Практическая работа № 16

 

Дисциплина: Логопсихология

Тип: Практическое занятие

Дата проведения: 24.04.2020 г., 9:40-11:10

Тема: Проблемы психолого-педагогической диагностики психических процессов у лиц с речевой патологией

Цель: Практическая работа по изучению мышления у лиц с нарушениями речи ориентирована на решение следующих задач: овладение имеющимся учебным лекционным материалом; формирование навыков самостоятельной работы; закрепление, углубление и систематизация знаний, активизация познавательных процессов и учебной мотивации студентов при закреплении темы.

Объем: 2 часа

 

 

1.Обследование неговорящего ребенка(моторная алалия)

Никита 3 года

учитель-логопед

Основная цель развить мелкую моторику,артикуляционный аппарат

Методики:«Фрукты. Часть и целое», «Куклы как члены семьи /Моя семья», «Пирамидка»,«Геометрические фигуры», «Один-много», «Мама и малыш/ Животные и их детёныши», направлены на развитие мелкой моторики и артикуляционного аппарата

При данном нарушении ребенок всё понимает,но ответить не может

Вывод:Обосновать, по каким моментам психолого-педагогического обследования можно сформулирвать логопедическое заключение или сделать выводы о состоянии психических процессов ребенка-слухоречевая память,слуховое внимание,мышления.не страдает познавательный интерес, живой взгляд, поведение, заинтересованное в окружающем.

 

2.Обследование неговорящего ребёнка ОНР I уровня

Егор 3 года

учитель-логопед

развитие понимания обращенной речи, активизация самостоятельной речевой активности детей и неречевых процессов (внимания, памяти, мышления)

Методики:предметные игры (что-откуда), матрёшка (большое-маленькое), грибочки (много-мало), книга с предметами и действиями (что как называется, кто что делает), разбор по цветам

Егор понимает все указания и четко следует инструкции, у него хорошо развиты познавательные процессы, он общительный и заинтересован в предлагаемых ему заданиях.
Вывод:Логопедическое заключение можно сделать по наблюдению за ребёнком при данном заболевании ребёнок всё понимает, но говорит редко и только отдельными словами, но при этом он хорошо знает звуки транспорта, кто из людей\животных какие действия совершает

данная методика мне понравилась и наблюдается активизация самостоятельной речевой деятельности, следует учитывать особенности ребёнка и провоцировать активизацию речевых процессов

 

 

3. Обследование Дизартрии и фонематического слуха

Артём 5-6лет

учитель-дефектолог

ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция, лёгкое нарушение моторики верхних конечностей, повышенная саливация, нарушение фонематического слуха

Методики:пробы на дизартрию (речевой аппарат, моторика рук) и обследование фонематического слуха.

Вывод:Артём понимает что от него требуется, но из-за нарушенной моторики не способен должным образом повторить все действия, слова произносятся с некоторым трудом, местами по слогам

 

 

4.Обследование моторной алалии

Руслан,6 лет

Учитель -логопед

Занятие по теме "Животные" преследует своей целью обследование уровня речевого развития ребёнка с моторной алалией после летних каникул.

Нарушение заключается в наличии лепетных отрывков слов. Развитие общей и ручной моторики важно для совершенствования двигательных функций ребенка, что необходимо в том числе и для нормализации его речевой функции.

Методики:игрушки(кто какое животное?,кто чем питается?)

Вывод:Руслан неплохо справляется с просьбами,иногда путается,но в целом познавательная деятельность не сильно страдает.

 

5.Нейропсихологическая диагностика

Мила,4 года

Педагог-психолог

Обследование слуховой и зрительной памяти у ребенка при дислалии

Методики: «Запомни картинки» «10 слов»

Нарушение заключается в том,что девочка глотает слоги,заменяет звуки,но у нее хорошо развита память,как зрительная,так и слуховая

Вывод:произносительная сторона речи страдает,хоть и память не нарушена

 

 

6.Психолого-педагогическое обследование

Девочка,5 лет

Учитель-логопед

Обследование уровня развития,оценки восприятия,точности координации(движений),определелить на сколько ребёнок может составлять слова,уровень восприятия и научить сопоставлять различные предметы
Методики: «разбор и складывание матрешки», «Назови», «Нарисуй», «Геометрические фигуры»

Вывод:познавательные процессы в норме

 

7.Психолого-педагогическое

Семён,2 года

Педагог-психолог

Обследование внимания и памяти

Методики: «Спрячь кубики», «Найди парные картинки», «Сложи разрезные картинки»

Вывод:хорошо развитая память,познавательные процессы и внимание на достаточном уровне

 

8.Неговорящий ребёнок

Мальчик, 4 года

Логопед-дефектолог

Обследование уровня целостного восприятия,на сколько мальчик умеет слушать и выполнять действия,выявить практическую ориентировку на величину
Методики: «Разрезанные картинки», «Пирамида», «Матрешка»

Вывод:учитывая индивидуальные особенности,развитие моторики,внимания,мышления у ребёнка поможет решить проблему с речевой деятельностью.

 

 

9.Педагогическое обследование с КИ

Девочка,5 лет

Сурдопедагог

Обследование развития слуха,понимания речи ребёнком в общении

Методики: «Животные»

Вывод:плохое понимание элементарных просьб и заданий,что говорит о снижении познавательных процессов для девочки данного возраста

10Психолого-педагогическое обследование дошкольника

 Мальчик, 3 года 6 месяцев
 ПМПК
определение стартового уровня психофизического развития ребёнка.
Применяемая методика: Беседа с ребёнком с помощью предметно – игровой деятельности (наглядного материала).
Мальчик родился в срок, беременность осложнённая, угроза выкидыша, роды с выдавливанием. Отмечались особенности при рождении: гематома на голове, обвитие пуповины вокруг шеи. В период новорожденности у ребёнка отмечалась пневмония, он был в искусственной вентиляции лёгких 8 дней, после выписки наблюдался неврологом по месту жительству с угрозой ДЦП, от прививок медицинский отвод. Неврологом ребёнку был поставлен диагноз посредством перенесённой инфекции ЦНС, оклюзионной гидроэнцефалией, грубая задержка психомоторного развития, спастический тетрапарез, псевдобульбарные нарушения. Ребёнок прошёл обследование психиатра и ему была поставлена умственная отсталость. Логопедическое заключение – системное недоразвитие речи, псевдобульбарная дизартрия.
Жалобы родителей: выраженная задержка психофизического развития.
Таким образом, у ребёнка сложная структура нарушения: ДЦП, умственная отсталость.
Обследование проводится в форме игры с учётом низкой познавательной активности мальчика и сниженным интересом к предметно – игровым заданиям.
Вывод: в состоянии социально – эмоциональной линии развития можно отметить, что мальчик выделяет маму и близких членов семьи (выявлено со слов мамы), с интересом смотрит на взрослого, вступает в предметно – игровое взаимодействие, радуется эмоционально – положительному общению с взрослым, улыбается в ответ на разговоры, мальчику доступно эмоционально – положительная форма общения, пытается подражать эмоциям взрослого, повторяет за взрослым: «кати-кати», «а». Но мальчик себя не выделяет, на вопрос: «Где Никита?» - на себя не показывает.
Из беседы с мамой стало известно, что мальчик может с помощью взрослого есть ложкой и пить из чашки, на горшокне просится. Может самостоятельно переворачиваться со спины на живот, с живота на спину, сидит с поддержкой, но он не ползает, самостоятельно не ходит. Короткое время может удерживаться в позе на «четвереньках» с опорой на обе руки при условии игровой ситуации, т.е. привлечение внимания игрушкой.
В физическом развитии наблюдается активность действия правой руки, но также, он способен выполнять действия и левой рукой. Мальчик может брать предмет в основном ручным захватом, перераспределяя пальцы, с помощью взрослого выделяет указательный палец.
В познавательном развитии мальчик принимает элементарные игровые задания, выполняет большинство предметно – игровых действий совместно со взрослым.
Самостоятельно может брать предметы правой рукой, действует с предметами специфически с учётом его физических свойств. Когда ребёнку нужно сделать выбор из 2-х вещей, он тянется к наиболее значимому для него. Дифференцировка предметов находится только в стадии формирования.
Речевая линия развития – активная речь проявляется в видезвуков на фоне эмоционально – положительной формы общения, ребёнок в основном общается жестами.
Таким образом, у мальчика очень низкий уровень развития восприятия, нет практического ориентирования в величину, нет ориентирования на цвет предмета, не различает круг и квадрат, не сформировано зрительное восприятие предметов, не находит картинку из 2-х по просьбе взрослого, не понимает речевую инструкцию и не выполняет сюжетные действия.





















double arrow
Сейчас читают про: