Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала

Проектируем 3 этап урока

Следующий этап называется:

Или его ещё называют Мотивационный этап.

Это самый главный этап урока! Без этого этапа я дальше урок не рассматриваю.

Почему самый главный? Мы для себя поставили цели урока, что мы хотим сформировать, что будем развивать и т.д. А ученики об этом не знают. У них никакой цели нет. Они просто пришли на урок, потому что он стоит в расписании. Ну, может быть что-нибудь послушать, или приятно провести время. И если цель будет только у нас, мы хотим учеников чему-то научить, а они этого не хотят, то результата никакого не будет.

Поэтому задача данного этапа: Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Что мы для этого делаем?

- Сообщаем тему учебного занятия, чтобы ученики знали, что они будут сегодня изучать. Но этого недостаточно. У них возникает вопрос: а зачем нам это нужно? Где нам это пригодится? Поэтому обязательно!

- Показываем практическую и/или социальную значимость изучаемого материала. Таким образом, мы их заинтересовываем, мотивируем на активное и сознательное изучение нового материала. Если учащиеся понимают, что изученный материал, усвоенные ими знания и умения помогут избежать опасной ситуации, правильно действовать в опасной ситуации, и тем самым спасти свою жизнь и здоровье, правильно оказать первую помощь себе или своим близким, друзьям и т.п., то они будут сознательно изучать материал урока, лучше усваивать знания и умения.

- Ставим перед учащимися цель, что они должны узнать, усвоить на уроке, изучая материал, чему научиться. Поэтому при постановке цели ни в коем случае не говорим: «на уроке вы познакомитесь», «мы поговорим…» и т.п. Тогда у них будет настрой на урок: познакомиться, поговорить на уроке…В цели мы указываем результат изучения темы: знания, умения. Такая постановка цели даёт также установку на запоминание: что нужно запомнить на уроке.

Это три обязательных пункта на этом этапе!!!

В таблице есть еще три пункта, но они необязательные. Их пока писать не надо.

Объявление темы, показ практической и социальной значимости могут идти в различном порядке. Главное, чтобы они были логически связаны между собой. Содержание этого этапа прописывается текстом, как бы вы проговорили это ученикам.

В четвертой колонке таблицы указаны приёмы постановки цели. Я вам предлагаю примеры оформления данного этапа из конспектов студентов. Зеленым цветом выделен показ практической значимости изучения темы, желтым - постановка цели перед учащимися, серым - тема урока.

Пример 1. Травмы головы, позвоночника и спины являются самыми тяжелыми из всех существующих повреждений. Последствия таких увечий могут всю жизнь сопровождать человека и даже привести к летальному исходу. Первая помощь при травмах головы и позвоночника, оказанная сразу после повреждения, чрезвычайно важна. Нужно уметь помочь пострадавшему, и сделать это надо правильно. От этого порой зависит жизнь и здоровье пострадавшего. Поэтому сегодня на уроке вы узнаете, по каким причинам могут произойти травма головы, сотрясение головного мозга, позвоночника и боли в спине, а также научитесь правильно определять признаки и оказывать первую помощь при травмах головы, сотрясении головного мозга, позвоночника и при болях в спине. Откроем тетради и запишем тему урока «Травмы головы, позвоночника и спины».

Сначала делаем небольшое вступление, подводим к теме. Затем показываем практическую значимость, т.е. как важно знать и уметь правильно оказать первую помощь. И потом ставим цель перед учащимися: вы узнаете, научитесь.  Используется прием: Объяснение целей учебного занятия одновременно с сообщением темы.

Пример 2. Человеку всегда необходимо следить за своим здоровьем. Особенно в школьном возрасте. Потому, что в этом возрасте организм активно растёт и развивается. Для того, чтобы ваша фигура выглядела красиво и не было проблем с развитием позвоночника, необходимо всегда следить за своей осанкой. На сегодняшнем занятии вы узнаете, что такое осанка, какие бывают виды нарушения осанки и причины их возникновения, какие необходимо предпринимать меры по профилактике нарушения осанки и научитесь правильно держать осанку.

Запишите в тетрадях тему урока: Нарушения осанки и причины их возникновения.

 

Здесь последовательность и приём постановки цели те же самые. Но при показе практической значимости, в отличие от первого примера, идет обращение к самим учащимся: «ваша фигура…», что конкретно указывает на значимость изучаемого материала для учащихся уже сейчас.

 

Пример 3. Здоровый образ жизни, как вы уже знаете, - понятие сложное. Трудно представить себе здорового человека, который сидит в доме и не уделяет времени прогулкам, спорту, посещению театров, кино, музеев, который не выполняет домашних обязанностей или не работает на даче. Выдающийся русский хирург Николай Амосов в 40 лет почувствовал, что ему стало трудно проводить сложные многочасовые операции. Хирургия была для него не только профессией, но и смыслом его жизни. Выход он нашёл в том, что стал каждый день совершать не менее тысячи движений, причем любых. В 60 лет он говорил, что чувствует себя лучше, чем в 40 лет. Вот что значит движение для здоровья человека. Значение двигательной активности для здоровья человека и будет темой сегодняшнего урока. Вы узнаете такие понятия, как двигательная активность, сердечно-дыхательная выносливость, мышечная сила и выносливость, узнаете о скоростных качествах и гибкости, о влиянии двигательной активности на организм человека, о влиянии мышечной работы на систему кровообращения, о сопротивляемости заболеваниям, о работоспособности и развитии организма, о основных составляющих тренированности организма человека, о влиянии физических нагрузок на сердечно- сосудистую и дыхательную системы, о аэробных и анаэробных упражнениях, их характеристиках, о силовых упражнениях с внешним сопротивлением и с преодолением веса собственного тела, о упражнениях для развития скоростных качеств и гибкости.

В данном случае при показе практической значимости используется пример. Можно использовать примеры действий людей, примеры произошедших событий, опасных ситуаций и т.п., исторических фактов и т.п.

Пример 4. В Российской Федерации в … году произошло около 218 тыс. пожаров, в результате которых пострадало 30444 человека (погибло 17065 человек, травмировано 13379 человек), материальный ущерб составил более 90 млрд. рублей. Более 70 процентов пожаров происходит в жилых и общественных зданиях. Каждый год число пожаров возрастает и гибнет всё больше и больше людей. Число жертв можно было бы сократить, если бы в условиях сложившейся ЧС люди умели правильно действовать.

Поэтому, сегодня мы изучаем тему «Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах» и к концу урока вы должны будете знать правила безопасного поведения при пожаре в здании, при опасной концентрации дыма и повышении температуры, действия по спасению пострадавших из горящего здания, после взрыва, правила безопасного поведения в случае взрыва, действия по спасению из завала, тушение на человеке одежды, уметь правильно действовать в случае пожара и взрыва в жилых и общественных зданиях.

В этом примере для показа практической и социальной значимости используются статистические данные, которые свидетельствуют о распространенности и опасности данной ситуации. Также в этом примере используется прием постановки цели: Постановка целей через показ конечных результатов учебного занятия. – к концу урока вы должны знать…, уметь

 

Пример 5. Каждый из нас хоть раз активно проводил свой отдых. Всегда ничего не предвещает беды, но стоит только неправильно сделать то, или иное действие, как тут же мы с легкостью можем получить травму. И это может произойти с каждым, абсолютно в любое время и даже в незнакомом вам месте, а рядом может не оказаться родителей или взрослых, которые смогли бы вам помочь. Поэтому сегодня тема нашего урока «Правила наложения повязок», изучив которую вы должны знать разновидности повязок и их характеристики, общие правила наложения повязок, приемы наложения повязок на нижние и верхние конечности, уметь их накладывать.

Прием постановки цели тот же самый, только немного в другой форме: изучив тему, вы должны знать.., уметь …

Пример 6. Вы уже знаете, как влияет слабое здоровье на уровень жизни человека – на пропуски учебных занятий и отставания по темам; пропуски в спортивных секция, а затем как результат проигрыш в соревнованиях; пропуски занятий в кружках, музыкальных и художественных школах и т.д. А как обидно не попасть на день рождения друзей из-за болезни?...Поэтому тема сегодняшнего урока «Закаливание». Наверняка вы часто слышали о такой процедуре. А знаете ли вы, как влияет на организм человека закаливание? Как с применением факторов окружающей среды, начать использовать эту процедуру и не нанести себе вред?

Всё это вы узнаете в течении урока.

Здесь используется приём постановки цели: Сообщение цели в виде проблемного задания или вопроса. Вопрос может быть один, но главный вопрос урока. Может быть несколько вопросов, сколько хотите.

Пример 7. Как мы с вами уже говорили на прошлых занятиях, что в нашем городе много различных предприятий и заводов на которых используются АХОВ. И, конечно же, никто из нас не застрахован от того, что может оказаться в зоне заражения химическими веществами, при их утечке на каком либо химическом опасном объекте. Поэтому как вы думаете, что вам необходимо узнать сегодня на уроке, чему научиться для того, чтобы сохранить свои жизнь и здоровье при такой ЧС?

Правильно, вы должны узнать правила безопасного поведения в случае аварии с выбросом АХОВ, научиться правильно действовать при аварии с выбросом хлора и аммиака. Итак, тема урока «Правила безопасного поведения при авариях с выбросом АХОВ»

В этом примере используется прием постановки цели: Обсуждение и формулирование целей урока совместно с учениками. То есть сначала ученики сами ставят цели, что они должны узнать на уроке (это мы конечно не пишем), чему научиться. Затем учитель обобщает и говорит цель ученикам.

При формулировании цели ученикам опираемся на формулировку обучающей цели. Но не копируем её полностью, а немного переделываем, обязательно перечисляя все знания и умения, указанные в цели.

Нельзя писать: цель нашего урока – сформировать знания..!!! Ученики не формируют у себя знания.

Например, цель для учителя звучит так:

- сформировать понятие раны, знания причин ранений, их общих признаков, видов ран по размеру, глубине, характеру кровотечения, признаков закрытых повреждений, правил оказания первой помощи при различных видах ран; умения оказания первой помощи при различных видах ран.

Для учащихся мы формулируем следующим образом (используем первый приём):

вы узнаете понятие раны, причины ранений, их общие признаки, виды ран по размеру, глубине, характеру кровотечения, признаки закрытых повреждений, правила оказания первой помощи при различных видах ран, научитесь оказывать первую помощь при различных видах ран.

Или

… вы узнаете, что такое рана, каковы причины и признаки ранений, какие виды ран бывают, как правильно оказать первую помощь при ранении, и научитесь оказывать первую помощь при различных видах ран.

Или (второй приём)

…изучив данную тему, вы должны знать понятие раны, причины ранений, их общие признаки, виды ран по размеру, глубине, характеру кровотечения, признаки закрытых повреждений, правила оказания первой помощи при различных видах ран, уметь оказывать первую помощь при различных видах ран.

Итак, оформляем следующий этап.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: