Основная литература (название учебника) | Электронная ссылка на электронную библиотеку и/или сам учебник) |
Экология. Учебник. КноРус; Москва 2020, Колесников С.И. стр 187 | https://www.book.ru/book/935680 |
Сайт в контакте Экология | https://vk.com/club193132935 |
Лекция
ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Охрана природы (окружающей природной среды) — система международных, государственных и общественных мероприятий, направленных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов и улучшение состояния природной среды в интересах удовлетворения материальных и культурных потребностей как существующих, так и будущих поколений людей. Иначе говоря, охрана природы — система мероприятий по оптимизации взаимоотношений человеческого общества и природы.
В природоохранной деятельности различают охрану атмосферы, вод, недр, почв, растительности, животного мира. В основе рационального природопользования и охраны природы лежат разные мотивы (аспекты): экономический, здравоохранительный, эстетический, научно-познавательный, воспитательный и др. Экономический мотив — важнейший мотив как в прошлом, так и в настоящее время, ибо вся хозяйственная деятельность человека и само его существование основаны на использовании природных рсурсов.
|
|
Здравоохранительный мотив возник относительно недавно в связи с усиливающимся загрязнением окружающей среды, результатом которого являются многочисленные заболевания и снижение продолжительности жизни населения.
Эстетический мотив подразумевает поддержание хотя бы отдельных природных комплексов в состоянии, способном удовлетворять эстетические потребности человека, которые не менее важны, чем все остальные.
Научно-познавательный мотив имеет в виду сохранение биологического разнообразия организмов, неизмененных участков природы,ее отдельных произведений и т.д. с целью научного познания.
Воспитательный мотив подразумевает необходимость охраны природы для формирования духовных потребностей человека. Конечная цель рационального природопользования и охраны природы —хозяйства, науки, культуры и т.д., для удовлетворения материальных и культурных потребностей всего человеческого общества. В процессе взаимодействия с природой человеческое общество выработало ряд принципов (правил), направленных на рационализацию природопользования, позволяющих предотвратить или смягчить негативные последствия воздействия на природу.
Рациональное природопользование и охрана природы должны основываться на следующих правилах (принципах).
1. Правило прогнозирования: использование и охрана природных ресурсов должны осуществляться на основе предвидения и максмально возможного предотвращения негативных последствий природопользования.
|
|
2. Правило повышения интенсивности освоения природных ресурсов: использование природных ресурсов должно производиться на основе повышения интенсивности освоения природных ресурсов, в частности с уменьшением или устранением потерь полезных ископае мых при их добыче, транспортировке, обогащении и переработке.
3. Правило множественного значения объектов и явлений природы: использование и охрана природных ресурсов должны осуществляться с учетом интересов разных отраслей хозяйства.
4. Правило комплексности: использование природных ресурсов должно реализовываться комплексно, разными отраслями народного хозяйства.
5. Правило региональности: использование и охрана природных ресурсов должны осуществляться с учетом местных условий.
6. Правило косвенного использования и охраны: использование или охрана одного объекта природы может приводить к косвенной охране другого, а может приносить ему вред.
7. Правило единства использования и охраны природы: охрана природы должна осуществляться в процессе ее использования. Охрана природы не должна быть самоцелью.
8. Правило приоритета охраны природы над ее использованием: при ис пользовании природных ресурсов должен соблюдаться приоритет экологической безопасности над экономической выгодностью. Выработанные принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды закреплены законодательно. Так, в Федеральном законе об охране окружающей среды (2002) юридически закреплены следующие принципы.
1. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечение благо приятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения.188
2. Научно-обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду.
3. Рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека.
4. Соблюдение требований природоохранительного законодательства, неотвратимость наступления ответственности за их нарушения.
5. Гласность в работе и тесная связь с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач.
6. Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды.
10.2. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Экологическое право — совокупность эколого-правовых норм (правил поведения), регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей природной среды, предупреждения вредных экологических последствий, оздоровления и улучшения качества окружающей человека природной среды. Соблюдение правил (норм), в том числе экологических, обеспечивается государством в принудительном порядке.
Указы Президента РФ затрагивают широкий круг экологических вопросов. Например, Указ о концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (1996). Постановления Правительства РФ в области охраны окружающей природной среды.
Нормативно-правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти издаются по вопросам рационального использования и охраны окружающей природной среды в виде постановлений, инструкций, приказов и т.д.
Нормативно-правовые акты субъектов Российскойи Федерации (областей, краев) дополняют и конкретизируют действующие нормативноправовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей природной среды.
|
|
10.3. ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИЙ,
СПОСОБСТВУЮЩИХ ОХРАНЕ ПРИРОДЫ
Государственные органы Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды подразделяются на две категории: органы общей и специальной компетенции.
К государственным органам общей компетенции относятся Президент РФ, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство РФ, представительные и исполнительные органы власти субъектов федерации, муниципальные органы. Эти органы
определяют основные направления природоохранной политики, утверждают экологические программы, обеспечивают экологическую безопасность, устанавливают правовые основы и нормы в пределах своей компетенции и т.д. Наряду с охраной окружающей природной среды
государственные органы этой категории ведают и другими экологическими вопросами, входящими в круг их полномочий. Государственные органы категории специальной компетенции. Для управления природопользованием независимо от интересов отдельных организаций и отраслей хозяйства необходим специальный орган. В нашей стране впервые такой орган был создан в 1988 г. — Государственный комитет по охране природы СССР, с 1991 г. — Министерство экологии и природных ресурсов РСФСР, с 1992 г. — Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, с 2000 г. — Министерство природных ресурсов РФ, с 2008 г. — Министерство природных ресурсов и экологии РФ.
Минприроды России подведомственны: Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Фе-
|
|
деральное агентство по недропользованию.
Минприроды России осуществляет государственное управление в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. В его компетенцию входят следующие вопросы: геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр; использование, охрана, защита лесного фонда 190 и воспроизводство лесов; использование и охрана водных объектов; эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений и обеспечение их безопасности; охрана, использование и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания; особо охраняемые природные территории; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; охрана атмосферного воздуха; обращение с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных); совершенствование экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды.
Кроме того, определенными полномочиями в сфере природопользования, охраны природы и экологической безопасности обладают и другие исполнительные органы.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (с подведомственными Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральным агентством по рыболовству) обепечивает безопасность населения, охрану и рациональное использова-
ние природных ресурсов в агропромышленном комплексе.
Министерство здравоохранения Российской Федерации (с подведомственными Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и Федеральным медико-биологическим агентством) обеспечвает санитарную охрану населения.
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обеспечивает безопасность людей в условиях экстремальной ситуации, стихийных бедствий, производственных аварий
и катастроф.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет контроль за использованием недр. Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет охрану атмосферного воздуха от загрязнения транспортными
средствами.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет контроль и надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В настоящее время загрязнение среды и нарушение экологического равновесия приобрело глобальные масштабы. В связи с этим возникла неотложная необходимость международного сотрудничества в целях предотвращения глобальной экологической катастрофы. По-
этому помимо государственных существуют и международные органы управления природопользованием и охраной природы.