Памятник археологии раннесарматского времени (IV-нач. II в. до н.э.), расположенный на Южном Урале в 1,5 км от села Прохоровка Шарлыкского района Оренбургской области

Вопрос 7. Пазырыкская культура.

Пазырыкцы — смешанное кочевое население, в их внешнем европеоидном облике порой проступали черты монголоидной расы. Со своими многочисленными стадами пазырыкцы кочевали, перегоняя зимой скот в высокогорья, где меньше снега, а летом — к богатому разнотравью долин. Знали они и земледелие. Перемалывая зерно на тяжелых каменных жерновах, хранили его зимой в глубоких, выстланных берестой, ямах и пекли из него пресные лепешки. Жили в домах, срубленных из массивных лиственничных бревен. Из таких же брёвен устраивали подкурганные склепы для своих умерших. Непременными атрибутами их жизни были конь, оружие и вера в помощь предков и небесных покровителей.

Пазырыкское общество возглавляли вожди, которым после смерти воздвигали гигантские курганы в самых живописных урочищах и долинах рек. Немало сокровищ было скрыто под их насыпями.

Основу воинской силы пазырыкцев составляли отряды всадников, вооруженных луками и стрелами. Луки алтайского образца склеивались из четырех слоев дерева. Для лучшего сцепления места склейки покрывались косыми насечками. Затем готовое изделие обматывалось сухожилиями и оклеивалось берестой. Судя по найденным фрагментам, луки пазырыкцев достигали в длину 110 сантиметров. Особенностью устройства луков скифского типа были круто выгнутые наружу окончания оружия. Этот элемент позволял использовать при выстреле не только силу упругости древесины, но и энергию сокращения тетивы. Когда такой лук натягивался, тетива выходила из специальной канавки, прорезанной в изгибах, и рабочая длина её, таким образом, несколько увеличивалась. В момент выстрела все части оружия резко возвращались в исходное состояние. Тетива, как бы вновь наматываясь на крутые дуги окончаний, сокращалась, и стрела получала дополнительное ускорение. На выгнутые концы лука, чтобы сделать их более прочными и упругими, наклеивались роговые накладки.

В ближнем бою пазырыкцы использовали железные и бронзовые чеканы. Это были гранёные или кинжаловидные, слегка изогнутые острия, насаженные на длинные деревянные рукояти. Чекан являлся высокоэффективным оружием в руках всадников и пехотинцев. Его называют также клевцом. Клевец отличается тем, что его ударная часть в соответствии с траекторией удара имеет дуговидную форму. Впрочем, на этот счёт среди оружиеведов существуют и другие мнения. Во избежание путаницы мы будем далее называть чеканом оружие с прямым, колющим или рубящим носиком, клевцом - с изогнутым. Оружием ближнего боя были и знаменитые акинаки — железные и бронзовые кинжалы с характерным перекрестием в форме прямого бруса или развернутых крыльев бабочки. Реже перекрестие выполнялось в виде голов хищных птиц и зверей. Окончания рукояти акинаков часто украшали навершиями в виде парных головок грифонов, направленных клювами друг к другу. Но, по большей части, здесь помещался поперечный брусок-противовес или простое кольцо.

Основным защитным вооружением пазырыкцам служили наборные щиты двух типов. К первому относят щиты прямоугольной формы (высотой от 40 до 80 см.), ко второму — щиты, верхний край которых был пол круглым. Собирались щиты из гладких, оструганных прутьев диаметром чуть больше сантиметра, стянут: между собою кожей и окрашенных. Прутьев обыкновенно было около сорока. Посередине тыльной стороны располагалась широкая кожаная петля-рукоять. При изготовлении щитов использовалась сырая кожа, которая высохнув, сжималась и стягивала между собой деревянные части. Эти щиты при всех своих достоинствах легкости, упругости, слабой проницаемости для удара стрелы — были весьма чувствительны к дождю и влажности и могли применяться не при всякой погоде, так как отсыревшая кожа растягивалась, и щит терял свою надежность. Для защиты от влаги щиты хранили в специальных чехлах, снимаемых непосредственно перед боем.

Особенности боевой тактики пазырыкцев диктовал сам горный ландшафт. По-видимому, они действовали небольшими отрядами легковооруженных конных стрелков. Скорее всего, пазырыкцы использовали тактику засад, внезапных — может быть, даже ночных — нападений на стойбища и быстрого отхода с военными трофеями, самыми ценными из которых был скот, особенно породистые лошади. Интересно, что набор вооружения пазырыкских воинов напоминает арсенал боевых средств североамериканских индейцев со Скалистых Гор.

У древних скотоводческих племен, как свидетельствуют античные авторы и китайские хроники, существовал военный обычай отделения голов поверженных в сражении врагов и изготовления из них особых чаш — знаков воинской доблести. Пазырыкцы не были исключением. Например в курганном могильнике Уландрык рядом с воином покоится череп убитого им врага. Подтверждая сообщения «первого журналиста и этнографа» Геродота о причерноморских скифах, раскопки пазырыкских курганов доказали, что обычай скальпирования характерен не только для американски индейцев: следы скальпирования хорошо видны на голове мумии вождя, обнаруженной в одном из курганов урочищ Пазырык в Горном Алтае. Скальпы, по сообщениям Геродота привязывались к узде коня — количеством таких «подвесок определялась мера воинских умений их владельца.

Прохоровка

Памятник археологии раннесарматского времени (IV-нач. II в. до н.э.), расположенный на Южном Урале в 1,5 км от села Прохоровка Шарлыкского района Оренбургской области.

В начале XX в. (1911) крестьяне села Прохоровка, нескольких соседних деревень Михайловской волости Оренбургского уезда (ныне — Шарлыкский район) самовольно раскопали десятки курганов в поисках золота и драгоценностей. Властям удалось отобрать лишь небольшую часть найденных вещей, а многие из них бесследно исчезли.

Обеспокоенные ростом этого «археологического браконьерства» в изучение древних курганов активно включились ученые и краеведы, стремясь спасти для науки бесценные памятники исторических древностей. В результате этого была выделена особая, так называемая прохоровская культура сарматов, определено ее отличие от скифских памятников

В 1916 году он был первично исследован С.И. Руденко. Отчет и находки этой экспедиции, а также вещи, добытые крестьянами, были проанализированы и опубликованы М.И. Ростовцевым в 1918 году в первом обобщающем труде по истории сарматов. Ростовцев доказал, что эти курганы относятся к наиболее ранней стадии сарматской культуры, которая была названа им прохоровской. Он же предложил первую датировку Прохоровских курганов, отнеся их к III-II вв. до н.э.

Хронология и принадлежность Прохоровского могильника были пересмотрены В.Ю. Зуевым. Северную группу курганов он датировал рубежом V-IV вв. до н.э., а южную ‒ рубежом II-I вв. до н.э. с возможным омоложением даты до середины I в до н.э. Исследователь выдвинул гипотезу, по которой памятники сарматской культуры в Волго-Уральском регионе появились не ранее II в. до н.э., а значит глобальная хронология развития сарматской культуры также нуждалась в пересмотре.

После почти столетнего перерыва работы на памятнике были возобновлены. В 2001 году группа археологов под руководством В.Ю. Зуева произвела разведочные работы, а в 2003 году была организована Прохоровская археологическая экспедиция Института археологии РАН под руководством Л.Т. Яблонского совместно с оренбургским археологом Д.В. Мещеряковым.

В результате работы экспедиции были существенным образом уточнены данные о курганах, собранные С.И. Руденко и опубликованные М.И. Ростовцевым. Доказано, что все захоронения могильника принадлежат к единой ступени развития раннесарматской культуры (IV-нач. II в. до н.э.).

Могильник состоял из 9 курганов, расположенных двумя группами примерно в 800 м друг от друга и вытянутых в меридиональном направлении. Всего в курганах было обнаружено около 30 захоронений людей разного пола и возраста, значительная часть детей, умерших в младенчестве. Погребенные лежали на дне ямы. Ориентировка головы ‒ южная или со смещением к юго-западу.

В одном из курганов помимо стандартных, есть два необычных захоронения ‒ отдельное безынвентарное погребение молодой женщины, лежащей ничком, головой вниз с классической южной ориентировкой, в другом подбое лежала пожилая женщина на животе в неестественной позе с повернутой головой, тело выходило за границы подбоя.

Погребальный инвентарь был представлен керамикой, оружием, орудиями труда, украшениями и конским снаряжением. Важную часть погребального инвентаря составляют предметы вооружения: длинные железные мечи, с прямым перекрестьем рукояти и серповидным навершием; кинжалы с треугольным клинком и таким же типом рукояти; наконечники копий; колчанный железный крюк, обтянутый золотой фольгой и оформленный в виде зооморфной композиции. Из колчанов в большом количестве происходят наконечники стрел. Как правило они железные, черешковые трехлопастные, при этом в наборе могло находиться от одного до нескольких бронзовых втульчатых трехлопастных наконечников. В более ранних погребениях бронзовых стрел такого типа много, а железные отсутствуют или единичны. В разграбленном кургане №1 крестьянами была найдена железная эллинистическая «кираса». Одно из женских погребений также содержало предметы вооружения.

Из предметов конского снаряжения найдены железные двучастные удила, крестовидный псалий, железные стержневидные двудырчатые псалии с лопастевидными окончаниями и крестовидный псалий. Из того же кургана, в котором была «кираса», происходит пара серебряных, изготовленных из иранских фиал с надписями на арамейском языке.

Керамика представлена лепными круглыми сосудами местного производства с характерным орнаментом и гончарными привозными сосудами. В одном из лепных горшков находились так называемые «молоточковидные» камушки, известные по раннесарматским комплексам III-II вв. до н.э. Известны находки сосудов из других материалов.

Многочисленны находки украшений ‒ это бисер, бусы и золотые предметы. Бусины различных типов выполнены из разных материалов. Золотые украшения ‒ сферические и полусферические бляшки, гривна, перстень, а также бронзовые украшения, обтянутые золотой. Выделяется находка массивной серьги или подвески из шлифованного мохового агата в оправе из золотой фольги.

Среди прочих находок можно отметить бронзовые дисковидные зеркала, железные пряжки. Орудия труда ‒ железные ножи, каменные оселки, пряслица.

В погребении пожилой женщины обнаружены бедренные кости крупной птицы, в количестве 21 штуки, не имеющие следов обработки, и среди них ‒ тщательно обработанная костяная трубочки из такой же кости.

Практически во всех погребениях находят остатки напутственной пищи ‒ баран, обязательно с передней ножкой, а также кости лошади. Встречается характерное для сарматского погребального обряда захоронение отдельных лошадиных голов.

 

Литература:

1. «Сибирское вооружение: от каменного века до средневековья». Автор: Александр Соловьев (кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии и этнографии СОРАН); научный редактор: академик В.И. Молодин;

2. Зуев В.Ю. Проблемы хронологии прохоровской культуры и курганы у деревни Прохоровка. СПб., 2000.

3. Зуев В. Ю. Материалы к истории изучения прохоровских курганов в Оренбуржье. СПб., 2003.

4. Мошкова М.Г. Происхождение раннесарматской (прохоровской) культуры. М.,1974.

5. Ростовцев М.И. Курганные находки Оренбургской области эпохи раннего и позд-него эллинизма // МАР. Пг. Вып. 34. 1918.

6.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: