Организация обеспечения общественного порядка при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера

 

Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей иди окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Чрезвычайные ситуации дифференцируются по уровню опасности и последствиям на ситуации: локального характера; муниципального характера; межмуниципального характера; регионального характера; межрегионального характера и федерального характера. В зависимости от характера чрезвычайной ситуации определяется объем привлекаемых сил и средств.

Возникновение чрезвычайных ситуаций часто связано со стихийными бедствиями, крупными производственными авариями, пожарами, катастрофами, эпидемиями, эпизоотиями, а также они могут провоцироваться массовыми беспорядками. Все эти явления угрожают жизни и здоровью граждан и требуют проведения аварийно-спасательных работ и восстановления нормального функционирования инфраструктуры региона, где введен режим чрезвычайной ситуации.

Охрана общественного порядка и безопасности при чрезвычайных ситуациях в зависимости от их значения и масштаба обеспечивается МВД России, министерства внутренних дел республик, краев, об­ластей и структурными подразделениями, входящими в их состав, при взаимодействии с МЧС России, органами прокуратуры и ФСБ России. К охране привлекается личный состав территориальных служб и подразделений ОВД и Росгвардии. При необходимости силы могут направляться из других регионов. Для эффективного руководства силами и средствами, задействованными в охране общественного порядка, создается оперативный штаб.

В условиях чрезвычайной ситуации ОВД обеспечивают восстановления нормального общественного порядка, безопасность дорожного движения, пресечение преступлений и противоправных действий. Действия личного состава ОВД направлены на защиту населения, спасение и оказание помощи пострадавшим людям, учет погибших. Материальные ценности и имущество граждан, оставленные без присмотра берутся под охрану для защиты от мародеров. В пределах своей компетенции личный состав, задействованный в охране общественного порядка, оказывает помощь в проведении аварийно-спасательных и восстановительных работ.

Для работы в условиях чрезвычайной ситуации заранее разрабатываются оперативные планы. В них должно быть отражено следующее: прогноз возможной ситуации на территории района, города, области и т.д. в период возникновения чрезвычайной ситуации; сигналы оповещения и порядок развертывания сил и средств ОВД для выполнения оперативно-служебных задач в особых условиях;

расчет и расстановка сил и средств, направляемых для проведе­ния мероприятий при чрезвычайных ситуациях, включая резерв; порядок несения службы на обслуживаемой территории для обеспечения общественного порядка, борьбы с преступными проявлениями, предупреждению расхищения материальных средств и собственности;

перечень объектов государственной власти и управления, которые необходимо взять под охрану;

групповые и индивидуальные средства защиты личного состава во время несения службы;

направления и порядок эвакуации и спасения граждан, материальных средств, учет потерь населения; обеспечение пропускного режима с оцеплением опасных зон, выставлением заградительных постов и контрольно-пропускных пунктов, патрулей и постов ГИБДД для регулирования транспортных потоков;

порядок и обеспечение безопасности при эвакуации из опасных зон задержанных, заключенных, оружия, боеприпасов, специальных средств, секретных документов; организация взаимодействия с соседними ОВД, МЧС России, ФСБ России Росгвардии, привлеченными частями Министерства обороны Российской Федерации; средства связи и управления;

информационные мероприятия по недопущению паники и распространению провокационных и ложных слухов в приложениях к планам делаются:

карты обслуживаемой территории с указанием расположений ОВД, частей внутренних войск и учебных заведений МВД России, исправительно-трудовых учреждений, атомных электростанций, районы возможных затоплений и природных катастроф (например, оползней), дислокации сборных пунктов, основные и запасные пути эвакуации; схема оповещения личного состава по команде «сбор»; планы и графики проведения неотложных мероприятий, образцы пропусков для привлекаемых к аварийно-спасательным работам гражданам и транспортным средствам. Действия ОВД в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера по разработанным оперативным планам следует заранее отработать в ходе учений с различными вводными, соответствующими специфике местности. Например, для средней полосы России возможность землетрясения или извержения вулкана менее вероятна, чем: затопление при паводках, эпидемии, пожары, чрезвычайные ситуации техногенного характера. Однако, на наш взгляд, полностью отказываться от вводных о не свойственных данной территории чрезвычайных ситуациях, не следует, поскольку при крупных чрезвычайных ситуациях возможно откомандирование части личного состава в помощь в другие регионы.

Сбор личного состава ОВД, привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществляется по сигналам «Тайфун-1» и «Тайфун-2». По сигналу «Тафун-1 >> производится сбор личного состава, привлекаемого для ликвидации последствий чрезвычайной ситуации техногенного характера. Сигнал «Тайфун-2» подается в случае необходимости ликвидации последствий природной чрезвычайной ситуации.

При обнаружении признаков возникновения пожара следует незамедлительно сообщить в ближайшую пожарную часть. До прибытия пожарных расчетов организовать тушение пожара, оповестить и начать эвакуацию людей и имущества из опасной золы. Пострадавшим лицам оказать первую помощь, вызвать скорую медицинскую помощь или направить их в ближайшие медицинские учреждения. Оцепить опасную зону и не допускать в зону возгорания никого, кроме лиц, привлеченных к тушению пожара. В случаях возникновения катастрофических разрушений, принять меры по спасению людей и материальных цен­ностей, организовать беспрепятственный доступ к месту происшествия аварийно-спасательных служб. Если в результате пожара возникла загазованность угарным газом (окись углерода СО), необходимо работать в средствах защиты органов дыхания, фильтрующем противогазе с гопкалитовым патроном (ДП-1) или изолирующем противогазе. До прибытия оперативно-следственной группы обеспечить охрану места происшествия и организовать поиск свидетелей и очевидцев происшествия. При необходимости привлечь население и транспорт для ликви­дации последствий чрезвычайного происшествия.

При авариях на химических производствах необходимо уста­новить связь с дежурным для уяснения обстановки, вида опасных веществ и определения мер по обеспечению безопасности личного состава нарядов полиции и гражданского населения. Исходя из направления ветра и свойств вредных веществ, определяют зону заражения. Личный состав ОВД, используя индивидуальные средства защиты органов дыхания и кожи, производит оцепление опасной зоны и совместно с МЧС проводит эвакуацию населения. К месту аварии организуется беспрепятственный доступ аварийно-спасательных бригад для локализации и устранения последствий выброса вредных веществ. Наиболее распространенными вредными выбросами при ава­риях на химических производствах являются аммиак и хлор. Аммиак легче воздуха и легко переносится потоками ветра, он хорошо растворяется в воде. Для локализации его распространения устанавливают водяные барьеры с помощью пожарных брандспойтов. Фильтрующий противогаз способен защитить человека от отравляющего действия аммиака. Хлор тяжелее воздуха и поэтому скапливается в низинах, подвалах зданий, колодцах. Он способен полностью вытеснить кислород на указанных участках. В этом случае фильтрующий противогаз не способен защитить человека от гибели, поэтому в местах скопления хлора для защиты людей необходимо использовать изолирующий противогаз. Нейтрализацию хлора осуществляют щелочными растворами, наиболее распространенным является раствор извести (известковое молоко). Па границах зоны оцепления устанавливают предупреждающие таблички и запрещающие проезд дорожные знаки, организуются посты наблюдения за распространением в атмосфере вредных веществ.

При возникновении угрозы наводнения необходимо доложить дежурному но ОВД, оповестить службу МЧС России и население об угрозе затопления. В соответствии с планом организовать эвакуацию населения (в первую очередь детей, женщин, больных и престарелых) и материальных ценностей в безопасные места. При нахождении людей в затопленных районах, обеспечит переправу населения и охрану оставленного в домах имущества.

Сигнал дежурному об очагах заболевания чаще всего поступает из медицинских и ветеринарных учреждений. ОВД, организовывают заслоны для препятствия перемещению людей, транспорта и скота в зараженную зону. При работе в зоне заражения личный состав использует индивидуальные средства защиты. Лучше всего привлекать к несению службы лиц, имеющих прививку от распространившегося заболевания. Под охрану берутся источники водоснабжения, очаги возможного заражения, лечебные учреждения и другие, особо важные объекты. Лица, прибывшие из зоны заражения, проходят обсервацию в условиях изоляции от населения данной территории на время инкубационного периода выявленного заболевания. ОВД могут осуществлять досмотры транспортных средств, грузов и багажа, оказывать содействие органам здравоохранения в принудительной госпитализации больных в случае их отказа и проведении принудительно-профилактических мероприятий. Но границам карантинной зоны организуется сеть контрольно-пропускных пунктов, дозоров и наблюдательных постов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: