Прочитайте текст и выполните задания 21—24

Вариант 3

Часть 1.

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Подсистемы политической системы

Подсистемы Состав
Институциональная Государство, политические партии, общественно-политические движения
_____ Политические принципы, правовые и моральные нормы, политические традиции

2

2

В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий. Запишите это слово.

1) Творчество 2) образ 3) искусство 4) субъективность 5) эмоциональность.

3

3

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания мира.

1) непосредственное наблюдение, 2) распространение мнения, 3) социальная стратификация, 4) мысленное моделирование, 5) проведение эксперимента, 6) эмпирическое описание.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

4

4

Выберите верные суждения о массовой культуре.

1. Для всех явлений массовой культуры характерно обращение к народным традициям.

2. Явления массовой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие.

3. Для всех явлений массовой культуры характерно простое и доступное содержание.

4. Для всех явлений массовой культуры характерна активность восприятия.

5. Явления массовой культуры серийные и тиражируемы, рассчитаны на потребление большим количеством людей.

5

5

Установите соответствие между примерами и видами потребностей человека

ПРИМЕРЫ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
А) в пище 1) духовные (идеальные)
Б) в общении 2) социальные
В) в приобретении новых знаний 3) биологические (естественные)
Г) в общественном признании  
Д) в воздухе для дыхания  

6

6

Исследователи анализируют развитие экономики страны А. Какие признаки свидетельствуют о том, что в стране А традиционная экономика?

1. преобладание ручного труда

2. директивное распределение производственных ресурсов

3. свобода частной хозяйственной инициативы

4. доминирование интенсивных факторов экономического роста

5. отсталая технология производства

6. свободная конкуренция

7

7

Выберите и запишите цифры из приведённого ниже списка, которые обозначают источники доходов государственного бюджета.

1. содержание государственных учреждений

2. средства от приватизации предприятий

3. дивиденды по акциям, принадлежащим фирмам

4. поступления по штрафам и санкциям

5. обслуживание и погашение государственного долга

6. субсидии государства на жилищно-коммунальные услуги населению

8

8

Установите соответствие между примером (обозначено буквами) и видом социальной мобильности (обозначено цифрами).

Пример Вид социальной мобильности
А) ученый-историк перешел преподавать в другой университет 1) вертикальная
Б) старший преподаватель получил должность доцента 2) горизонтальная
В) семья переехала жить из одного села в другое  
Г) прожив три года в браке с гражданином России, гражданка Белоруссии получила гражданство РФ  
Д) офицер получил внеочередное звание  

9

9

В стране Z активно развивается крупное машинное производство, растут города. Работники добились от правительства принятия справедливого законодательства о труде. Какие признаки подтверждают наличие в стране Z рыночной экономики? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Промышленное производство растёт быстрыми темпами.

2. Валюта страны Z высоко ценится на международном валютном рынке.

3. В стране Z каждый собственник факторов производства свободно распоряжается ими.

4. Сельское хозяйство производит широкий ассортимент продукции на экспорт.

5. Собственниками земли, предприятий являются частные лица, организации.

6. В стране Z существует конкуренция производителей.

10

10

На графике изображено изменение предложения легковых автомобилей на потребительском рынке: кривая предложения переместилась из положения S в положение S1. (На графике P – цена товара; Q – количество товара.)

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. увеличение количества производителей автомобилей

2. снижение возраста получения водительского удостоверения

3. снижение цен на комплектующие изделия для автомобилей

4. рост тарифов на электроэнергию

5. повышение процентов по автокредитам

11

11

Выберите верные суждения, которые характеризуют правовые социальные нормы.

1. При встрече со знакомыми людьми принято здороваться и протягивать для приветствия открытую правую руку.

2. Все граждане России, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации, обязаны получить паспорт гражданина РФ.

3. В метро нельзя провозить взрывчатые вещества, легковоспламеняющиеся жидкости, газовые баллончики и оружие.

4. Члены политической партии на собраниях используют символику данного объединения.

5. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

12

12

В стране Д проведён социологический опрос среди молодёжи в возрасте 18—30 лет на тему: «Как часто вы оказываетесь в конфликтной ситуации?».

Результаты опроса представлены в таблице.

  Всегда Часто Иногда Никогда
18-20 лет 25 30 35 15
20-25 лет 10 25 55 20
25-30 лет 7 15 58 10

Какие выводы можно сделать на основании полученных данных?

1. Чем старше люди, тем меньше они склонны конфликтовать с другими людьми.

2. Более половины молодёжи склонно к делинквентному поведению.

3. Конфликты — это инструменты социализации, потому особы юного возраста чаще идут на конфликт с окружающими.

4. Более половины молодежи склонно к абсолютно конформистскому поведению.

5. Треть опрошенных респондентов иногда способна отстаивать свои интересы.

13

13

Многие исследователи выделяют государство как центральный институт политической системы. Выберите правильные признаки, которые подтверждают это суждение.

1. обладает наивысшей концентрацией власти

2. выполняет определённые общественные функции

3. возникло раньше других социальных институтов

4. устанавливает обязательные для выполнения нормы

5. представляет интересы определенного круга граждан

14

14

Установите соответствие между полномочиями судебной власти и судебными органами, которые ее осуществляют.

Полномочия судебной власти Судебные органы
А) осуществляет надзор за деятельностью судов общей юрисдикции по гражданским делам 1) Конституционный суд РФ
Б) дает разъяснения по вопросам судебной практики 2) Верховный суд РФ
В) является высшим судебным органом по уголовным делам, подсудным судам общей юрисдикции  
Г) разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти  
Д) разрешает споры о компетенции между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ  
   

15

15

В стране Z после длительного правления были проведены демократические выборы. На учредительном конституционном собрании была принята новая Конституция страны, закрепившая демократические основы государственности. Какие нормы обязательно должны быть представлены в Конституции страны Z?

1. Государство гарантирует трудоустройство и устанавливает минимальный размер заработной платы.

2. В государстве обеспечиваются равные условия развития для предприятий различных форм собственности, гарантируется неприкосновенность частной собственности.

3. Государство обеспечивает защиту реальных прав и свобод граждан.

4. Государство проводит пропаганду определенной политической идеологии.

5. Государство принимает директивные планы развития экономики страны на долгосрочную перспективу.

6. В стране закреплена основным законом и гарантируется государственная собственность на средства производства.

16

16

Что из перечисленного относится к группе гражданских (личных) прав гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. право на образование

2. право на неприкосновенность частной жизни

3. право на жилище

4. право на защиту чести и доброго имени

5. право избирать и быть избранным

17

17

В каких ситуациях администрация предприятия осуществила незаконное увольнение работников? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. За три календарных дня до истечения срока действия трудового договора Константин Э. был предупрежден в письменной форме о желании администрации договор не продлевать.

2. Софья В. болела полтора месяца, а когда закрыла листок нетрудоспособности и вышла на работу, получила на руки приказ об увольнении.

3. Ирина С. была уволена за отсутствие на рабочем месте более четырех часов, — ее вызвали в больницу, куда был срочно госпитализирован ее сын.

4. Трудовой договор с Татьяной А. был расторгнут в связи с сокращением численности и штата работников организации.

5. Аркадий С. был уволен за появление на работе в состоянии алкогольного опьянения.

6. Диана С. была уволена с занимаемой должности из-за недостаточной квалификации, подтвержденной аттестационной комиссией.

18

18

Гражданка Д и гражданин С решили зарегистрировать брак. Для этого они подали документы в ЗАГС. Какие именно документы должны быть предоставлены?

1. паспорт гражданина РФ

2. выписка из профильно-лицевого счета

3. диплом о получении образования

4. совместное заявление о заключении брака

5. медицинская справка

19

19

Школьник – старшеклассник готовит реферат на тему «Принципы демократического государства». Какие положения из приведенных ниже ему целесообразно раскрыть в своей работе? Запишите цифры, под которыми указаны соответствующие документы.

1) народ – источник государственной власти

2) коллективные интересы выше личных

3) идеологическое единство – основа общества

4) интересы и мнения меньшинства заслуживают уважения

5) политическая свобода граждан – одна из высших ценностей

6) равенство всех перед законом – норма жизни

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

20

_______ (А) в широком смысле слова называется художественное _______ (Б) в целом. Эта специализированная профессиональная деятельность связана, в отличие от науки, с отображением мира в художественных _______ (В). Данный вид познания мира характеризуется _______ (Г) и эмоционально-чувственным отражением мира. Отрасль философии, занимающаяся изучением искусства называется _______ (Д) — наукой о прекрасном. Рассматривая материальное бытие художественной формы, различают искусства пространственные, _______ (Е) и синтетические. Подлинность произведений искусства могут определить только специалисты или культурно подготовленная публика.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. жанры

2. эмоциональность

3. искусство

4. субъективность

5. эстетика

6. этика

7. временные

8. творчество

9. образы

 

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21—24.

«До сих пор речь шла о глобальных проблемах, возникающих в сфере отношений человека и общества с природой, воспроизводства людских ресурсов. Но человечество окружает не только природная, но и социальная среда. И от того, насколько государство и общество способны обеспечить своим гражданам безопасность, зависит жизнеспособность и жизнедеятельность каждого человека, каждой личности.

Человечество в первой половине нынешнего столетия не смогло создать надёжной системы безопасности: две мировые войны и кровавые революции унесли жизни многих десятков миллионов людей. Особенность второй половины XX в. состоит в том, что мировое сообщество сумело предотвратить главную угрозу международной безопасности — угрозу развязывания новой, на этот раз термоядерной войны, способной уничтожить всё живое на Земле. Но оружие массового уничтожения — ядерное, химическое, бактериологическое — остаётся. Продолжают создаваться новые виды вооружений. Хранение этих запасов, равно как и уничтожение такого оружия, сопряжено не только с огромными финансовыми затратами, но и с угрозами для безопасности населения и окружающей среды...

Мировое сообщество второй половины XX в. сделало большой шаг вперёд в сторону демократии, защиты прав человека и основных свобод, улучшения экономических и социальных условий жизни людей. Но оно не смогло предотвратить насилие в различных его проявлениях, в том числе и в форме преступлений — запрещённых уголовным законом, общественно опасных, виновных и наказуемых деяний...

Характерная тенденция последней четверти века — быстрый рост транснационализации преступности. Она выражается в создании преступных группировок с участием граждан нескольких государств, осуществлении криминальной деятельности на территории двух и более стран, организации преступлений, нарушающих международные обязательства и нормы международного права...

Одно из наиболее опасных и распространённых в современном мире преступлений — международный терроризм. Он представляет собой насильственные действия. Цели терроризма многообразны. Это и попытки изменения политического строя, свержения руководства страны... и подрыв стабильности в обществе, запугивание населения, провоцирование военных действий...

Новым и опасным видом преступлений являются незаконные операции в сфере высоких технологий... Особую тревогу мировой общественности вызывают проводимые в некоторых странах эксперименты по клонированию людей — переводу ядер соматических клеток в целях создания ребёнка, искусственному воспроизводству детей-двойников, — создающие прямую угрозу генетическому фонду человечества».

(А. Торкунов)

21

Какие два позитивных итога развития человечества во второй половине XX в. отметил автор?

Показать ответ

22

Какие новые глобальные проблемы современного мира отметил автор? (Укажите любые четыре проблемы.)

Показать ответ

23

Какие цели международного терроризма называет автор? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите три подтверждения глобального характера проблемы международного терроризма.

Показать ответ

24

Используя обществоведческие знания, выскажите два предположения о путях смягчения остроты глобальных проблем современного мира и кратко поясните каждое из них.

Показать ответ

25

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «рынок труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о формировании предложения на рынке труда, и одно предложение, раскрывающее любую из особенностей спроса на рынке труда.

Показать ответ

26

Покажите с помощью трёх примеров многообразие критериев выделения социальных групп. В каждом случае укажите критерий и приведите к нему конкретный пример.

Показать ответ

27

В стране Z среднегодовое повышение цен (без улучшения качества товаров) составило 20%. Какое экономическое явление иллюстрирует этот пример? Выскажите три суждения о влиянии этого экономического явления на экономику страны.

Показать ответ

28

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Институт президентства в РФ». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Показать ответ

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1. Философия «Цивилизованное общество напоминает ребёнка, который ко дню своего рождения получил слишком много игрушек». (Дж. Томсон)

29.2. Экономика «Всякий, кто способен вырастить два колоска пшеницы на том месте, где раньше рос только один... заслуживает высшей похвалы; для своей страны он делает гораздо больше, чем все политики вместе взятые». (Дж. Свифт)

29.3. Социология, социальная психология «Знатное происхождение есть благо, но это — благо предков. Богатство почётно, но это — дело счастья....Сила завидна, но она разрушается старостью и болезнями. Образование — единственное, что божественно и бессмертно в нас». (Плутарх)

29.4. Политология «Есть минимальный уровень образования и осведомленности, вне которого всякое голосование становится своею собственною карикатурою». (И. Ильин)

29.5. Правоведение «Некоторые неписаные законы твёрже всех писаных». (Сенека)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: