Вилкова Надежда Алексеевна

Дифференциация современных подписей по степени

Оригинальности их конструктивного строения

Кошманов Пётр Михайлович,

доцент кафедры исследования документов

Волгоградской академии МВД России,

кандидат юридических наук, доцент

 

Кошманов Михаил Петрович,

кандидат юридических наук, доцент

 

Вилкова Надежда Алексеевна,

доцент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения

Волгоградского государственного университета,

кандидат юридических наук

 

В статье рассматриваются подходы, используемые российскими гражданами для создания собственной подписи. Приводится классификация современных подписей, основанная на различии по степени оригинальности их конструкции. Подробно раскрывается содержание каждой группы подписей, вошедших в данную классификацию. Дается перечень ситуаций, в которых оригинальность подписи имеет существенное практическое значение.

Ключевые слова: подпись, конструктивное строение, степень оригинальности.

 

В жизни каждого человека по мере его взросления наступает период, когда возникает необходимость впервые заверить своей подписью документы, обладающие определенным правовым статусом. Как показали результаты проведенного авторами анкетирования значительного числа лиц (более 1500 человек) в целях изучения процесса формирования ими личных подписей, у большинства молодых людей (60,9%) выполнение первой подписи в документах происходило при достижении 14-ти лет, т е. возраста получения паспорта гражданина России[1].

При этом для молодых людей, как правило, приобретают актуальность две проблемы. Первая – какую конструкцию должна иметь подпись? Вторая – что нужно сделать, чтобы она значительно отличалась от других подписей, т.е. для стала него (нее) индивидуальным удостоверительным знаком, специально предназначенным для выполнения в документах?

Решение обозначенных проблем значительно упрощается, если по достижении указанного выше возраста гражданин своевременно «побеспокоился» о создании надлежащего варианта конструкции своей личной подписи. Однако, судя по результатам анкетирования, к такой категории относится лишь малочисленная группа лиц (около 1,5%). Для создания «модели» (первого варианта) своей будущей подписи они привлекали не только родителей и своих близких родственников, но и, в единичных случаях, обращались за помощью к специалистам в области изобразительного искусства (чаще всего к художникам-графикам).

Основная масса опрошенных, как они сами полагают, с решением первой проблемы справилась самостоятельно и «успешно». Ориентируясь на подписи родственников и иных лиц, либо действуя полностью самостоятельно, они сконструировали «подходящий» вариант своей подписи, который по мере увеличения практики подписывания документов обычно изменялся, как в сторону упрощения (чаще всего), так и в сторону усложнения его конструкции. Созданное таким способом графическое изображение личной подписи, даже если оно имело значительно упрощенную конструкцию, однозначно оценивается ее «создателем» именно как тот графический знак (символ), который в полной мере способен выполнить удостоверительную и защитную функции в подписываемых им документах[2].

Что касается второй проблемы то, как свидетельствуют результаты анкетирования, к ее решению осознано и целенаправленно подходят не все формирующие свою подпись, а лишь только 40% от общего числа нами опрошенных. Данная группа граждан понимает, что их личная подпись должна представлять собой не любое, в том числе самое простое графическое начертание, а иметь оригинальную конструкцию, выделяющуюся на фоне множества подписей других людей.

В одном из словарей русского языка приведено следующее толкование термина «оригинальный» – своеобразный, необычный[3]. Создание необычной конструкции личной подписи – это полностью самостоятельный и творческий процесс, поскольку в средней школе и в других учебных заведениях нашей страны данному вопросу не уделяется ни малейшего внимания.

Сложившаяся ситуация имеет многолетнюю историю и весьма негативно сказывается на конструктивном построении подписей россиян. Неслучайно результаты широкомасштабного (более 7000) авторского экспериментального исследования современных подписей граждан нашей страны наглядно продемонстрировали, что около 29% из их числа имеют до такой степени упрощенную конструкцию своих подписей, что по ним вообще нельзя осуществить экспертное идентификационное исследование[4].

Вывод однозначен и очевиден: изменение конструктивного строения в большинстве подписей в сторону его усложнения, придание подписям оригинальности, несомненно, способствовало бы: во-первых, увеличению объема идентификационной информативности современных подписей; во-вторых, снижению влияния существующей негативной тенденции на упрощение их строения.

В этой связи определенный научный интерес представляет проблема оригинальности конструкции современных подписей, особенно с позиции степени ее выраженности, а также частоты проявления данной особенности в подписях российских граждан. По этим параметрам анализировались все 7000 экспериментально отобранных нами подписей. Полученные результаты позволили авторам весь изученный материал по степени оригинальности конструктивного строения в нем подписей разделить на четыре группы: 1) подписи с «ярко» (четко) выраженной оригинальностью их конструкции; 2) оригинальные по конструкции подписи; 3) подписи, содержащие в их конструкции элементы (черты) оригинальности; 4) подписи, неоригинальные по своему конструктивному строению[5].

Первую группу составили подписи, имеющие «ярко» (четко) выраженную оригинальность конструкции: большинство из них это подписи с увеличенными размерами по вертикали и горизонтали, в которых преобладает смешанная транскрипция. В их составе, как правило, присутствует монограмма, в средней части преобладают безбуквенные штрихи, выполненные однотипными движениями, а заканчивают транскрипцию подписи усложненные по строению росчерки.

Дополнительно к перечисленному в таких подписях могут присутствовать иные записи, обозначающие, например, год их выполнения, знак гороскопа, буквы из имени супруга, детей и т.п. Кроме того, в средней части таких подписей, зачастую имеются (от одного и более) безбуквенные штрихи, значительно увеличенные по вертикали, верхняя и нижняя части, которых имеют петлевую форму. Наряду с этим, в подписях первой группы, могут присутствовать безбуквенные штрихи, различные по размерам и форме выполнения, которые могут быть расположены в различных частях подписи либо за ее пределами (перед нею, за нею, над нею, под нею). Иногда встречаются безбуквенные штрихи, увеличенные по горизонтали, пересекающие подпись параллельно линии ее основания. Количество таких штрихов обычно варьируется от одного до трех. Значительно реже безбуквенные штрихи выполняются в виде точек, расположение которых может быть как хаотичным, так и иметь определенную локализацию.

В отдельных подписях первой из выделенных нами групп графическое содержание всех имеющихся в них составляющих может быть размещено по вертикали в двух уровнях («в два этажа»), в результате чего очевидная необычность их конструкции существенно возрастает, т.е. сразу же «бросается» в глаза. Подписи с такой степенью оригинальности их конструкции выполнены почти все высоковыработанными подписными почерками.

Среди попавших в экспериментальную выборку подписей количество составивших первую группу очень ограничено – около 2% (рис. 1).

 

    

Рис. 1. Подписи, имеющие «ярко» (четко) выраженные показатели оригинальности их конструктивного строения

 

Весь спектр многообразия конструкций подписей, используемых в документообороте нашей страны, включает в себя и иные подписи с еще более «ярко» (четко) выраженной степенью оригинальности конструкции, которая иногда достигается «авторами» в результате включения в состав подписи рисунков животных (насекомых), предметов или человеческих лиц и т.п. В отобранном авторами экспериментальном материале подписи с такими вариациями оригинальности конструкции их строения присутствуют в единичном экземпляре.

Вторую группу классификации составляют подписи оригинальные по их конструкции (конструктивно оригинальные). В отличие от подписей первой группы они в большинстве своем не имеют значительных размеров по вертикали и горизонтали (за исключением их начальной либо заключительной части). В них зачастую присутствуют монограммы либо первые буквы фамилии (реже имени или отчества). В отдельных подписях одна из букв (имени, фамилии, отчества) увеличена по вертикали и горизонтали, тем самым, образуя основу конструкции, в границах которой размещаются все остальные составляющие элементы подписи. Средняя часть подписей второй группы выполняется повторяющимися цикличными, чаще петлевыми по форме и левоокружными по направлению движениями. Степень выработанности подписного почерка при их выполнении высокая.

В подписях этой группы преобладает смешанная транскрипция, но встречаются иногда и подписи буквенного, а также безбуквенного состава. Зачастую присутствует значительное количество дополнительных безбуквенных штрихов, расположенных в разных частях подписи, а также встречаются и штрихи в виде точек (обычно от одной до четырех). Точки могут располагаться, как в средней части подписи, так и перед ее монограммой и после росчерка. Дополнительные штрихи зачастую имеют строение, увеличенное по размерам и сочетающее при их выполнении несколько форм движений. В отдельных подписях дополнительные штрихи значительно увеличены по горизонтали и пересекают всю подпись по ее срединной линии. Наряду с этим в одной подписи могут присутствовать несколько дополнительных штрихов совершенно разных по форме и направлению движений. Росчерки в отдельных подписях этой группы имеют увеличенные размеры и обладают усложненной конструкцией, порою превосходящей по сложности строение остальных частей подписи. В массиве анализируемых нами всех экспериментальных подписей вторую группу составили 10% (рис. 2).

Рис. 2. Подписи, имеющие оригинальные конструкции

 

В третью группу вошли анализируемые подписи, конструктивное строение, которых содержит элементы (черты) оригинальности. Подписи данной группы могут иметь любую транскрипцию: буквенную, безбуквенную, смешанную. В основном же они выполняются высоковыработанным подписным почерком, однако и иные уровни выработанности (чаще – средний) в отдельных из них присутствует. Конструктивное строение этой группы подписей самое разнообразное: от усложненного до упрощенного. Обычно в таких подписях присутствуют элементы усложнения, что является результатом, в первую очередь, наличия в начальной части их монограммы, а также отдельных прописных букв, которые выполнены увеличенными по вертикали и горизонтали движениями. Средняя часть подписи может выполняться как буквами, так и безбуквенными штрихами, нередко состоящими из однотипно повторяющихся движений. Росчерки в данной группе подписей достаточно распространенное явление, а их размеры и конструктивное строение бывают самыми разнообразными. Элементы (черты) оригинальности в таких подписях чаще всего встречаются в их отдельных частях.

«Авторы» таких подписей применяют разнообразные способы и приемы в целях придания им эффекта необычности, оригинального образа. Наиболее типичными являются следующие:

– использование дополнительных двух–трех безбуквенных штрихов, значительно увеличенных по вертикали или по горизонтали, которые выполняются одинаковыми по форме, направлению движениями и расположены в разных частях подписи;

– включение в состав подписи цифровой записи, иногда составляющей отдельное число;

– необычное размещение подписи по отношению к горизонтальному срезу листа бумаги либо линиям линовки в нем (вертикальное, опускающееся вниз (вправо, влево);

– многократность обводки росчерка на всем протяжении его выполнения, что делает его конструктивное строение усложненным;

– средняя часть подписи выполняется необычными по форме движениями (пунктирной линией; прямой линией с небольшой извилистостью; с сочетанием нескольких форм (угловатой, дуговой, петлевой);

– выполнение рядом с подписью (обычно сразу за ней) штрихов (штриха) необычной конструкции и расположения относительно вертикали и горизонтали;

– добавление в разные части подписи дополнительных безбуквенных штрихов, имеющих одинаковую форму (например, овал) либо сочетание при выполнении их нескольких разных форм (петли, дуги, овалы); в качестве дополнительных безбуквенных элементов могут выступать и точки, иногда расположенные на одной линии и на равном расстоянии друг от друга;

– наличие в подписи, наряду с буквенным ее содержанием (фамилии или ее части), дополнительных безбуквенных штрихов, один из которых значительно увеличен по горизонтали и значительно превышает протяженность самой подписи.

Количество способов (приемов), придающих черты (элементы) оригинальности конструктивного строения подписи, естественно не ограничивается приведенным перечнем. Вряд ли в полном объеме можно выделить и описать каждую их разновидность в связи с огромным многообразием подписей, используемых в документах. Тем не менее, наиболее типичные из них авторами проанализированы и проиллюстрированы, что позволит читателю разобраться в их сущности. Подписи, конструктивное строение которых содержит черты (элементы) оригинальности, среди экспериментального материала составили 30% (рис. 3).

Рис. 3. Подписи, в конструкциях которых присутствуют элементы

(черты) оригинальности

 

К четвертой группе нами отнесены подписи, неоригинальные по своему конструктивному строению. Среди экспериментально отобранных подписей их оказалось более половины – 58%. Подписи, вошедшие в состав этой группы, могут иметь любую из существующих транскрипций: буквенную, безбуквенную, смешанную. Причем в подписях буквенной и смешанной транскрипций содержащиеся в них прописные и строчные буквы по конструкции приближены к нормам прописи или точно соответствуют им.

В связи с тем, что среди данных подписей очень часто встречаются укороченные по длине, в них могут отсутствовать отдельные части, обычно – средняя или заключительная. Некоторые из подписей могут состоять только из начальной части. Начальная часть подписей этой группы с буквенной и смешанной транскрипцией чаще всего состоит из одной прописной буквы либо из нескольких, обычно выполняемых друг за другом, но они крайне редко образуют даже простые по строению монограммы. Средняя часть (если она присутствует в подписи) выполняется как буквами, так и безбуквенными штрихами. Последние обычно имеют одинаковую форму, направление движений и размеры по вертикали и горизонтали. Присутствующие в подписях росчерки зачастую выполняются простыми по конструкции движениями, а их верхние части, как правило, имеют петлевую форму, переходящую либо в прямолинейную, либо дуговую. Иногда нижняя часть росчерка может выполняться и другими по форме движениями (петлевыми, извилистыми, угловатыми).

Дополнительные штрихи в таких подписях встречаются не часто. Обычно они представлены одним штрихом, расположенным после выполненной подписи. Дополнительные штрихи в виде точек в таких подписях явление еще более редкое. Безбуквенные по транскрипции подписи могут выполняться на всем протяжении одинаковыми по форме и направлению движениями. В подписях четвертой группы практически отсутствуют особенности («особые приметы»), которые выделили бы их из числа всех подписей, изучавшихся в ходе эксперимента (рис. 4).

Рис. 4. Подписи, неоригинальные по своему конструктивному строению

 

Исходя из результатов экспериментального исследования, можно заметить, что характер проявления оригинальности подписи напрямую зависит от степени отклонения от ее буквенной основы. Чаще всего, чем больше исполнитель подписи при ее формировании «отдаляется» от буквенного содержания фамилии (которая обычно и составляет основу подписи), тем выше вероятность того, что данная подпись приобретет со временем черты оригинальности.

Необходимость создания подписей оригинальной конструкции или же с чертами оригинальности имеет и сугубо практическое значение, поскольку позволяет:

1) придать подписи индивидуальные черты личного удостоверительного и защитного знака конкретного человека (роль которого она выполняет в документах) с полной уверенностью в надежности его как достоверного реквизита документа;

2) значительно затруднить воспроизведение подписи посторонними лицами в силу необычности ее конструктивного строения;

3) в полном объеме реализовать защитную и удостоверительную функции подписи, что наряду с другими реквизитами документов (оттисками печатей и штампов, бланками, фотокарточками) будет служить гарантией защищенности документа от подделки;

4) сделать подпись в полной мере идентификационно информативной, что позволит экспертам-почерковедам выделять достаточный комплекс идентификационных признаков (общих и частных), обеспечивающий отождествление ее исполнителя[6];

5) сделать подпись узнаваемой лицами, которые регулярно видят ее в проходящих через них документах (ее выполнение в присутствии этих лиц позволят запомнить и самого владельца подписи);

6) легко запомнить особенности конструкции подписи, что позволит выделять ее лицами, работающими с документами, из массы других подписей, а также оперативно и однозначно предварительно по памяти определять ее подлинность либо поддельность;

7) в отдельных случаях, при наличии в подписи цифровых записей, установить дату ее выполнения, что иногда имеет важное значение для доказывания отдельных эпизодов дела при его рассмотрении в уголовном, гражданском или арбитражном суде.

В заключение следует отметить, что оригинальность конструктивного строения подписи является той необходимой ее составляющей, которая позволит превратить подпись из «безликого графического начертания» в полноценный реквизит документа, что и задумывалось первоначально при введении подписи в документы, как дополнительного их реквизита. В настоящее время эта важная для современной подписи характеристика неизвестна большинству граждан нашей страны, да и в специальной литературе ее рассмотрению не уделяется должного внимания. Изучению обозначенных проблем будут посвящены последующие авторские разработки.

 


[1] Кошманов П.М., Кошманов М.П., Шнайдер А.А. Формирование современной подписи: этапность и специфичность процесса, основные закономерности и сопутствующие факторы // Эксперт-криминалист. 2011. № 3. С. 4.

[2] Кошманов П.М., Кошманов М.П., Шнайдер А.А. Удостоверительная и защитная функции подписи // Нотариус. 2010. Вып. 3. С. 40.

[3] Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М., 1994. С. 450.

[4] Кошманов П.М., Кошманов М.П. Экспертно-криминалистическое исследование современных подписей: учеб. пособие. Волгоград, 2013. С. 17.

[5] Кошманов П.М., Кошманов МП. Оригинальность конструктивного строения подписи – основа реализации в ней в полном объеме удостоверительной и защитной функций // Судебная экспертиза: российский и международный опыт: материалы II Международной научно-практической конференции, г. Волгоград, 21–22 мая 2014 г. – Волгоград, 2014. С. 171.

[6] Кошманов П.М., Кошманов М.П., Шнайдер А.А. Идентификационная информативность подписи – основа отождествления ее исполнителя // Эксперт-криминалист. 2009. № 13. С. 16.

 

 


Список литературы

1. Кошманов П.М. Идентификационная информативность подписи – основа отождествления ее исполнителя / П.М. Кошманов, М.П. Кошманов, А.А. Шнайдер / Эксперт-криминалист. 2009. № 1. С. 15-23.

2. Кошманов П.М. Удостоверительная и защитная функции подписи / П.М. Кошманов, М.П. Кошманов, А.А. Шнайдер / Нотариус. 2010. Вып. 3. С. 40-46.

3. Кошманов П.М. Формирование современной подписи: этапность и специфичность процесса, основные закономерности и сопутствующие факторы / П.М. Кошманов, М.П. Кошманов, А.А. Шнайдер / Эксперт-криминалист. 2011. № 3. С. 4-7.

4. Кошманов П.М. Экспертно-криминалистическое исследование современных подписей: учеб. пособие / П.М. Кошманов., М.П. Кошманов; под ред. А.А. Шнайдера. – Волгоград: ООО «Царицинская полиграфическая компания», 2013.

5. Кошманов П.М. Оригинальность конструктивного строения подписи – основа реализации в ней в полном объеме удостоверительной и защитной функций / П.М. Кошманов, М.П. Кошманов / Судебная экспертиза: российский и международный опыт: материалы II Международной научно-практической конференции, г. Волгоград, 21–22 мая 2014 г. – Волгоград: ВА МВД России, 2014. С. 170-176.

Сведения об авторах:

Кошманов Петр Михайлович – доцент кафедры исследования документов Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук

Служебный адрес: 400089, Волгоград, ул. Историческая, 130

тел. 8 (8442) 31-42-28

Адрес электронной почты: кoshm77@mail.ru

 

Кошманов Михаил Петрович – кандидат юридических наук, доцент

 

Вилкова Надежда Алексеевна – доцент кафедры теории финансов, кредита и налогообложения Волгоградского государственного университета, кандидат юридических наук

Служебный адрес:

400074, Волгоград, ул. Рабоче-Крестьянская, д. 44, офис 1.3

тел. 8 (8442) 26-26-85

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: