В старину люди с трепетом относились к муке, соли и воде. Соль, например, в буквальном смысле имела вес золота. Из-за налога на соль во Франции началась революция, а в России такое событие, как соляной бунт. Во многих культурах мира хлеб и соль - символы гостеприимства, радушия, мудрости и чистоты.
Из муки и воды еще в глубокой древности люди готовили простейшую еду - лепешки, которые обжигали на раскаленных камнях или коптили над углями. Именно тогда, были подмечены пластичные свойства теста, и человечество стало, не только готовить из этих компонентов, но и творить.
В Германии и скандинавских странах мастерили такие сувениры из соленого теста, как венки, подковы, медальоны. Считалось, что дом, украшенный такими фигурками, обходят все неприятности.
В странах Восточной Европы из соленого теста лепили целые панно; причем не использовали краски, и картина имела цвет, характерный для выпечки.
В Китае большой популярностью пользуются куклы-марионетки, изготовление которых занимаются с XVII века. В далеком Эквадоре одним из самых популярных промыслов является тестопластика.
|
|
На Руси соленое тесто появилось одновременно с Рождественской елью. Принято было дарить сувениры из теста. Дом, в котором всегда были хлеб да соль называли: "хлебосольный дом". Потому и традиция дарить такие фигурки получила название "хлебосол".
Чего только не лепили из теста! Это и жаворонки, символизирующие приход весны, и косули, которых дарили самым близким людям на Новый год или Рождество, и голубей - олицетворение хорошего урожая, и баранки.
Можно с уверенностью сказать, что популярность соленого теста носит мировой характер.
В прошлом веке соленое тесто было забыто, и только 20 лет этот вид декоративно - прикладного искусства начал возрождаться и приобретать популярность. Возможно, этот вид творчества популярен потому, что символизирует достаток и благосостояние.
У лепки из соленого теста есть несколько названий: мукосол, тестопластика, архангельская керамика и биокерамика.Последнее название появилось благодаря тому, что для изготовления фигурок используются только натуральные материалы. Они экологически чисты, что особенно актуально в наши дни. Да и сам материал приятен в работе, поэтому процесс лепки вызывает только положительные эмоции. Этот экологически чистый материал практически не пачкает руки, и с ним легко работать.
АНАЛИЗ ИЗДЕЛИЙ – АНАЛОГОВ ИЗДЕЛИЯ
Модель№1 Модель№ 2
Модель№ 3 Модель№ 4
|
|
ОЦЕНКИ ВЫБРАННЫХ МОДЕЛЕЙ ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ КАЧЕСТВА
№ | Показатель качества | Мод | ель | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Оригинальность и эстетичность | 5 | 5 | 5 | 5 |
2 | Функциональность | 4 | 5 | 4 | 4 |
3 | Простота изготовления | 3 | 4 | 5 | 3 |
4 | Польза | 4 | 5 | 4 | 4 |
5 | Качество | 5 | 5 | 5 | 5 |
6 | Эргономичность | 4 | 4 | 4 | 4 |
7 | Экономичность | 5 | 4 | 5 | 5 |
8 | Экологическая безопасность | 5 | 5 | 5 | 5 |
9 | Всего баллов | 35 | 37 | 37 | 35 |
КОНСТРУКТОРСКИЙ ЭТАП
ОПИСАНИЕ ВНЕШНЕГО ВИДА
1. Название - «Рыжий кот»
2. Назначение - подарок
3. Избранные материалы – соль, мука, вода, гуашь.
4. Количество деталей - 8
5. Виды соединения - склейка
6. Виды отделки (украшений) – раскраска гуашью
7. Размеры изделий –15 см х 12 см
РАЗРАБОТКА КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Я выбрал модель № 3
ПОДБОР МАТЕРИАЛОВ, ИНСТРУМЕНТОВ И ОБОРУДОВАНИЯ
Итак, для моей работы понадобится:
Материалы: мука, вода, соль, гуашь.
Инструменты: кисточка, мисочка для замеса теста, зубочистка и стека.
Оборудование: духовка.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
1. В миску высыпаем стакан муки, добавляем стакан соли и заливаем водой.
2. Вымешиваем тесто (готовое солёное тесто не должно липнуть к рукам или рассыпаться, оно должно быть крутым и удобным для лепки)
3. Начинаем лепить нужную нам фигурку.
4. Детали приклеиваем к основе, смочив их, при помощи кисточки, водой.
5. Готовое изделие сушим в духовке 30 минут при температуре 120 градусов.
6. Затем готовое изделие раскрашиваем гуашью.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП
РАСЧЕТ СЕБЕСТОИМОСТИ ИЗДЕЛИЯ.
Материалы | Цена (за упаковку) | Израсходованное кол-во | Стоимость израс-го |
мука | 1ст | 0 | |
соль | 1 ст | 0 | |
гуашь | школьные | 0 | |
кисточка | школьные | 0 |
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
Моя работа экологически безопасная, так как используемые мною материалы, безопасны для окружающей природной среды (мука, вода, соль, гуашь).
ВЫВОДЫ: Выполняя эту работу, я узнал историю возникновения этого народно-прикладного вида творчества. А так же о символах и обычаях некоторых народов.
Из теста я леплю не первый раз, и мне нравится это занятие.