Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина

Художественный музей в Рязани был основан в 1913 г. местными энтузиастами, создавшими «Общество Рязанского художественно-истори-ческого музея имени профессора Ивана Петровича Пожалостина». В состав Общества вошли местные художники Александр Александрович Киселёв-Камский (1868—1941), Владимир Павлович Соколов (1860—1913), Сергей Андреевич Пырсин (1868—1962) и примкнувшие к ним представители рязан-ской интеллигенции — служащие, врачи, учителя. Первыми поступлениями в собрание музея стали дары московских художников и коллекция рисунков и гравюр профессора Императорской Академии художеств И. П. Пожалостина.

    В январе 1915 г. музей был передан в ведение города и 23 марта того же года был открыт для посещения. Его каталог включал 72 наименования, в том числе около полусотни живописных и графических произведений такого художественного уровня, что многие из них до сих пор занимают место в постоянной экспозиции русского искусства начала XX в. Экспозиция распо-лагалась в здании городского Романовского училища на Семинарской улице, где решением городской Управы музею были временно отведены зал и две комнаты. Ныне это хорошо сохранившееся двухэтажное красно-кирпичное здание начала XX в. — один из корпусов Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина (ул. Семинарская, 15).

В 1918 г. музей вошёл в состав Губернского историко-краеведческого музея. В 1938 г. художественный отдел краеведческого (бывшего Губерн-ского) музея был преобразован в Рязанский областной художественный музей. В составе краеведческого музея и позже, как самостоятельное учреждение, музей занимал отдельное двухэтажное каменное здание Консистории (середина XVII в., архитектор Ю. К. Яршов) на территории Рязанского кремля.

 

С 1980 г. музей размещается в памятнике архитектуры русского классицизма конца XVIII — начала XIX вв. неизвестного архитектора круга М. Ф. Казакова. Здание, принадлежавшее рязанскому купцу-миллионеру Гавриле Васильевичу Рюмину, было подарено в 1833 г. его сыном, Николаем Гавриловичем, Рязанской губернской гимназии под пансион для дворянских детей. В 1868 г. с восточной стороны здания было пристроено двухэтажное помещение под алтарную часть гимназической церкви во имя святителя Николая. В 1998 году музею возвращено имя И. П. Пожалостина.

Собрание насчитывает около 12 000 произведений отечественного и западноевропейского искусства конца XV — XX веков: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство. Коллекция западноевропейского искусства включает картины художников итальянской, голландской, французской школ, изделия фарфоровых производств Германии, Франции, Англии. В коллекции отечественного искусства представлены древнерусская икона и скульптура, русская живопись, скульптура и графика XVIII—XX веков, в том числе произведения художников, связанных с Рязанью, фарфор, стекло, мебель.

  Значительный раздел собрания составляет народное искусство Рязанской земли: костюм, ткачество, вышивка, кружево, керамика, в том числе глиняная игрушка.

Постоянную экспозицию дополняют ежемесячные выставки из фондов музея, из собраний других музеев страны, персональные и групповые выставки современных художников Рязани, Москвы, Петербурга и других городов России. Лучшие произведения из коллекции музея экспонируются на выставках во многих странах мира.

Отделы:

Древнерусское искусство

Собрание древнерусского искусства сформировалось в результате экспедиционной работы сотрудников музея в 1960—1970-х гг. Ряд уникальных экспонатов поступил из Рязанского епархиального древлехранилища и музея Рязанской учёной архивной комиссии. Большинство памятников после реставрации, устранения позднейших записей обрело новую жизнь в музее.

Коллекция включает иконы начиная со второй половины XV в., в том числе немногие экспонаты, которые относят к местной (рязанской) художественной традиции. Это «Архангел Михаил с "Чудом в Хонех"» и резная икона «Архангел Михаил», не имеющая аналогов в русской деревянной скульптуре.

Памятники XVII—XIX вв. представлены более широко, в том числе коллекцией резных царских врат.

Русская живопись, графика и скульптура XVIII—XX вв.

Русская живопись и графика XVIII—XX вв. — самый значительный раздел собрания. Начало ему было положено в первые годы существования музея, когда московские художники принесли свои произведения в дар музею. В последующие десятилетия коллекция пополнялась из Государственного музейного фонда, частных собраний, приобретениями у современных художников. В музейной коллекции отражены история развития русской живописи XVIII—XX вв., ведущие стилевые направления, известные художественные объединения и группировки, яркие творческие индивидуаль-ности. Это прославленные русские мастера В. Л. Боровиковский, В. А. Тропинин, А. Г. Венецианов, И. К. Айвазовский, А. К. Саврасов, И. Е. Репин, В. И. Суриков, К. А. Коровин, а также А. Е. Архипов, Ф. А. Малявин и С. Г. Никифоров, жизнь и творчество которых связаны с Рязанской землёй.

Яркими образцами искусства рисунка XIX в. являются композиции А. О. Орловского, портреты П. Ф. Соколова, пейзажи И. И. Шишкина, Ф. А. Васильева. Период расцвета русской графики на рубеже XIX—XX вв., когда рисунок становится самостоятельным и очень востребованным видом искусства, широко представлен в музейном собрании произведениями В. А. Серова, М. А. Врубеля, В. В. Кандинского и многих других авторов, в том числе мастеров «Союза русских художников», «Мира искусства», «Голубой розы».

К послеоктябрьскому периоду в музейном собрании относятся работы таких крупных мастеров советской монументальной скульптуры, как И. Д. Шадр, А. П. Кибальников, Е. В. Вучетич.

Живопись и рисунок Западной Европы XVI—XIX вв.

Основу коллекции произведений западноевропейского искусства составили поступления 1918—1920-х гг. из дворянских усадеб Барятинских, Белосель-ских-Белозерских, Гагариных, находившихся на территории Рязанской губернии. Это работы мастеров итальянской, голландской, французской и других европейских школ XVI—XVIII вв., среди которых есть редкие полотна. Одним из двух станковых произведений художника XVII в. Д. Крозато, представленных в российских музейных собраниях, является картина «Принесение в жертву Поликсены». К числу заслуживающих особого внимания относятся также произведения итальянцев В. Катены и Ф. Гварди, малых голландцев Я. Пейнаса, А. ван Остаде и Я. ван Гейзюма, французских мастеров С. Вуэ и Ф. де Шампеня. Коллекция западноевропейского рисунка включает акварели Дж. Джиганте, Г. Карелли, К. Коро, Э. Изабе[8] и др.

Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство представлено в музее художественным фарфором, керамикой, стеклом, предметами мебели России и Западной Европы. Среди лучших образцов русского фарфора — изделия Император-ского фарфорового завода, частных заводов Гарднера, Попова, Батенина, Юсупова, а также агитационный фарфор, созданный в первые после-октябрьские годы С. В. Чехониным, А. В. Щекотихиной-Потоцкой, Н. Я. Данько. Коллекция художественного стекла включает изделия XVIII—XX вв. ведущих стекольных производств России.

Севрский и мейсенский фарфор составляют основу коллекции западно-европейского декоративно-прикладного искусства.

 

Предметы мебели в собрании немногочисленны. К лучшим образцам относятся резной буфет голландской работы XVII века и бюро-цилиндр русского мастера первой трети XIX столетия.

Рязанское народное искусство

Рязанская земля — один из старейших центров народного искусства России. Керамика, ткачество, вышивка и кружево отличались здесь ярко выраженными самобытными чертами. Собрание народного искусства в музее сформировалось в основном в 1960—1980-е годы в результате экспедиций по Рязанской области. В этот период были собраны предметы народного костюма — сложного художественного ансамбля, включавшего узорное ткачество и разнообразные по технике вышивку и кружево.

В коллекции музея находятся произведения современных авторов, про-должающих традиции народного искусства, в том числе мастеров уникального цветного михайловского кружева, скопинской декоративной керамики, народ-ной глиняной игрушки.

Фонды

Площадь фондов — 595 м².

Многие коллекции из-за ограниченной экспозиционной площади представлены в постоянной музейной экспозиции единичными предметами. Так, например, в фондах находится большая часть произведений И. П. Пожалостина. Музей обладает оттисками почти всех известных гравюр художника

В фондах Рязанского художественного музея оказалась значительная часть творческого наследия художников конца XIX — начала XX вв. С. Г. Никифорова и Я. Я. Калиниченко.

Неоценим этнографический материал, накопленный в результате экспедиционной работы сотрудников музея: элементы традиционного народного костюма Скопинского, Михайловского районов, образцы сапожковского закладного ткачества. Среди авторских произведений, выполненных в традициях народной вышивки и кружева — изделия Д. А. Смирновой, В. В. Грумковой, З. А. Зайцевой.

Полно представлена в музейном собрании история ещё одного художественного промысла — скопинской керамики. Это почти 400 произведений известных мастеров М. М. Пелёнкина, Н. К. Насоновой, А. И. Рожко, А. В. Курбатовой, М. А. Линёвой, Т. К. Головановой, Т. В. Лощининой, Л. А. Вороновой, Т. А. Киселёвой и др.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: