Карта урока математики
для организации занятий с использованием
дистанционных технологий обучения
Учитель: Виноходова И.В.
Предмет: математика.
Класс: 11
Дата проведения урока: 29 апреля 2020 года.
Тема урока: Решение заданий на нахождение области определения функции.
Цель урока: рассмотреть задачи на нахождение области определения и области значений конкретных функций.
Задание:
Задача 1
Найдите область определения функции
.
Решение. Область определения задается неравенством


Рис. 1. Область определения функции 
Ответ: 
Задача 2
Найдите область определения функции
.
Решение. Область определения задается системой


Рис. 2. Область определения функции 
Ответ: 
Задача 3
Найдите область определения и область значения функции
Изобразите схематически ее графики.
Решение.
1. Область определения задается неравенством (см. Рис. 3)
.
2. Под корнем имеем функцию
, где
(см. Рис. 4). Область значения этой функции
Поскольку
и
то
.
Ответ: 

Рис. 3. График функции 

Рис. 4. График функции
при
.

Рис. 5. Схематический график функции
.
3. Схематический график функции
изображен на Рис.5.
.
.
| x | -4 | 0 | 4 |
| y | 0 | 4 | 0 |
Примечание
На примере данной функции иллюстрируется связь между областью значения, областью определения и графиком.
1. Проекция графика функции
на ось
- область определения:
(см. Рис. 6).

Рис. 6. Проекция графика функции
на ось
.
2. Область значений функции
– проекция графика на ось
.
Сопутствующая задача с параметром
Найдите все значения параметра
, при каждом из которых уравнение
имеет хотя бы одно решение.
Решение. Строится график функции
.
Пересечение прямой
и графика функции существует тогда и только тогда, когда
(см. Рис. 7).
Ответ: 

Рис. 7. График функций
Задача с кусочно заданной функцией
а. Найдите 
б. Вычислите 
в. Постройте график функции.
г. Найдите 
д. Найдите все значения параметра
, при каждом из которых уравнение
имеет хотя бы одно решение.
Решение.
в. Построим график функции
(см. Рис. 8).

Рис. 8. График функции f(х)
С помощью графика решим остальные задачи.
а. Область определения
– проекция графика на ось 
б. Из графика (см. Рис. 9)
не существует.

Рис. 9. График функции f(x) и ее значение в соотвествующих точках
г. Область значения
– проекция графика на ось 
д. Искомое множество совпадает с областью значения функции. Значит
.
Итог урока
На уроке были рассмотрены задачи на нахождение области определения и области значений конкретных функций. Рассмотрены сопутствующие задачи, включая задачи с параметрами. На следующем уроке будут рассматриваться способы задания функций.
Задание на дом: Решить №48,49, стр.415






