Русская музыкальная культура второй половины XIX века

Вторая половина XIX века - время могучего расцвета русской музыки, как и всего русского искусства. 

Передовые деятели русской культуры вели борьбу за простоту и доступность искусства для народных масс.

 

    Н.А.Некрасов (1821 - 1877). Его лучшие стихи и поэмы - это своего рода летопись тяжелой доли русского народа. Недаром его звали певцом «мести и печали». Стихами Некрасова зачитывались все передовые русские люди.

 

 

Во второй половине XIX века русская живопись дала таких замечательных художников, как Перов, Крамской, Репин, Суриков, Серов, Левитан.

Их имена связаны с «Товариществом передвижных художественных выставок».

 

 

Выставки картин стали устраиваться в разных городах России. Поэтому их называли «передвижными выставками», а художников, входивших в это объединение, «передвижниками». Успешному развитию искусства передвижников способствовали статьи замечательного русского деятеля В.В.Стасова. В своих критических выступлениях Стасов утверждал, что искусство передвижников - это гордость и слава России. Он зло высмеивал тех, кто обвинял передвижников в том, что они своими картинами «принимают искусство».

 

 

Большую помощь художникам-передвижникам оказал П.М.Третьяков, покупавший лучшие творения русских художников для знаменитой галереи, носящей ныне его имя. Своё замечательное собрание картин он в 1892 году принёс в дар городу Москве.

 

 

Николай (1835 г. - 1881 г.), русский пианист, дирижёр, педагог) и Антон (1829 г. - 1894 г.), русский пианист, композитор, дирижёр, педагог) Рубинштейны.

В 1862 году в Петербурге была открыта первая русская консерватория. Её директором стал русский пианист Антон Григорьевич Рубинштейн.

               

 

Первым выпускником Консерватории по классу композиции стал Пётр Ильич Чайковский, окончивший её в 1865 году с большой серебряной медалью.

В 1871 году на должность профессора кафедры теории композиции и инструментовки был приглашён Николай Римский-Корсаков.

 

 

    Памятник известному русскому композитору М. И. Глинке в Санкт-Петербурге.

Монумент был установлен на Театральной площади в 1906 году, первоначально — перед консерваторией, а в 1925 году его перенесли в сквер справа от здания. Автор скульптуры — Р. Р. Бах, архитектурное руководство — А. Р. Бах.

 

 

Памятник Н.А.Римскому-Корсакову. Установлен в 1952 году в Ленинграде на Театральной площади у здания Ленинградской консерватории, профессором которой Н. А. Римский-Корсаков был почти сорок лет.

 

Авторы памятника скульпторы В. Я. Боголюбов, В. И. Ингал, архитектор М. А. Шепилевский.

 

 

В стенах консерватории

 

Консерватория имеет несколько концертных залов

 

А в 1866 году состоялось открытие Московской консерватории, которую возглавил брат Антона Григорьевича - Николай Григорьевич Рубинштейн, также высокообразованный музыкант, прекрасный пианист, дирижер и хороший педагог. Долгие годы он руководил Московской консерваторией, был другом Чайковского и других передовых музыкантов, артистов и писателей Москвы.

 

 

Мысль об учреждении консерватории в Москве впервые высказал в 1819 году Фридрих Шольц, капельмейстер Большого театра, но идея не нашла поддержки. Спустя 11 лет, в 1830 году, ему удалось получить разрешение открыть у себя на дому «бесплатное преподавание генерал-баса и композиции».

Значительно позже, в 1860 году, Н. Г. Рубинштейн, совместно с В. А. Кологривовым, организовал в Москве музыкальные классы Московского отделения Императорского русского музыкального общества. Первоначально занятия музыкальных классов проходили на квартире Н. Г. Рубинштейна.

Консерватория в Москве была основана в 1866 году, торжественное открытие состоялось 1 сентября. Главным инициатором создания консерватории был Н. Г. Рубинштейн, соучредителем — князь Николай Петрович Трубецкой.

 

 

 

Концертный зал консерватории имеет орган.

 

 

Учебным заведением массово-просветительного характера была Бесплатная музыкальная школа, открытая в 1862 году по инициативе Милия Алексеевича Балакирева.

Целью её было дать рядовому любителю музыки основные музыкально-теоретические сведения и навыки хорового пения, а также игры на оркестровых инструментах. Таким образом, в 60-е годы в России впервые возникают учебные музыкальные заведения с различной направленностью.

 

 

Велико значение русского искусства 60-х и 70-х годов. Несмотря на препятствия, преследования, оно помогало народу бороться за свободу, за осуществление светлых идеалов. Во всех областях искусства и в литературе было создано множество замечательных произведений. Русское искусство того времени открыло новые пути для дальнейшего развития народно-национального художественного творчества.

 

Следующая тема урока будет посвящена знаменитому на весь мир союзу русских композиторов «Могучая кучка» - «Балакиревскому кружку».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: