Ситуация-проба «Воспитание волевых качеств»

Конспект занятия

Название объединения: ДОО «Вега»

Название темы: «Сила воли»

Форма обучения: групповая, индивидуальная

Цели: Осознание возможностей тренировки и развития воли у учащихся.

Задачи:

организовать дистанционную реализацию дополнительной общеобразовательной программы;

вывести правила, как развивать силу волю;

дать учащимся представление о приемах самовоспитания, о методах работы над собой;

способствовать развитию первоначальных навыков самовоспитания: постановки перед собой цели и задач, организации режима, самоконтроля, волевого поведения;

формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как вера в себя, целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой;

побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию.

Оборудование и основные источники информации:

Презентация «Сила воли»

Ералаш «Сила воли» https://youtu.be/SuO-hPWOdVM

1.Г. К. Селевко и И. Г. Назарова. Утверждай себя.М. 2001

2.Журнал. Воспитание школьников. №2. 2010

3.Я.В. Голубева. Проблемные классные часы. Волгоград, 2006

4.Журнал. Народное образование. №7. 2000

Рекомендации к просмотру:

Фильм «Сила воли» 2016г. Режиссер Стивен Хопкинс.

История легендарного чернокожего атлета Джесси Оуэнса, чье невероятное упорство привело его на Олимпийские игры 1936 года в нацистском Берлине. Встретившиеся на его пути преграды и искушения — ничто в сравнении с грандиозным забегом, за которым следил весь мир. Затаив дыхание, одни надеялись на победу Джесси как на символ справедливости и достоинства, а другие жаждали его поражения во имя триумфа идеологии. Несколько секунд — и Джесси ворвался в историю, бросив дерзкий вызов самому Гитлеру.

Тип занятия: применение электронного обучения и дистанционных образовательных

технологий.

Ход занятия: Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет форму чат - занятия.

Чат - занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат - технологий. Чат - занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.

Информация по занятию (Конспект занятия, Презентация занятия) выкладывается в сети Интернет по ссылкам: Социальной сети ВК, и на сайте «Электронное образование Республики Татарстан, МБУ ДО «ЦДЮТ».

https://edu.tatar.ru/

https://edu.tatar.ru/almet/page518657.htm/page4151038.htm

https://vk.com/club5357538

https://vk.com/club8364773

 

Сообщение учащимся: 

 

Трудно представить человека, который не мечтал бы о личном успехе, об исполнении желаний, о достижении каких- либо целей, об улучшении своей жизни, своего положения среди людей, в обществе. Это стремление к более высоким результатам своей деятельности, стремление переживать успех, становиться в чем – то лучше, удачливее других, обращать их внимание, одобрение, уважение, восхищение, любовь и составляет сущность самовоспитания. Самовоспитание – сложное слово: само и воспитание. Оно означает, что человек воспитывает, делает, формирует сам себя. Самовоспитание – это работа над собой. Все силы направлены на себя, и результатом этой работы становится человек, только он уже другой, уже в другом качестве. Человек сам ставит цель этой работы, сам ее проектирует, сам действует и сам получает результат. Бывает, человеку не нравятся некоторые черты его характера, они ему мешают в жизни, он стремится от них избавиться и хочет, чтобы других, добрых качеств, было больше. Тогда он сам, разобравшись в себе, ставит цели, ищет пути их достижения, начинает работать над собой и получает результат - нового, лучшего себя. То, что это, возможно, подтверждается многочисленными свидетельствами людей, буквально сделавших самих себя (это М.В. Ломоносов, Ю.В. Власов, В.И. Дикуль и другие).

Академик Б. М. Кедров на склоне лет говорил: «Если б я мог начать свою жизнь сначала, то шел бы тем же путем, но уже со знанием того, как надо идти к цели».

Воля как человеческое качество — это способность делать выбор и совершать действия

• Воля (психология) — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своими эмоциями и поступками.

• Сила воли - это умение управлять собой и своей жизнью.

В чем проявляется сила воли? Сила характера?

Сила воли проявляется тогда, когда Вы делаете то, что Вам не хочется.

Как укрепить силу воли:

• Выражение «Сила воли подобна мускулам» представляется довольно удобным, вследствие того, что ответ на вопрос «как развить и укрепить силу воли» дают регулярные упражнения. Уже двухнедельные тренировки увеличивали запас силы воли у участников исследований. Попробуйте какое-нибудь упражнение по самоконтролю и придерживайтесь его в дальнейшем. Это может быть что-то очень простое,

Например: поддержание правильной осанки, превращённое в регулярную программу тренировок. То есть вы просто постоянно контролируете себя и принуждаете принимать правильную осанку. Вам не нужно начинать с чего-то большого, просто будьте последовательны и внимательны к тому, чем вы занимаетесь.

• Здоровый сон. Люди, которые ежедневно спят около 7 часов, работают гораздо продуктивнее, чувствуют себя счастливее и живут дольше.:)

• Планирование деятельности. Подготовьте план «осуществления намерений».Это может выглядеть следующим образом: «В ситуации Х я буду делать действия У, чтобы достичь цели Z»; или «Если это произойдёт, я буду делать то-то». Эффектом подобных намерений становится возможность создать стимул для действия и передать контроль поведения на бессознательный уровень.

  Упражнения на развитие силы воли

- волевое общение - контролируем речь, убираем «а», «это», «как бы», нецензурные выражения,

- ищем лень (не любите рано вставать, специально вскакиваете с кровати,

- контроль жилого помещения (поддерживать всегда порядок)

Упражнение «Приемы самовоспитания»

Как победить себя? Как заставить себя делать то, что меньше всего хочется делать? Для этого можно использовать приемы самовоспитания воли. Вот они:

Самоприказ

Самоприказ - это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе: «Разговаривать спокойно!», «Не поддаваться на провокацию!», «Молчать, молчать!», «Все, хватит!», «Я должен это сделать!», «Вперед и только вперед!» Самоприказ помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики. А также помогает делать то, что не хочется делать. Приказ должен быть уверенным, твердым, резким, не терпящим возражений. Например:

1. Выйти из компьютерной игры.

2. Сесть за уроки.

3. Помыть посуду.

4. Сделать зарядку.

5. Почистить обувь.

6. Оторваться от телевизора.

7. Прекратить телефонную болтовню.

8. Не сойти с дистанции.

9. Не огрызаться на замечания учителя.

10. Отказаться от сигареты.

Самоодобрение

Этот прием применяют для стимулирования волевых усилий, воодушевляя себя, подбадривая, внушая веру в успех, в свои силы, прогоняя мысли о возможной неудаче. Здесь могут понадобиться такие фразы: «Ура!», «Я сделал это!», «Мне это удалось!», «Я это сумел!», «Я победил!», «Я не сдался!» и т. п.  Например: «Я уже два месяца не опаздываю на занятия», или «Я стал читать каждый день», или «Я каждый день делаю зарядку».

Самовнушение

Этот прием помогает обрести уверенность в себе. Для этого можно использовать формулы самовнушения: «Я хочу это сделать», «Я могу это сделать», «Я слушаю внимательно», «Я не отвлекаюсь», «Меня это очень интересует», «Я это делаю с удовольствием», «Мне это нравится» и т. п. Например:

1. Дойди до финиша.

2. Прочитай внимательно условие задачи.

3. Откажись от спиртного.

4. Прекрати сквернословить.

5. Не начинай курить.

6. Не отвлекайся на уроках.

7. Почисть картошку.

8. Вынеси мусор.

9. Подклей учебники.

10. Не включай телевизор, пока не сделаешь уроки.

  Информация для размышления «5 ступенек для воспитания воли»

1. Постановка цели. Определите, какие волевые качества вам необходимо в себе развить.

2. Борьба. Начинайте бороться с недостатками, проявляя свои положительные качества.

3. Самоприказ, самоубеждение. Убеждайте себя и приказывайте себе поступать правильно.

4. Самоконтроль. Упорно контролируйте свои действия. Каждый вечер, анализируя прошедший день, отмечайте, что вам удалось, и намечайте план завтрашнего дня. Отмечайте, что помешало довести дело до конца.

5. Самоодобрение. Подбадривайте себя, поощряя прогулками, отдыхом, маленькими сюрпризами самому себе.

Ситуация-проба «Воспитание волевых качеств»

Волевых качество много. Допустим, что кто-то из вас решил избавиться от несдержанности и выработать у себя такое волевое качество, как выдержка. Это только первая ступенька самовоспитания.

• Вторая ступенька - не выходить из себя ни при каких условиях, не получать от учителей замечаний, не раздражаться, не отвечать грубостью на грубость, всегда сохранять спокойствие, не ссориться, не обижаться, не огрызаться, не увлекаться компьютерными играми и т. п.

• Третья ступенька - в моменты испытаний говорить себе: «Я это смогу», «Я выдержу», «Я не сдамся», «Молчи!», «Не поддавайся» и т. п.

• Четвертая ступенька - постоянно оценивать свои поступки, подводить итоги, отмечать свои достижения, искать причины неудач и т. п.

• Пятая ступенька - если удалось в течение дня сдержаться, подбадривать себя: «Я сделал это!», «У меня получилось!», придумать для себя маленький приз (пройти лишний уровень в игре, погулять лишние полчаса, купить наклейку и т. п.).

 

Итог занятия: Донесли учащимся то, как важно развитие тренировки и развития воли.  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: