Практическая работа № 16
Дисциплина: Логопсихология
Тип: Практическое занятие
Дата проведения: 24.04.2020 г., 9:40-11:10
Тема: Проблемы психолого-педагогической диагностики психических процессов у лиц с речевой патологией
Цель: Практическая работа по изучению мышления у лиц с нарушениями речи ориентирована на решение следующих задач: овладение имеющимся учебным лекционным материалом; формирование навыков самостоятельной работы; закрепление, углубление и систематизация знаний, активизация познавательных процессов и учебной мотивации студентов при закреплении темы.
Объем: 2 часа
Теоретические вопросы:
Назовите специфические показатели психического развития лиц с нарушением речи в зависимости от возраста испытуемых
· степени и выраженности отклонений в развитии от нормы;
· вторичных психопатологических явлений, определяющих структуру дефекта;
· возможностей компенсаторных механизмов, которые в дальнейшем могут быть базой для подбора коррекционных мер воздействия;
|
|
· отношения к своему дефекту и определение в связи с этим комплекса психотерапевтических процедур;
· сохранности психических свойств как основы для компенсации и коррекции;
· индивидуальных особенностей для повышения эффективности мер воздействия и использования их в процессе коррекции.
За счёт чего исследователь достигает максимальной надёжности результатов?
Для обеспечения надежности результатов подбираются наиболее близкие прогнозируемой деятельности тестовые пробы, которые обращены к трем факторам:
1) речевому расстройству;
2) аспектам личности
3) микросоциальным взаимоотношениям человека.
Какие методы используются в экспериментальном исследовании речи?
Экспериментальное исследование речи проводится с помощью ряда методов, которые включают:
1) чтение стандартного текста в различных условиях (молча, вслух шепотом и с обычной громкостью, послогово, по синтагмам, с отбиванием ритма рукой, с одновременной двигательной реакцией рукой на зуммер, в условиях задержанной обратной акустической связи);
2) использование речевого материала, имеющего различную организацию (стихи и проза, тексты различной семантической трудности, сочинения);
Каким образом осуществляется выявление особенностей развития лексической стороны речи?
1. Изучение состояния сформированности лексического значения слова:
1) понимание контекстуально обусловленного значения слова;
2) перенос усвоенного значения на новые аналогичные ситуации;
3) умение подбирать синонимы, антонимы; - понимание многозначности слова.
|
|
2. Изучение особенностей системы морфологического словообразования:
1) понимание образующих и производных слов и их сравнение по значению;
2) умение практически оперировать словообразовательными морфемами в процессе словообразования (по аналогии и самостоятельно);
3) выделение на практическом уровне общей морфемы (приставки, суффикса) в ряде слов (морфологический анализ) [5].
3. Изучение характера устанавливаемых ребенком смысловых связей между словами.
Как происходит изучение особенностей системы морфологического словообразования?
Изучение особенностей системы морфологического словообразования происходит следующим образом:
1) понимание образующих и производных слов и их сравнение по значению;
2) умение практически оперировать словообразовательными морфемами в процессе словообразования (по аналогии и самостоятельно);
3) выделение на практическом уровне общей морфемы (приставки, суффикса) в ряде слов (морфологический анализ)
Исследование особенностей развития грамматической стороны речи.
1. Изучение состояния сформированности системы морфологической словоизменения: усвоение системы значений грамматических морфем и способов их языкового обозначения, отражающие различные грамматические категории (число, род, падеж, склонение, вид, время и т. д.), их использование в процессе понимания и порождения высказывания. Для существительных и прилагательных: падежные, числовые, родовые изменения, для глаголов: категории числа, рода, вида.
2. Изучение особенностей синтаксической стороны речи:
1) усвоение детьми синтаксического значения слова в предложении;
2) понимание логико-грамматических конструкций.
Определите этапы изучения особенностей развития фонетико-фонематической стороны речи.
1. Выявление состояния звукопроизношения и звуковой структуры слова;
2. Выявление состояния сформированности фонематических процессов: восприятия, представления, анализа.
Практические задания:
1. Просмотреть видеоролики с психолого-педагогическим обследованием детей с различными речевыми нарушениями. Заполнить данные по сравнительной характеристике познавательных процессов в процессе обследования. Выявить специфику диагностики, какие методики были использованы, их цель, какие результаты получили, общий вывод специалистов.
1. https://www.youtube.com/watch?v=__PoNLCXriA моторная алалия
2. https://www.youtube.com/watch?v=LRkHC38TAao моторная алалия, ОНР I уровня
3. https://www.youtube.com/watch?v=XR_nxzTt9-w дизартария
4. https://www.youtube.com/watch?v=ImkPGM2BE2U&t=23s ОНР, дизартрия
5. https://www.youtube.com/watch?v=mT5eyxQN_yQ слухо-речевая память
6. https://www.youtube.com/watch?v=WLBayLZfDB4 психолого-педагогическое обследование ребенка 5 лет
7. https://www.youtube.com/watch?v=vGhyw3XM-sQ&t=3s психолого-педагогическое обследование ребенка 2-2,5 лет
8. https://www.youtube.com/watch?v=Pt-LdyWHsyE психолого-педагогическое обследование ребенка 3-4 лет
9. https://www.youtube.com/watch?v=fEjWckcdPoI&feature=emb_title психолого-педагогическое обследование с кохлеарной имплантацией
10. https://www.youtube.com/watch?v=7bhUSsCnBnk психолого-педагогическое обследование ребенка 3,5 года
11. https://www.youtube.com/watch?v=m72XGJ7jQkc психолого-педагогическое обследование ребенка 2 лет
Схема анализа:
1. Название обследования.
2. Возраст и данные ребенка (если имеются, предположить возраст самим).
3. Кто проводил обследование? (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, ПМПК)
4. Основная цель психолого-педагогического обследования?
5. Какие методики применялись (с оборудованием) и на что были направлены?
6. Общие сведения о прохождении обследования (описать ключевые моменты, по которым можно сделать вывод о состоянии познавательных процессов, речи).
7. Специфические сведения, полученные из просмотра обследования (что нового для себя узнали, что заинтересовало и удивило, какие фрагменты работы заменили бы и почему и т.д.).
|
|
8. Обосновать, по каким моментам психолого-педагогического обследования можно сформулировать логопедическое заключение или сделать выводы о состоянии психических процессов ребенка.
9. Сделать общий вывод об психолого-педагогической диагностике. Что необходимо учитывать при ее проведении (в частности, касательно наличия речевого дефекта). На основе просмотренных видеороликов, сформулировать методику психолого-педагогического обследования лиц с нарушениями речи:
· заиканием
· сенсорная алалия
· афазия
· дислалия
· др. речевые нарушения
№ | Название обследования | Возраст и данные ребенка | Кто проводил обследование | Основная цель психолого-педагогического обследования | Какие методики применялись | Общие сведения о прохождении обследования | Специфические сведения, полученные из просмотра обследования | Обосновать, по каким моментам психолого-педагогического обследования можно сформулировать логопедическое заключение или сделать выводы о состоянии психических процессов ребенка. |
1 | Обследование неговорящего ребёнка | Мальчик Никита, 3 года | Учитель-логопед | Выявить уровень владения речью | 1) ребёнка просили показать где изображён банан, груша, яблоко, персик, а после, собрать эти картинки. Методика позволяет выявить степень овладения зрительным анализом, т.е. может ли ребёнок объединить элементы в целостный образ; 2) ребёнку дали куклы и просили назвать кто из них бабушка, дедушка, папа, мама; 3) методика «Пирамидка». Данная методика направленна на исследование уровня развития восприятия предметов, их соотношения по величине, а также на восприятие цветов колец в пирамиде; 4) Никите дали три фигуры: квадрат, круг, треугольник и просили назвать эти фигуры. Методика направлена на восприятие формы предметов. 5) методика «Колечки». Просят показать где колечек больше, а где меньше, сколько колечек находится; 6) пазлы мама-ребёнок. 7) ребёнка просят показать кастрюлю, кровать, пуговицу, яйцо и предметные действия с ними 8) методика «Назови предметы» 9) методика «Чего не хватает» | Ребёнок не плохо отвечал на вопросы, но испытывал трудности в названиях предмета, интеллект соответствует возрасту | Открыла для себя новые методики обследования, понравилась подача учителя-логопеда. | Ребёнок часто затрудняется в ответах учителя-логопеда, а также в выполнении заданий. |
2 | Обследование неговорящего ребёнка | Мальчик Егор, 3 года | Учитель-логопед | Выявить речевое нарушение | 1) ребёнка просят назвать транспортные средства. Методика необходима для оценки восприятия формы и пространственных отношений 2) мальчика просят назвать где грибов много, а где мало. Методика позволяет выявить умение разливать количество. 3) методика «Матрёшка» 4) методика «Назови предметы» 5) методика «Назови действия» 6) «Построй забор». Ребёнка просят показать одинаковые элементы и цвета 7) мальчика просят показать различные предметы для домашнего обихода и назвать их. Позволяет выявить умение пользоваться этими предметами. | Егор понимал задания, которые ему давала учительница и пытался сделать сам. | Методики и подача логопеда очень понравились, также можно использовать различные задания на тему «Транспорт», т.к. было заметно, что ребёнок пришёл с любимой игрушкой-машиной, возможно ему эта тема будет интересна | У Егора моторная алалия онр 1 уровня, т.к. он достаточно хорошо понимает обращенную к нему речь, интеллект в норме, некоторые слова повторяет за логопедом. |
3 | Обследование неговорящего ребёнка | Мальчик Артём, 5 лет | Учитель-логопед | Оценить фонематический слух | «Повторяй за мной». Ребёнка просили повторять движения, для выявления уровня сформированности моторики | Часто затруднился в движениях, моторика плохо развита | Интересные методики на моторику | Нейропсихологическая проба на дизартрию – положительная. |
4 | Психолого-педагогическое обследование ребёнка с ОНР | Мальчик Руслан, 6 лет | Учитель-логопед | Обследование уровня речевого развития ребёнка с моторной алалией | Занятие на тему «Животные»: 1) разложение карточек по группам «животные», «птицы», «насекомые»; 2) «Покорми животного»; | Ребёнок во время занятия отвлекался, но у него достаточно развиты познавательные процессы, было тяжело отвечать на вопросы | ||
5 | Нейропсихологическая диагностика | Девочка 4-5 лет | Учитель-логопед | Диагностика слухо-речевой памяти | 1) методика "10 слов". Методика направлена на слухо-речевую память; 2) девочке были представлены различные карточки для запоминания. Методика направлена на зрительную память. | В первой методике девочка назвал 7 слов к 5 повторению, что считается нормой. Во второй методике девочка вспомнила все 7 из 7 карточек | Мне понравились методики и работа учителя | В конце обследования девочку попросили назвать слова, которые она помнит из первой методики, она назвала 5 слов, что свидетельствует о долговременной памяти |
6 | Психолого-педагогическое обследование | Девочка 5 лет | Логопед-дефектолог | Изучение познавательные процессы | 1)методика "Разборка и складывание матрёшки». Методика направлена на выявление уровня развития практической ориентировки на величину; 2) методика «Коробка форм». Необходима для оценки восприятия формы | У девочки хорошо развиты познавательные процессы. | ||
7 | Психолого- педагогическое обследование | Мальчик Семён, 2 года | Педагог-психолог | Постановка диагноза | 1)методика «Поймай шарик» 2) методика «Спрячь кубики» 3) методика "Разборка и складывание матрёшки». 3) «Разбери и сложи пирамидку» 4) «найди парные картинки»; 5) «Поиграй с цветными кубиками» 6) «Построй из палочек»; 7) «Достань тележку» 8) «Нарисуй дорожку» 9) «Сложи разрезные картинки» | Ребёнок достаточно не плохо справлялся с заданиями, контактировал со взрослым | Понравилась подача и манера педагога | |
8 | Психолого- педагогическое обследование неговорящего ребенка раннего возраста | Мальчик Ярослав, 3-4 года | Логопед-дефектолог | Исследование познавательных процессов. | 1)«Матрёшка» 2)«Спрячь киску» - выявить уровень практической ориентировки на величину, 3)«Конструирование из палочек» 4)«Разрезные картинки» | У мальчика плохо развита речь, а также наглядно-действенное мышление | ||
9 | Психолого-педагогическое обследование с кохлеарной имплантацией | Девочка 5 лет | Оценить развитие слуха и речи | 1)«Животные», 2)«Как выглядят животные?» 3)«Как разговаривают животные?» | Девочка плохо понимает что ей говорят | |||
10 | Психолого-педагогическое обследование дошкольника | Мальчик, 3.5 года | Доцент кафедры | Выявить степень умственной отсталости | 1)«Покажи», 2)«Пирамидка», 3)«Что стучит», 4)«Бубен», 5)«Покорми» | Есть задания, которые вызывают трудности | Ребёнку необходимо сопровождение специалистов | |
11 | Психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста | Мальчик Никита, 2 года | Учитель-логопед | Изучение личности ребёнка | 1)«Игрушки» 2)«Геометрические 3)«Подбери по цвету» 4)«Разрезные картинки» 5)«Конструктор». 6)Предметные карточки | Многие задания выполняет с успехом, выполняет инструкцию учителя | Познавательные процессы соответствуют норме, ЗРР |
|
|