double arrow

Казанский государственный институт культуры, г. Казань, Россия


ФОТОГРАФИЯ КАК ЧАСТЬ РОССИЙСКОЙ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ РУБЕЖА XIX – XX ВВ. (НА ПРИМЕРЕ КАЗАНИ)

Петренко Е.Э., студентка IV курса

Григер М.В., научный руководитель, к.и.н., доцент

 

Казанский государственный институт культуры, г. Казань, Россия

e-mail: katya.petrenko.2019@mail.ru

Являясь сегодня для нас повседневностью, фотография после своего появления в 40-х годах позапрошлого века привнесла вклад в городскую культуру России. В статье рассматривается её влияние на жизнь города Казань.

Ключевые слова: фотография, городская культура, фотограф, фотографические заведения, традиция .

Сегодня фотография является для нас чем-то обыденным, из-за своей доступности. Но ещё в позапрошлом веке она казалась настоящим чудом. Фотография или на русский манер “светопись” осуществила давнюю мечту человечества – остановить мгновенье.

Изобретенная в Париже в 1839 году, она проникает в Казань уже в начале 40-х годов прошлого века. Сначала это приезжие дагеротиписты. Именно они открывают первые в Казани временные мастерские фотографии. Жаржевский Л.М., Павлов М.Н., Фролов Г.В.Из Казанской истории. / Ред.: М.Н.Павлов - Казань: Издательство “Титул”,2003.-256 с.




Новую профессию дагерротиписта, а позже фотографа осваивают ху­дожники, физики, химики, литографы, часовщики, коммерсанты, переплет­чики и те люди, коих влекло всё новое. Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.) : Дис. ...к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.

Первые стационарные фотографические заведения появляются в Казани только в 1850-х годах. Они становятся своеобразными ориентирами в городском пространстве. В конце этого десятилетия все чаще в объявлениях и реклам­ных сообщениях встречаются ссылки на фотозаведения.

К середине 1860-х гг. фотография прочно вошла в жизнь горожан. В семьях начинают формироваться фотоальбомы, в которых сохранялись порт­реты нескольких поколений. Как, правило, фотографии для таких альбомов выполнялись в лучших фотоателье.

В эти же годы появились традиции, сохранившиеся до наших дней. В семьях начинают формироваться семейные альбомы. Портретные фотогра­фии становятся предметами подарка на память. Удешевление фотографиче­ского процесса позволило фотографии выйти за узкие сословные рамки. Если живописными портретами предков могли похвастаться только богатые дво­рянские и купеческие семьи, то фотографические портреты близких собира­лись и в семьях менее состоятельных сословий.

Также возникает традиция составления альбомов учебных заведений. Самое ра­нее упоминание о подобном альбоме относится к 1867 г., когда Первая казан­ская мужская гимназия готовилась к празднованию своего столетнего юби­лея. В связи с этим событием было принято решение составить «альбом из фотографических портретов лиц, кончивших курс в этой гимназии» , для чего педагогический совет просил всех закончивших гимназический курс вы­слать до 1 января 1868 г. фотографические портреты.



Также как и во всей России, еще одним модным форматом становятся фотографические бланки.

В Казани так же, как и в боль­шинстве крупных городов были типографии и литографии, изготавливавшие такие бланки. Среди казанских фотографов была популярна типография В.М.Ключникова, в которой печата­лись бланки для фотозаведений В.П.Бебина, Н.Н.Соболева и А.Г.Шумилова. Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.) : Дис. ...к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.

Кроме того, большое количество бланков заказывались казанскими фо­тографами в крупных российских и европейских литографиях. Особой попу­лярностью пользовалось заведение австрийского подданного Иосифа Иоси­фовича Покорного, наладившего в России производство фотографических бланков. Из казанских фотографов-профессионалов услугами его литографий пользовались А.Ф.Беляев, М.А.Засыпкина, С.И.Иванов, М.Н.Капустин, А.А.Несмелов, братья Фельзер и владелец фотографии «Рембрандт» А.Х.Зимсон. Таким образом, зарож­давшаяся фотоиндустрия способствовала развитию типографского дела. Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.) : Дис. ...к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.



Начало 70-х годов 19 века ознаменовано появлением первых известных нам фотоальбомов с видами Казани. Жаржевский Л.М., Павлов М.Н., Фролов Г.В.Из Казанской истории. / Ред.: М.Н.Павлов - Казань: Издательство “Титул”,2003.-256 с.

Видовая фотография становится предметом продажи, и фотографы, из­готавливавшие подобные снимки для реализации, часто украшали ими вит­рины своих заведений. В это время появляется традиция преподносить фото­альбомы с видами городов высокопоставленным лицам в качестве памятных подарков о пребывании в той или иной местности. Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.) : Дис. ...к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.

В конце XIX столетия уровень развития фотолюбительства достиг та­кого уровня, что в столицах и провинции из числа активных любителей вы­двинулись энергичные деятели, которые осознавали, что для развития фото­графии необходимо объединять разрозненные силы. В это время в разных городах России были созданы фотографические общества, которые собирали вокруг себя и опытных, и начинающих любителей, становились своего рода творческим центрами. На заседаниях обществ обсуждали новые работы ода­ренных авторов, им давали оценку - так появились примеры для подражания, распространялись новейшие технические сведения. Общества опекали своих членов и направляли их деятельность . Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.) : Дис. ...к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.

Развитию фотолюбительства в Казани способствовало и открытие в 1890-х гг. специализированных магазинов фототоваров.

Они предлагали широкий ассортимент то­варов: камеры, объективы, пластины, бумагу, картон, бланки, альбомы, хи­мические вещества, предметы для ретуши, фоны, стереоскопы, волшебные фонари и т.д. Фототовары можно было заказать по почте. Издавались прей­скуранты товаров, которые кроме списка продукции и цен содержали также руководства по фотографии.

Открытие магазинов фототоваров было следствием упрощения техно­логического процесса, развитием фототехники, что привело к развитию по­требительского рынка, не только в лице фотографов-профессионалов, но и большого числа фотолюбителей.

Основы фотографии осваивают не только фотографы-профессионалы, но и огромная армия фотолюбителей. Для большинства из них основным ис­точником знаний становятся различные пособия и периодические издания по фотографии. В 1903 и 1904 гг. бесплатные занятия по фотографии для взрос­лых и детей проходили на базе семейно-педагогического кружка.

Октябрьской переворот 1917 года повлек коренные изменения: были кардинально изменены условия работы фотографических ателье, закрыты фотомагазины, прекратило свою деятельность Казанское фотографическое общество. Поступательное развитие фотографии было прервано революци­онными событиями 1917 года. С 1918 г. фотографические заведения, зани­маемые ими павильоны, оборудование, лаборатории подлежали национали­зации. Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.) : Дис. ...к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-358 с.

Таким образом, фотоискусство, после своего появления в Казани быстро стало частью городской культуры. Появляются новая профессия “фотограф” и новые заведения – фотографические временные и стационарные мастерские. Последние со временем становятся в некотором роде ориентирами в городском пространстве.

 Начинаются формироваться традиции, дошедшие и до наших дней – семейные и фотоальбомы выпускников учебных заведений. Также появляется мода на фотографические бланки, давшая толчок развитию типографии в нашем городе.

Появление нового жанра – видовой фотографии, а вслед за ним и альбомов с фотографиями видов нашего города, позволили сохранить для нас облик Казани XIX – XX вв.

В конце XIX столетия уровень развития фотолюбительства достиг та­кого уровня, что в столицах и провинции создаются целые фотографические общества и специализированные магазины.







Сейчас читают про: