Формирование общекультурных компетенций участников городской программы

«СОКРОВИЩА ТАТАРСТАНА»

 

 

Ахметянова Эндже Галимзяновна,

педагог-организатор,

педагог дополнительного образования

МАУДО «ГДТДиМ № 1»

г. Набережные Челны

 

Современное общество развивается быстрыми темпами, но попутно теряет ту связующую нить с прошлым, с культурным наследием своей страны, без которой человек не может считать себя полноценным гражданином и патриотом своей страны. Если будут утеряны все народные традиции, народное искусство, то существование народа может встать под сомнение.

Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка. Таким образом, гражданское, патриотическое, духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных задач, которая стоит перед нами. Несомненно, то, что мы, педагоги, заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.

Республика Татарстан распологает богатейшим историко-культурным наследием. Многообразие народного творчества и своеобразие искусства составляют культуру Татарстана. Каждый житель республики является частью этой культуры и призван творить ее.

Как привить подрастающему поколению любовь к родной земле, к народу? Конечно, показав красоту, неповторимость, уникальность, самобытность, древность, величие родной природы, культуры, истории, искусства, обычаев, познакомив с жизнью и деятельностью татарских ученых, музыкантов, поэтов, художников, общественных деятелей.

 Именно для этой миссии была разработана и утверждена городская программа «Сокровища Татарсьана», направленная на изучение родного татарского языка, народных традиций, истории и культурного наследия республики Татарстан.

Программа способствует воспитанию патриотических чувств через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Цель программы: Формирование и расширение знаний у учащихся о родном крае, культуре, обычаях и традициях, известных деятелях культуры, искусства и литературы.

Задачи программы:

- познакомить с народными праздниками и традициями народов, проживающих на территории нашей республики;

- закрепить знания о государственных символах, исторических и памятных местах Республики Татарстан;

- воспитывать толерантное отношение к окружающему миру, бережное отношение к культурному и литературному наследию Республики Татарстан.

Участники нашей программы проявляют искренний и неподдельный интерес к прошлому своего народа, чтобы более полно постичь его, почувствовать родство с другими людьми. Человек должен знать и любить свой родной язык ­ тот, на котором говорили его прадеды и отцы, на котором сохранялась информация о прошлом, культурные сокровища и опыт поколений.

Программа «Сокровища Татарстана» охватывает 28 школ города с общим охватом более полуторатысяч участников.

Содержание программы рассчитано на один год для учащихся 5–6-х классов, как специализированных татарских, так и рускоязычных классов. И конечно же, программа ведётся на татарском языке.

Встречи запланированы один раз в месяц, а в остальное время участники вместе с руководителями и родителями готовятся к следующему этапу игры.

Темы встреч разнообразные: задания по истории культуры, литературы; по памятным датам; проводится конкурс для капитанов команд.

За время работы Программы определились традиционные мероприятия:

это первая встреча - старт городской программы, где команды знакомятся друг с другом, рассказывают о себе. А форму подачи информации они выбирают сами.

Так же, традиционно, каждый год проводится фестиваль обрядов и народных праздников, литературные вечера, посвященные творчеству поэтов Мусы Джалиля и Габдуллы Тукая.

Особое внимание Программа уделяет фольклору. Народное творчество занимает особое место в жизни любого народа. Каждый народ воспринимает свой фольклор как что-то близкое, родное, потому что это творчество понятно для всех: и взрослым и детям. Одно из направлений татарского фольклора, включенного в Программу – это игры с песнями и танцами, которые развивают ловкость, быстроту и находчивость.

Народное творчество также воспитывает: патриотизм, любовь к творчеству народа, уважение к старшим и младшим, бережное отношение к природе, любовь к родным, трудолюбие, честность, добропорядочность, доброта и гостеприимство, интерес к жизни предков, его обрядам и праздникам.

И национальная культура татарского народа, как и других народов, создавалось в течение многих веков. В народном фольклоре отразились конкретные исторические особенности жизни татар. Волшебные былины, сказки о животных показывают особенности хозяйственной жизни предков татар, их обряды и обычаи. В народном творчестве отразились национальная психология народа, его быт.

Участники программы представляют одно фольклорно-обрядовое представление, костюмированно-театрализованный праздник, например: “Аулак өй”, “Каз өмәсе”, “Сабантуй”,”Нәүрүз”, “Боз озату”,”Уңыш бәйрәме-Сөмбелә”, “Нардуган” и др.

После каждой встречи с участниками Программы, мероприятия освещаются на сайте ГДТДиМ, на радио "Кунел", в газете "Комеш кынгырау".

Участвуя в городской программе, учащиеся школ приобретают знания о родном крае, о традициях и обрядах разных национальностей, проживающих в республике Татарстан, при этом получают навыки самостоятельной работы с краеведческой литературой, что будет в дальнейшем способствовать лучшему освоению образовательных программ по географии, истории, литературе; приобретают опыт участия в коллективной деятельности, опыт сотрудничества и взаимопомощи. Программа помогает принять татарскую культуру как часть мировой культуры.

По итогам встреч все команды награждаются дипломами.

В новом учебном году планируется охватить еще больше школ. Ведь подобного рода программа для учащихся 5-6 классов является единственной в городе.

 




double arrow
Сейчас читают про: