Развитие эволюционного учения (теория)

Жизнь на Земле зародилась более 2-х миллиардов лет назад. С тех пор органический мир прошел очень сложный путь развития. Менялся рельеф и климат нашей планеты, менялись очертания материков и островов, менялся растительный и животный мир. Сейчас на земном шаре около 500 тыс. видов растений и 1 млн. 250 тыс. видов животных. Как появились современные виды растений и животных? Чем объяснить огромное разнообразие видов и удивительную приспособленность всех живых существ к внешним условиям? На эти вопросы дает ответ   современное эволюционное учение. Основы его были заложены в труде Чарлза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». Эволюционное учение Ч. Дарвина было опубликовано в 1859 г. Всю историю биологии от момента ее зарождения и до выхода в свет учения Дарвина принято называть додарвиновским периодом.

 Представление о природе в Древней Греции и Риме.  Объяснить происхождение Вселенной и органического мира на Земле пытались еще древнегреческие философы. Анаксимандр  представлял картину возникновения растений и животных из ила, под влиянием солнечных лучей. Водные животные вышли на сушу, впоследствии из них образовались сухопутные животные. Демокрит  говорил, что  все растения и животные возникли из атомов неделимых материальных частиц. Различные комбинации атомов дают многообразие органического мира.

Большой вклад в развитие науки о живой природе внес древнегреческий ученый Аристотель. Им заложены основы классификации животного мира и введены понятия «род» и «вид». Возникновение органического мира он связывал с божественной ролью творца.

 Метафизические представления. В эпоху средневековья феодальная разобщенность, натуральное хозяйство, низкий уровень производства, упадок философской мысли. Усиление власти церкви. Церковь насаждает религиозные представления о неизменности мира и строго преследует инакомыслящих.  Для становления эволюционных идей этот период ничего не дал. Только начиная с 15 века, с возникновением капитализма, развитием промышленности, горного дела, торговли, с географическими открытиями новых стран (Колумб, Магеллан, Кук) способствовало развитию наук о неживой природе (астрономия, механика, геология),  а также ботаники и зоологии. Этот период в естествознании Ф. Энгельс назвал метафизическим. Сущность метафизического мировоззрения: жизнь на Земле вечна и неизменна, неизменны ее материки, горы, климат, а также растения и животные. Как творец создал Землю и все на ней, так оно есть и будут.

 Труды Карла Линнея. К концу 17 века накопилось много описаний растений и животных. Один вид имел несколько названий, была большая путаница, например, шиповник обыкновенный называли розой лесной, обыкновенной с цветками душистыми, розовыми. Появилась необходимость систематизировать и обобщить ботанический и зоологический материал. Не одно поколение исследователей трудилось над созданием системы растений и животных. Лучшая система была создана шведским натуралистом и естествоиспытателем Карлом Линнеем, которого справедливо называют отцом современной систематики. К. Линнея дал научное описание всех известных до него и им открытых видов растений и животных. Описал 1200 родов и 8000 видов, ввел 1000 ботанических терминов. Основной единицей своей системы считал «вид». По Линнею «Вид сходные по строению особи одного вида, свободно скрещивающихся, дающих плодовитое потомство». Линней ввел основные единицы систематики: вид, род, семейство, отряд, класс, а также  ввел бинарную (двойную) номенкулатуру, которая указывала на принадлежность организма к роду и виду. В природе выделил 3 царства: минералов, растений и животных. Но классификация его была ошибочной, т.к. он не учитывал всю совокупность признаков: при классификации растений он главным образом рассматривал число, длину и характер срастания тычинок. В результате сирень и душистый колосок (злак) попали в одну группу потому, что имеют две тычинки, в один класс попали ель, сосна, дуб, кукуруза и ряска. При классификации животных выделил 6 классов (черви, насекомые, земноводные и рептилии попали в один класс гады, рыбы, птицы и млекопитающие). Недостатки системы состояли в том, что при классификации он учитывал произвольно выбранные, единичные признаки, не отражавшие подлинного родства (показывало только сходство). Поэтому далекие роды оказались в одном классе, а близкие в разных.

Труды Линнея способствовали выходу биологии из кризиса и накоплению новых знаний. Линей был метафизиком, он признавал, что каждый вид создал творец и каждый вид неизменяем. Лишь в конце жизни он пришел к мысли о возможности возникновения новых видов путем скрещивания или под влиянием окружающей среды.

 Эволюционные взгляды Жана-Батиста Ламарка.  В начале XIX века французский ученый Жан Батист Ламарк создал первое учение об эволюции живой природы, которое он изложил в труде «Философия зоологии» (1809). Теория Ламарка стройное здание логических конструкций, которые дают ответы на большинство вопросов, стоящих перед эволюционным учением, но ответы на них берутся не из научных фактов, а выводятся логически из принятых постулатов. Движущими силами эволюции Ламарк считал врожденные способности организмов к самосовершенствованию и целесообразному реагированию на условия среды обитания, то есть Ламарк вопрос о движущих силах эволюции решил с идеалистических позиций, он не сумел увидеть в самой природе силы, вызывающие изменяемость органического мира. Направлениями эволюции Ламарк, в своей теории называл градации и отклонения от градаций. Развитие природы по Ламарку началось с образования простейших живых тел из неорганической природы; его ход от простого к сложному. Последовательные ступени усложнения организации организмов Ламарк назвал градациями. Не всем организмам удается достичь эволюционных высот, то есть градации в чистом виде проявляются редко. Вмешательство в эволюцию условий среды приводит к отклонениям от градаций. Наличие в природе наряду с высокоорганизованными низкоорганизованных форм Ламарк объясняет отклонениями от градаций. Отображением процесса развития от низших форм к высшим стала так называемая «лестница существ» Ламарка, являющаяся классификацией органической природы. Лестница существ по Ж.-Б. Ламарку 1 ступень - инфузории, полипы 2 ступень- лучистые, черви 3 ступень насекомые, паукообразные 4 ступень ракообразные, кольчецы 5 ступень усоногие, моллюски 6 ступень рыбы, рептилии, птицы, млекопитающие Результатами эволюции Ламарк называл возникновение приспособленностей живых организмов к условиям среды обитания и видообразование. Изменение условий среды вызывает целесообразное реагирование со стороны организма животного, которое проявляется в усиленном употреблении и развитии или неупотреблении и ослаблении того или иного органа. Под действием постоянных упражнений или неупражнений органы изменяются, и возникшие изменения наследуются, то есть единицей эволюции Ламарк считал отдельный организм. Таким образом, теория Ламарка умозрительная схема. Он не смог правильно назвать движущие силы эволюции. Теория не была принята большинством ученых того времени, так как были очевидны ее противоречия и шаткость аргументов. Но это была первая эволюционная теория в истории биологии

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: