоном для религиозного зомбирования людей. Только в московском регионе действуют более двухсот различных сект, а всего в нашей стране их насчитывается около пятисот.

В секты обычно вербуются юноши и девушки с еще неок­репшей психикой и не устоявшимся мировоззрением. Одним из главных условий пребывания в секте является полный уход от реальной действительности, отказ от семьи и имущества (в поль­зу секты), беспрекословное подчинение своим наставникам.

Э. Фромм подразделяет религии на гуманистические и авто­ритарные. Гуманистическая религия сосредоточена на человеке, на развитии его умственных и физических способностей, на любви ко всем людям. В качестве примера такой религии Фромм называет ранний буддизм. Для авторитарной религии главной добродетелью являются не нравственные качества божества и са­мого верующего, не любовь и справедливость, а послушание; грехом - неповиновение. Жизнь отдельного человека в такой религии не имеет никакого значения. Для достижения реальных и идеальных целей религии (религиозной и политической эли­ты) могут применяться любые средства).

Существует ряд постоянно действующих факторов, которые могут привести к возникновению конфликтов. Одними из основных являются:

· Поликонфессиональный характер современных государств.

· Особенности государственного строительства;

· Дискриминация отдельных религиозных групп;

· Экономическая, военная или политическая поддержка оппозиционного религиозного движения из вне;

· Вмешательство одних государств в дела других государств под предлогом борьбы с нарушениями прав иноверцев.

Религию можно использовать как для консолидации людей, так и для их размежевания и противоборства. Такая «много­функциональность» религии обусловлена ее социальными функ­циями.

Основные из них следующие:

1) иллюзорно-компенсаторская. Дает человеку надежду в ре­альной жизни и в потустороннем бытии;

2) мировоззренческая. Заключается в вере в существование не­кой трансцендентной инстанции. Вера во многом определяет систему ценностных ориентаций, способов мышления верующих и их восприятие окружающего мира;

3) регулятивная. Состоит в создании и функционировании определенной системы ценностей и норм, мотивирующей пове­дение верующих;

4) интегративная. Заключается в том, что верующий человек идентифицирует (отождествляет) себя с определенной социаль­ной общностью людей, которые придерживаются таких же рели­гиозных взглядов. Чувство единения с «братьями» по вере при­суще всем верующим. Однако это чувство нередко используется для разделения людей на «своих» и «чужих»;

5) функция размежевания (идеологическая). В современном мире религия стала мощным средством идеологического воздей­ствия на людей. Амбициозные политики и террористические ор­ганизации используют религию для того, чтобы добиться своих корыстных целей. В результате целые народы и страны распада­ются и враждуют между собой по религиозным признакам. Так, бывшая Югославия распалась на православную Сербию, католи­ческую Хорватию, мусульманскую Боснию и другие «религиоз­ные» анклавы. В Северной Ирландии некогда единый народ раз­делился на католиков и протестантов и между этими религиозны­ми общностями уже многие десятилетия (по другим расчетам ­многие столетия) идет перманентная война. В Ираке две ветви мусульманской религии - шииты и сунниты - убивают друг дру­га. Международные авантюристы стремятся весь мир разделить по религиозным признакам и развязать на этом основании миро­вую войну. По мнению некоторых исследователей, эта война (четвертая мировая) уже началась.

Религия по своей структуре, способам отправления культо­вых обрядов и методам воздействия на сознание и поведение людей предполагает массовость (коллективные действия). Для этого она использует законы коллективной психологии, которые определенным образом «формализуются» в системе нравствен­ных ценностей. По мнению С. Московичи, «религиозные обря­ды являются «позвоночным столбом» и идеалом всех коллектив­ных движений и всех союзов. Они объясняют существование со­циального порядка, а также его устойчивость на фоне обычных дел и повседневной жизни. В такой момент каждый включается целиком и ощущает себя вновь связанным тесными узами с группой. Поэтому эта связь поддерживается даже по окончании церемонии».

Религии всегда были свойственны политические функции. Фанатизм верующих и их мобилизационные способности рели­гиозные и политические элиты использовали и используют для достижения личных и корпоративных интересов. Политическая борьба за власть и другие ресурсы нередко принимает формы ре­лигиозных конфликтов и войн. Поэтому за религиозной ритори­кой политических и религиозных лидеров необходимо находить политические интересы и цели. В странах традиционного ислама религия и политика дополняют друг друга, под термином «исла­мизм» понимается политический ислам.

По мнению исследователей, многие арабские и другие сла­боразвитые страны возлагали надежды на социализм, но Совет­ский Союз развалился. Тогда в образовавшийся вакуум вошли исламисты, которые бросили вызов безбожному, сексуально рас­пущенному западному обществу. Это с одной стороны. С другой стороны, агрессивно настроенные исламисты – своеобразная защитная реакция на попытки Запада (и прежде всего США) ус­тановить свое мировое господство.

Современный мир переживает глобальное противостояние двух враждебно настроенных по отношению друг к другу циви­лизаций: западной (христианской) и исламской. Мусульманская цивилизация как более молодая и динамичная, но менее разви­тая и обеспеченная, стремится к переустройству мирового по­рядка. Сегодня около 1,3 млрд. человек верят в Аллаха (20 %), а к 2025 г., по прогнозам, число мусульман достигнет 30 %, превы­сив число христиан. Временами это противостояние переходит вo открытые конфликты и войны (Афганистан, Ирак и другие). Та­ким, образом, религиозные различия становятся одним из основ­ных факторов политической идентификации и глобального по­литического конфликта.

Если же говорить о современном российском обществе, то для него межрелигиозные противоречия пока не имеют сущест­венного значения. Очевидно, выработанная веками совместного проживания представителей различных религий (прежде всего православия и мусульманства) толерантность предохраняет об­щество от религиозно-политических конфликтов. Так, все по­пытки определенных реакционных сил в России и за ее преде­лами придать чеченской войне (1994-1996; 1999) религиозный характер окончились неудачей. Также неудачными оказались попытки некоторых политических партий идентифицировать себя с определенной религией. На парламентских выборах 2003 г. эти партии не нашли поддержки у избирателей и не про­шли в парламент РФ. Сравнительный социологический анализ также свидетельствует о том, что «религиозные, конфессиональ­ные отношения занимают свою мировоззренческую, социокуль­турную нишу и не переходят в политическую плоскость». Однако, по мнению аналитиков, бесконтрольный процесс миграции способствует проникновению в страну большого ко­личества приверженцев радикального ислама. Поэтому в бли­жайшей перспективе существует опасность дестабилизации ре­лигиозных отношений в России.

На данный момент можно выделить три основные формы взаимодействия религии и политики:

1. Использование религии в политических целях. К примеру, еще в 1991 г. иракский лидер С. Хусейн мотивировал нападение на Кувейт тем, что королевская семья Кувейта ведет себя вызывающе, нарушая нормы ислама.

2. Влияние религии на политику в рамках установленных законом или общепринятых процедур. В станах Западной Европы религиозные организации активно полемизирует с государством по вопросам семьи и образования.

3. Сакрализация политических институтов. Сакрализация (от лат. священное) – расширение поля действий и влияния религии в обществе. Ярким примером, служит Япония, в которой духовной основой японских политических институтом является синтоизм. Дословно синтоизм переводится как «путь богов» и представляет собой синтез идей, воззрений и духовных методов. В рамках синтоизма выделяется «кокутай-тело» (тело государства), который и является духовной основой японских политических институтов.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: