Ход беседы с ребёнком

Математика. Решение составных задач на нахождение вычитаемого

Цель. Совершенствовать умение решать задачи.

Задачи. Учиться моделировать задачу в виде схемы, анализировать задачу, совершенствовать вычислительные навыки.

 

 

Ход беседы с ребёнком

- Сегодня будем решать составные задачи на нахождение части.

I

- Прочти задачу и перескажи её.

 

Ира нарисовала 14 треугольников разных цветов. Несколько треугольников она вырезала. После этого девочке осталось вырезать 5 красных треугольников и 3 синих. Сколько треугольников вырезала Ира?.

 

- О чём говорится в задаче, что считаем? (В задаче говорится о треугольниках, считаем треугольники)

 

- Назови условие и вопрос задачи.

- Укажи целое и части, известное и неизвестное (целое – все треугольники, которые нарисовала Ира, оно известно, их 14; первая часть – треугольники, которые девочка вырезала, эта часть неизвестна, их количество нужно найти; вторая часть – треугольники, которые остались невырезанными, про эти треугольники сказано, что осталось 5 красных треугольников и 3 синих.)

- К какому типу задач относится эта задача? (задача на нахождение части, а именно вычитаемого, того числа, которое забирали).

- Что мы знаем об уменьшаемом? (Уменьшаемое – это целое, то число, из которого что-то забирали, здесь уменьшаемое – все треугольники, их 14)

- Что мы знаем или можем узнать об остатке? (остаток неизвестен, но про него сказано, что осталось 5 треугольников и 3 треугольника, значит, мы можем узнать остаток действием сложения, сложив 5 и 3)

- Почему мы будем искать треугольники, которые остались сложением, ведь это часть, её ищем вычитанием? (всё то, что осталось, часть того, что нарисовали, но целое для красных и синих треугольников, которые ещё не вырезали; вспоминаем: все люди в автобусе – целое для мужчин и женщин, которые там едут, но часть всех жителей города, все жители города – целое для мужчин, женщин и детей, которые там живут, но часть жителей страны…)

- Взгляни на чертёж схемы задачи. Выполни его и дополни недостающими данными.

 

- Проверь себя.

- Каким действием будем искать вычитаемое, те треугольники, которые девочка вырезала? (Вычитаемое – это часть. Чтобы найти вычитаемое, нужно из целого вычесть остаток.)

- Укажи карандашом порядок действий и то, каким действием ответим на вопрос задачи.

 

- Запиши решение и ответ задачи.

1) 5 + 3 = 8 (тр.) – осталось

2) 14 – 8 = 6 (кв.)

Ответ: 6 треугольников.

II

- В жизни бывает так, что один и тот же результат можно получить разными способами. В математике такое тоже случается. Например, из 14 можно вычесть 8 и получить 6, зная состав числа 14 (14 – это 8 и 6, значит, если из 14 вычесть 8 останется 6), а можно из 14 сначала вычесть 4, останется 10, а затем ещё 4 останется 6. Лучше попросить ребёнка объяснить эти два способа вычитания. Если он затруднится, подскажите.

- Нашу задачу про треугольники тоже можно решить двумя способами.

Первый способ решения мы уже нашли. Объясни его. (В первом действии мы сложением узнали вторую часть, сколько треугольников осталось вырезать Ире, а затем из целого сразу вычли весь остаток и получили вычитаемое.)

- Какой ещё способ решения этой задачи ты бы предложил(а)?

- После варианта, предложенного ребёнком подводите итог.

Попробуем из целого забрать оставшиеся треугольники по частям. Сначала заберём красные треугольники, а потом синие.

- Перед тобой схема ко второму способу решения. Начерти её и дополни недостающими данными.

- Проверь свою работу.

- В этой схеме целое состоит из трёх частей. Что содержит в себе каждая часть? (Первая часть – треугольники, которые вырезали, вторая часть – синие треугольники, которые остались, третья часть – красные треугольники, которые остались).

- Что останется, когда из целого заберём третью часть, 5 треугольников? (можно прикрыть рукой на схеме; останется первая и вторая части, вычитаемое и з синих треугольника которые остались невырезанными)

- Какое действие мы используем, когда забираем? (вычитание). Поставим около вопросительного знака у первой и второй части знак минус. Мы получили эти части, забрав из целого третью часть.

- Каким действием будем искать первую часть, вычитаемое? (вычитанием)

- Составим план решения задачи.

Первым действием мы вычтем из целого третью часть, 5 треугольнико,в и получим первую часть и вторую. Затем мы из того, что получилось, вычтем вторую часть, 3 треугольника и получим вычитаемое.

- Укажи в схеме порядок действий, запиши решение и ответ задачи.

 

1) 14 – 5 = 9 (тр.) – I  и II части

2) 9 – 3 = 6 (тр.)

Ответ: 6 треугольников.

III

Попробуем из целого забрать оставшиеся треугольники иначе. Мы забирали сначала красные треугольники, а теперь заберём сначала синие.

- Перед тобой схема ещё одному варианту решения. Начерти её и закончи.

- Проверь свою работу.

 - Запиши решение и ответ задачи.

1) 14 – 3 = 11 (тр.) – I  и II части

2) 11 – 5 = 6 (тр.)

Ответ: 6 треугольников.

 

Таким образом, если остаток состоит из нескольких частей, то вычитаемое можно найти двумя способами:

1) найти сложением весь остаток, а затем полученное вычесть из целого;

2) вычитать их целого остаток по частям, каждую следующую из полученного ранее результата.

Не нужно заучивать эти заумные формулировки, пусть ребёнок объяснит своими словами, главное, чтобы было понимание.

Завершить работу можно вторым  столбиком в № 21 на с. 95 (обязательно указываем промежуточные ответы).

Задание. Понимать и уметь объяснить, как можно двумя способами решить задачу на нахождение остатка, если из целого забрали несколько частей, на нахождение вычитаемого, если остаток состоит из нескольких частей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: