Мы все общаемся в сети, но часто не задумываемся о том, правильно ли это делаем. Как вести себя в деловой переписке, на форумах и в группах в социальных сетях? Как освоить цифровой этикет?
Культура цифрового общения – пожалуй, то, что нужно освоить современным людям в первую очередь, когда они выходят в интернет. Цифровой этикет помогает общаться так, чтобы не раздражать аудиторию и не доставлять собеседнику лишних неудобств. Касается это и деловой переписки, и общения в мессенджерах, и поведения на форумах, и ведения корпоративных аккаунтов в социальных сетях.
Чтобы понять, какие правила цифрового общения самые строгие, а какими можно пренебречь, в мае 2019 года был проведен опрос среди активных пользователей интернета, в нем приняло участие почти 200 человек в возрасте от 20 до 60 лет. В анкете спрашивалось, что раздражает при общении в социальных сетях, в деловой переписке, на форумах, а также каким принципам пользователи стараются следовать, чтобы сделать цифровую коммуникацию эффективной и приятной. По результатам опроса удалось собрать некоторые наиболее важные правила.
Правила деловой переписки:
· приветствовать в начале письма;
· ставить подпись в конце письма;
· не допускать орфографические и пунктуационные ошибки;
· не отправлять деловые письма в нерабочее время;
· не прикреплять тяжелые файлы;
· не путать кнопки «Ответить» и «Ответить всем»;
· не присылать деловые документы в мессенджерах;
· обязательно в письмах указывать тему сообщения.
Правила группового общения на форумах, в группах в социальных сетях:
· быть вежливым;
· обращаться к незнакомцам «на Вы»;
· не использовать мат и бранную лексику;
· не добавлять людей в группы без спросу;
· не спамить (то есть не публиковать нежелательные рекламные сообщения);
· не переходить на личности в спорах и дискуссиях.
Правила ведения аккаунтов в социальных сетях:
· не выдавать чужой контент за свой;
· не делать слишком много постов;
· не постить мемы и баяны;
· не злоупотреблять рекламой своих услуг;
· не отмечать людей в постах для привлечения внимания;
· не лайкать самого себя;
·
не отмечать людей на поздравительных открытках.
То есть особенность цифрового этикета в том, что любое правило можно объяснить не только принципами вежливости и взаимного уважения, но и технологическими особенностями цифровой среды.
Например, почему считается нежелательным отправлять деловые письма в нерабочее (и тем более ночное) время? Потому что у большинства людей на смартфонах стоят уведомления, и ваш ночной e-mail просто разбудит вашего адресата.
Самый простой способ освоить цифровой этикет – все время задавать себе вопросы:
1. Не доставляю ли я кому-то неудобств?
2. Не подвергаю ли я кого-нибудь опасности?
3. Не отнимаю ли я чье-то время, внимание (и трафик!)?
Еще один способ освоить цифровой этикет – подписаться на канал @digitaletiquette в Telegram и там узнавать о правилах и секретах эффективной цифровой коммуникации.