Тема: Жизнь и педагогическая деятельность М.В.Ломоносова (7 баллов)
В результате изучения темы необходимо знать:
- жизненный путь М.В.Ломоносова;
- содержание и новаторские идеи, заложенные в «Проекте регламента московских гимназий».
- учебные пособия, созданные М.В.Ломоносовым
В результате изучения темы необходимо уметь:
- применять знания в новых ситуациях;
- грамотно формулировать ответы на вопросы;
- оценивать собственную деятельность.
Задание 1. Определите, какое значение в жизни М.В.Ломоносова имеют следующие даты:
1711 год, 1730 год, 1736 год, 1741 год, 1758 год, 1765 год.
Задание 2.
Прочитайте «Проект регламента московской гимназии» и ответьте на вопросы:
Кого необходимо принимать в гимназию?
На каком языке должна преподаваться большая часть предметов?
Что такое экзерциция?
Каким образом должны проходить экзамены в гимназии?
За что даются приватные и публичные награждения и наказания?
Задание 3. Сравните систему оценок, которую предложил М.В.Ломоносов с современной 5-балльной системой, отметьте их преимущества и недостатки.
|
|
Система оценок М.В.Ломоносова:
В.И. – все исполнил.
Н.У. – не знал уроку.
Н.Ч.У. – не знал части уроку.
З.У.Н.Т. – знал урок нетвердо.
Н.З. – не подал задачи.
Х.З.- худа задача.
Б.Б. – болен.
Х. – не был в школе.
Ш. – шабаш.
Задание 4. Прочитайте характеристику системы обучения, которую предложил использовать в гимназиях М.В. Ломоносов и ответьте на вопрос: «Как называется эта система обучения, кто является её автором?»
Учебный год состоит из двух полугодий, поле каждого полугодия проводились экзамены, каникулы были в июле. Обучение предполагало усвоение программы по «классам»:
1-й – «русские классы»;
2-й – «латинские»;
3-й – классы основных важнейших наук.
Занятия проводились по звонку, по строгому расписанию:
С 7 до 9 ч.. – в латинских классах;
С 9 до 11 - в русских классах;
С 2 до 16 – в классах основных наук.
Задание 5. Ответьте на вопросы:
- Какие предметы, обязательные для изучения в гимназии ввел М.В.Ломоносов?
- Инициатором создания какого учреждения был М.В.Ломоносов?
- Что такое «месячные табели»?
- Какие принципы обучения отражены в следующих фразах:
«Материал для упражнения подбирать в соответствии со способностями и особенностями класса»;
«Не переводить из одного класса в другой, ежели кто не выучит всего того твердо, что в оном классе, в котором учился, положено для изучения».
«В низших классах… больше налягать на практику и не перегружать слабых умов трудными правилами.., в средних… объяснять трудные правила, в высших – более трудные…».
Какие учебные пособия создал М.В.Ломоносов?
Задание 6. Прочитайте отрывки из «Краткого руководства к красноречию», какие бы правила вы взяли для своей практики.
|
|
Задание 7. Оцените свою деятельность по изучению этой темы, используя таблицу:
Что я знал по теме? | Что нового узнал по теме? | Что хотел бы узнать? |
«ПРОЕКТ РЕГЛАМЕНТА МОСКОВСКИХ ГИМНАЗИЙ»
(всокращении)
Глава I. О приеме школьников в гимназию
§ 1. Науки благороднейшими человеческими упражнениями справедливо почитаются и не терпят порабощения. Того ради в первую гимназию принимать только детей дворянских или которых отцы дворянского рангу дослужились. В другую гимназию принимать разночинцев, кроме тех, которые, состоя в синодальном ведомстве, имеют нарочно для них учрежденные училища. Не принимать никаких крепостных помещичьих людей, кроме того, когда помещик, усмотрев в ком из них особливую остроту, пожелает его обучать в Московской гимназии и в университете свободным наукам; должен его прежде объявить вольным...
§ 3. В обеих гимназиях на жалованье в комплекте не должно быть иностранных больше пятой доли, но и с тем, которых отцы обязались быть вечными российскими подданными. Без жалованья вольных иностранных принимать кто лишь только похочет.
Глава III. О наставлении школьников
§ 17. Во-первых, при обучении школьников паче всего наблюдать должно, чтобы разного рода понятиями не отягощать и не приводить их в замешательство. Итак, ежели принятый школьник еще российской грамоте не знает, должен только в российском первом классе потоле обучаться, пока читать и писать искусен будет.
§ 18. Ежели который школьник грамоте российской довольно искусен в гимназию вступил, того, обучив первым основаниям российской грамматики в нижнем классе, обучать в латинской школе в нижнем классе, что показано четыре дня в неделю; а прочие два дня в школе первых оснований наук показывать арифметику.
§ 22. Арифметику, геометрию и географию показывать на российском языке, философии первые основания — на латинском.
Глава IV. О экзерцициях гимназических
§ 25. Экзерциции суть двояки, школьные и домашние. Школьные бывают в гимназии приватно при одном учителе или при собрании других школ, а иногда и публично в ректорском классе. Домашние экзерциции на дом от учителя задаются.
§ 26. Первая школьная экзерциция есть чтение изусть заданного урока в первый час по входе в школу, прежде приходу учительского, который урок слушать должен старший школьник того же классу, и, знает ли кто урок свой или нет, записывать в таблице и класть на стол перед учителя, что учитель сам освидетельствовать может.
§ 27. Вторая школьная экзерциция: короткие задачи переводить какие сентенции или переменять фразисы стихами и прозою, не пишучи. Материи выбирать по тому, в какой то будет классе. Сие служить будет к немалому в учении поощрению, однако чинить тогда, ежели учителю по окончании своей лекции времени до выходу останется...
§ 30. Домашние экзерциции, которые между школьными лекциями кроме уроку что выучить должно, от учителей на дом задаются, должны быть короткие переводы с российского на латинский, с латинского на российский или переложения с прозы на стихи, смотря по классам. Оные задавать трижды в неделю на ночь, а в обеднее время для краткости времени того не делать. Позволить школьникам упражнения по своей охоте для показания каждому своего особливого рачения и понятия...
Глава V. О экзаменах, произведениях и выпусках школьников
§ 36. На каждый год быть двум произведениям из низших классов в высшие, а из верхнего в студенты... первому произведению быть после недели Святой Пасхи, второму — в первые числа месяца сентября.
§ 37. Для сего чинить прежде каждого произведения во обеих гимназиях и во всех школах и классах строгие экзамены, первый — на шестой неделе Великого Поста, второй — в последних числах месяца августа, перед рекреацией (каникулы), в месяце августе позволенной.
|
|
§ 38. В нижнем и в среднем классах экзамен должен происходить в присутствии директора, инспектора гимназии и ректора и при учителях. В верхнем классе экзаменовать в присутствии кураторском, директорском, всех профессоров и ректора...
§ 40. Потом спрашивать каждого школьника особливо изо всех тех книг, по которым он чему изусть учился или которые от учителя толкованы. Задавать к решению переводы краткие или сочинения по рассуждению школы и класса. Кто каково ответствовал, записывать в особливые экзаменаторские табели.
§ 41. После экзамена сличить помесячные табели с теми, в которых при экзамене записаны успехи каждого ученика. Производить их по достоинству из нижних классов в высшие, из верхнего класса в студенты для слушания в оном профессорских лекций...
§ 42. Не переводить из одного класса в другой, ежели кто не выучил всего того твердо, что в оном классе, в котором учился, положено для изучения.
Глава VII. О награждениях и наказаниях
§ 57. Награждения и наказания должны быть приватные и публичные: приватные награждения за излишние в школе, изучения и преимущества перед другими, публичные — за оказанные при собрании школ чрезвычайные преимущества в экзерцициях; приватные наказания — за неисправление школьной должности или за непристойные в доме и в школе поступки; публичные — за великие пренебрежения школьных должностей, за чрезвычайную резвость или за важные преступления законов.
§ 58. Приватные награждения к поощрению молодых людей могут быть довольны: I) похвальные слова, 2) повышение места перед другими, 3) чтоб им те кланялись в школе, которые то должны делать, вместо штрафа, 4) давать грыдорованные картинки1, тетрадки, книжки.
§ 59. Публичные награждения могут состоять: 1) в книгах чисто переплетенных, 2) в математических инструментах, 3) в медалях серебряных, которые должен отдавать директор при всем собрании, похвалив показанные успехи.
|
|
Печатается по кн.:
Антология педагогической мысли России XVIII в.
КРАТКОЕ РУКОВОДСТВО К КРАСНОРЕЧИЮ
(отрывки)
§ 1. Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению. Предложенная по сему искусству материя называется речь или слово.
§2. К приобретению оного требуются пять следующих следствий: первое — природные дарования, второе — наука, третье — подражание, четвертое — упражнения в сочинении, пятое — знание других наук.
§ 3. Природные дарования разделяются на душевные и телесные. Душевные дарования, а особливо остроумие и память, к получению сего искусства толь необходимо нужны, как добрая земля к посеянию чистого семени: ибо как семя на неплодной земле, так и учение в худой голове тщетно есть и бесполезно…Телесные дарования, громкий и приятный голос, долгий дух и крепкая грудь в красноречии, а особливо в произношении слова упражняющимся, очень надобны; так же дородство и осанковатый вид приличны, ежели слово пред народом говорить должно.
§ 4. Наука состоит в познании нужных правил, которые показывают подлинный путь к красноречию. Они должны быть, первое, кратки, чтобы не отяготить памяти многим изусть учениям, а особливо тем, чему легче можно с примеров научиться, нежели по правилам; второе, порядочны, для того, чтобы они были вразумительны и тем к научению способственны; третье, удовольствованы примерами, которые бы показали самую оных силу, для яснейшего их понятия и для способнейшего своих примеров против оных сочинения. Мы будем стараться, чтобы в настоящем нашем предприятиии поступить по сим требованиям.
§ 5. Изучению правил следует подражание авторов в красноречии славных, которое учащимся едва небольше нужно, нежели самые лучшие правила. Всяк знает, что и в художествах того миновать нельзя, например: кто учится живопиству, тот старается всегда иметь у себя лучшие рисунки и картины славных мастеров и, к ним применяясь, достигнуть совершенства в том художестве. Красноречие коль много превышает прочие искусства, толь больше требует и подражания знатных авторов...
§ 6. Подражание требует, чтобы часто упражняться в сочинении разных слов. От беспрестанного упражнения возросло красноречие древних, великих авторов, которых от того ни старость, ни великая честь и достоинство отвратить не могли. Ибо генералы, сенаторы и сами консулы, как Ирций и Панса, будучи на высочайшей степени Римской власти, у Цицерона приватно в красноречии обучались и в домах своих в произношении слова упражнялись. Азиний Поллион, славный генерал римский, презрев печаль о умершей своей дочери, в четвертый день после ее смерти обучался в произношении слова. Отсюду воспоследовало, что таковые трудолюбивые люди, не готовясь, говорили публично прекрасные речи. Сие прежде началось у греков, а потом уже в Риме возвысилось на самую высочайшую степень. Такие речи, без приготовления пред народом произнесенные, назывались божественными: ибо они казались быть выше сил человеческих. Того ради надлежит, чтобы учащиеся красноречиво старались сим образом разум свой острить, чрез беспрестанное упражнение в сочинении и произношении слов, а не полагаться на одни правила и чтение авторов; ежели при всяком случае и о всякой материи готовы быть желают к приложению слова.
§ 7. Материя риторическая есть все, о чем говорить можно, то есть все известные вещи в свете. Откуда явствует, что ежели кто имеет больше познания настоящих и прешедших вещей, то есть чем искуснее в науках, у того большее есть изобилие материи к красноречию. И так учащиеся оному великое будут иметь в своем искусстве вспоможение, ежели они обучены по последней мере истории и нравоучению.
Печатается по кн.:
Антология педагогической мысли России XVIII в.
С. 101-102.