Определите этапы изучения особенностей развития фонетико-фонематической стороны речи

Практическая работа № 16

Дисциплина: Логопсихология

Тип: Практическое занятие

Дата проведения: 24.04.2020 г., 9:40-11:10

Тема: Проблемы психолого-педагогической диагностики психических процессов у лиц с речевой патологией

Цель: Практическая работа по изучению мышления у лиц с нарушениями речи ориентирована на решение следующих задач: овладение имеющимся учебным лекционным материалом; формирование навыков самостоятельной работы; закрепление, углубление и систематизация знаний, активизация познавательных процессов и учебной мотивации студентов при закреплении темы.

Объем: 2 часа

 

Теоретические вопросы:

Назовите специфические показатели психического развития лиц с нарушением речи в зависимости от возраста испытуемых

· степени и выраженности отклонений в развитии от нормы;

· вторичных психопатологических явлений, определяющих структуру дефекта;

· возможностей компенсаторных механизмов, которые в дальнейшем могут быть базой для подбора коррекционных мер воздействия;

· отношения к своему дефекту и определение в связи с этим комплекса психотерапевтических процедур;

· сохранности психических свойств как основы для компенсации и коррекции;

· индивидуальных особенностей для повышения эффективности мер воздействия и использования их в процессе коррекции.

За счёт чего исследователь достигает максимальной надёжности результатов?

Для обеспечения надежности результатов подбираются наиболее близкие прогнозируемой деятельности тестовые пробы, которые обращены к трем факторам:

1) речевому расстройству;

2) аспектам личности

3) микросоциальным взаимоотношениям человека.

 

Какие методы используются в экспериментальном исследовании речи?

Экспериментальное исследование речи проводится с помощью ряда методов, которые включают:

1) чтение стандартного текста в различных условиях (молча, вслух шепотом и с обычной громкостью, послогово, по синтагмам, с отбиванием ритма рукой, с одновременной двигательной реакцией рукой на зуммер, в условиях задержанной обратной акустической связи);

2) использование речевого материала, имеющего различную организацию (стихи и проза, тексты различной семантической трудности, сочинения);

 

Каким образом осуществляется выявление особенностей развития лексической стороны речи?

1. Изучение состояния сформированности лексического значения слова:

1) понимание контекстуально обусловленного значения слова;

2) перенос усвоенного значения на новые аналогичные ситуации;

3) умение подбирать синонимы, антонимы; - понимание многозначности слова.

2. Изучение особенностей системы морфологического словообразования:

1) понимание образующих и производных слов и их сравнение по значению;

2) умение практически оперировать словообразовательными морфемами в процессе словообразования (по аналогии и самостоятельно);

3) выделение на практическом уровне общей морфемы (приставки, суффикса) в ряде слов (морфологический анализ) [5].

3. Изучение характера устанавливаемых ребенком смысловых связей между словами.

 

Как происходит изучение особенностей системы морфологического словообразования?

Изучение особенностей системы морфологического словообразования происходит следующим образом:

1) понимание образующих и производных слов и их сравнение по значению;

2) умение практически оперировать словообразовательными морфемами в процессе словообразования (по аналогии и самостоятельно);

3) выделение на практическом уровне общей морфемы (приставки, суффикса) в ряде слов (морфологический анализ)

 

Исследование особенностей развития грамматической стороны речи.

1. Изучение состояния сформированности системы морфологической словоизменения: усвоение системы значений грамматических морфем и способов их языкового обозначения, отражающие различные грамматические категории (число, род, падеж, склонение, вид, время и т. д.), их использование в процессе понимания и порождения высказывания. Для существительных и прилагательных: падежные, числовые, родовые изменения, для глаголов: категории числа, рода, вида.

2. Изучение особенностей синтаксической стороны речи:

1) усвоение детьми синтаксического значения слова в предложении;

2) понимание логико-грамматических конструкций.

 

Определите этапы изучения особенностей развития фонетико-фонематической стороны речи.

1. Выявление состояния звукопроизношения и звуковой структуры слова;

2. Выявление состояния сформированности фонематических процессов: восприятия, представления, анализа.

 

 

Практические задания:

1. Просмотреть видеоролики с психолого-педагогическим обследованием детей с различными речевыми нарушениями. Заполнить данные по сравнительной характеристике познавательных процессов в процессе обследования. Выявить специфику диагностики, какие методики были использованы, их цель, какие результаты получили, общий вывод специалистов.

1. https://www.youtube.com/watch?v=__PoNLCXriA моторная алалия

2. https://www.youtube.com/watch?v=LRkHC38TAao моторная алалия, ОНР I уровня

3. https://www.youtube.com/watch?v=XR_nxzTt9-w дизартария

4. https://www.youtube.com/watch?v=ImkPGM2BE2U&t=23s ОНР, дизартрия

5. https://www.youtube.com/watch?v=mT5eyxQN_yQ слухо-речевая память

6. https://www.youtube.com/watch?v=WLBayLZfDB4 психолого-педагогическое обследование ребенка 5 лет

7. https://www.youtube.com/watch?v=vGhyw3XM-sQ&t=3s психолого-педагогическое обследование ребенка 2-2,5 лет

8. https://www.youtube.com/watch?v=Pt-LdyWHsyE психолого-педагогическое обследование ребенка 3-4 лет

9. https://www.youtube.com/watch?v=fEjWckcdPoI&feature=emb_title психолого-педагогическое обследование с кохлеарной имплантацией

10. https://www.youtube.com/watch?v=7bhUSsCnBnk психолого-педагогическое обследование ребенка 3,5 года

11. https://www.youtube.com/watch?v=m72XGJ7jQkc психолого-педагогическое обследование ребенка 2 лет

 

Схема анализа:

1. Название обследования.

2. Возраст и данные ребенка (если имеются, предположить возраст самим).

3. Кто проводил обследование? (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, ПМПК)

4. Основная цель психолого-педагогического обследования?

5. Какие методики применялись (с оборудованием) и на что были направлены?

6. Общие сведения о прохождении обследования (описать ключевые моменты, по которым можно сделать вывод о состоянии познавательных процессов, речи).

7. Специфические сведения, полученные из просмотра обследования (что нового для себя узнали, что заинтересовало и удивило, какие фрагменты работы заменили бы и почему и т.д.).

8. Обосновать, по каким моментам психолого-педагогического обследования можно сформулировать логопедическое заключение или сделать выводы о состоянии психических процессов ребенка.

9. Сделать общий вывод об психолого-педагогической диагностике. Что необходимо учитывать при ее проведении (в частности, касательно наличия речевого дефекта). На основе просмотренных видеороликов, сформулировать методику психолого-педагогического обследования лиц с нарушениями речи:

· заиканием

· сенсорная алалия

· афазия

· дислалия

· др. речевые нарушения

 

Название обследования Возраст и данные ребенка Кто проводил обследование Основная цель психолого-педагогического обследования Какие методики применялись Общие сведения о прохождении обследования Специфические сведения, полученные из просмотра обследования Обосновать, по каким моментам психолого-педагогического обследования можно сформулировать логопедическое заключение или сделать выводы о состоянии психических процессов ребенка.  
1 Обследование неговорящего ребёнка Мальчик Никита, 3 года Учитель-логопед Выявить уровень владения речью 1) ребёнка просили показать где изображён банан, груша, яблоко, персик, а после, собрать эти картинки. Методика позволяет выявить степень овладения зрительным анализом, т.е. может ли ребёнок объединить элементы в целостный образ; 2) ребёнку дали куклы и просили назвать кто из них бабушка, дедушка, папа, мама; 3) методика «Пирамидка». Данная методика направленна на исследование уровня развития восприятия предметов, их соотношения по величине, а также на восприятие цветов колец в пирамиде; 4) Никите дали три фигуры: квадрат, круг, треугольник и просили назвать эти фигуры. Методика направлена на восприятие формы предметов. 5) методика «Колечки». Просят показать где колечек больше, а где меньше, сколько колечек находится; 6) пазлы мама-ребёнок. 7) ребёнка просят показать кастрюлю, кровать, пуговицу, яйцо и предметные действия с ними 8) методика «Назови предметы» 9) методика «Чего не хватает»   Ребёнок не плохо отвечал на вопросы, но испытывал трудности в названиях предмета, интеллект соответствует возрасту Открыла для себя новые методики обследования, понравилась подача учителя-логопеда. Ребёнок часто затрудняется в ответах учителя-логопеда, а также в выполнении заданий.
2 Обследование неговорящего ребёнка   Мальчик Егор, 3 года Учитель-логопед Выявить речевое нарушение 1) ребёнка просят назвать транспортные средства. Методика необходима для оценки восприятия формы и пространственных отношений 2) мальчика просят назвать где грибов много, а где мало. Методика позволяет выявить умение разливать количество. 3) методика «Матрёшка» 4) методика «Назови предметы» 5) методика «Назови действия» 6) «Построй забор». Ребёнка просят показать одинаковые элементы и цвета 7) мальчика просят показать различные предметы для домашнего обихода и назвать их. Позволяет выявить умение пользоваться этими предметами.   Егор понимал задания, которые ему давала учительница и пытался сделать сам. Методики и подача логопеда очень понравились, также можно использовать различные задания на тему «Транспорт», т.к. было заметно, что ребёнок пришёл с любимой игрушкой-машиной, возможно ему эта тема будет интересна У Егора моторная алалия онр 1 уровня, т.к. он достаточно хорошо понимает обращенную к нему речь, интеллект в норме, некоторые слова повторяет за логопедом.
3 Обследование неговорящего ребёнка Мальчик Артём, 5 лет Учитель-логопед Оценить фонематический слух «Повторяй за мной». Ребёнка просили повторять движения, для выявления уровня сформированности моторики Часто затруднился в движениях, моторика плохо развита Интересные методики на моторику Нейропсихологическая проба на дизартрию – положительная.
4 Психолого-педагогическое обследование ребёнка с ОНР Мальчик Руслан, 6 лет Учитель-логопед Обследование уровня речевого развития ребёнка с моторной алалией Занятие на тему «Животные»: 1) разложение карточек по группам «животные», «птицы», «насекомые»; 2) «Покорми животного»; Ребёнок во время занятия отвлекался, но у него достаточно развиты познавательные процессы, было тяжело отвечать на вопросы    
5 Нейропсихологическая диагностика   Девочка 4-5 лет Учитель-логопед Диагностика слухо-речевой памяти 1) методика "10 слов". Методика направлена на слухо-речевую память; 2) девочке были представлены различные карточки для запоминания. Методика направлена на зрительную память. В первой методике девочка назвал 7 слов к 5 повторению, что считается нормой. Во второй методике девочка вспомнила все 7 из 7 карточек Мне понравились методики и работа учителя В конце обследования девочку попросили назвать слова, которые она помнит из первой методики, она назвала 5 слов, что свидетельствует о долговременной памяти
6 Психолого-педагогическое обследование   Девочка 5 лет Логопед-дефектолог Изучение познавательные процессы 1)методика "Разборка и складывание матрёшки». Методика направлена на выявление уровня развития практической ориентировки на величину; 2) методика «Коробка форм». Необходима для оценки восприятия формы У девочки хорошо развиты познавательные процессы.    
7 Психолого- педагогическое обследование   Мальчик Семён, 2 года Педагог-психолог Постановка диагноза 1)методика «Поймай шарик» 2) методика «Спрячь кубики» 3) методика "Разборка и складывание матрёшки». 3) «Разбери и сложи пирамидку» 4) «найди парные картинки»; 5) «Поиграй с цветными кубиками» 6) «Построй из палочек»; 7) «Достань тележку» 8) «Нарисуй дорожку» 9) «Сложи разрезные картинки» Ребёнок достаточно не плохо справлялся с заданиями, контактировал со взрослым Понравилась подача и манера педагога  
8 Психолого- педагогическое обследование неговорящего ребенка раннего возраста   Мальчик Ярослав, 3-4 года Логопед-дефектолог Исследование познавательных процессов. 1)«Матрёшка» 2)«Спрячь киску» - выявить уровень практической ориентировки на величину, 3)«Конструирование из палочек»  4)«Разрезные картинки»   У мальчика плохо развита речь, а также наглядно-действенное мышление    
9 Психолого-педагогическое обследование с кохлеарной имплантацией Девочка 5 лет   Оценить развитие слуха и речи 1)«Животные», 2)«Как выглядят животные?» 3)«Как разговаривают животные?» Девочка плохо понимает что ей говорят    
10 Психолого-педагогическое обследование дошкольника   Мальчик, 3.5 года Доцент кафедры Выявить степень умственной отсталости 1)«Покажи», 2)«Пирамидка», 3)«Что стучит», 4)«Бубен», 5)«Покорми» Есть задания, которые вызывают трудности   Ребёнку необходимо сопровождение специалистов
11 Психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста   Мальчик Никита, 2 года Учитель-логопед Изучение личности ребёнка 1)«Игрушки» 2)«Геометрические 3)«Подбери по цвету» 4)«Разрезные картинки» 5)«Конструктор». 6)Предметные карточки   Многие задания выполняет с успехом, выполняет инструкцию учителя   Познавательные процессы соответствуют норме, ЗРР

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: