Тема урока: «Мир музыкального театра»

Цель урока: войти в мир музыкального театра с помощью оперы австрийского композитора К.В. Глюка «Офей и Эвридика», а также рок-оперы российского композитора А.Б.Журбина «Орфей и Эвридика».                                                                                                                                                                                                                                                                

Музыкальный материал:

 Фрагменты из оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика»: хор «О, если в роще сей унылой…», «Мелодия», хор и пляска фурий, ария Орфея «Потерял я Эвридику…».      

Фрагменты из рок- оперы А. Журбина «Орфей и Эвридика»: дуэт Орфея и Эвридики; песня Орфея; сцена состязания явление Фортуны.

 

                 Эпиграф урока:

Весь мир-театр, мы все – актеры поневоле,                  

                                               Всесильная судьба распределяет роли

                                                    небеса следят за нашею игрой!

                                                                                    Пьер де Ронсар

    

Ход урока

Сюжеты и образы литературных произведений часто служат основой музыкальных произведений. Так, античный миф «Орфей и Эвридика» вдохновил композитора 18 века, фамилию которого вы узнаете чуть позже, на создание оперы, которая так и называлась «Орфей и Эвридика». Ария - вокальный номер с оперы, в котором передаются переживания героя, раскрывается его характер.

Учитель: Ребята, начинающий российский композитор Александр Борисович Журбин (р.1945) на либретто Ю. Димитрина написал рок-оперу «Орфей и Эвридика», с которой мы сегодня также будем знакомиться.

Где же мы можем увидеть постановку оперы, рок-оперы?

 (в музыкальном театре)

Конечно, эти жанры связаны со сценой, театром.

И первым нашим заданием будет вспомнить и закрепить то, что вы уже должны знать. И сделаем мы это с помощью игр.

И так, первая игра «Заверши предложение».

1.На прошлом уроке у нас была тема… (Увертюра – фантазия «Ромео и Джульетта»)

2. Мы слушали фрагменты увертюры- фантазии  композитора (Чайковского)

3. В основу увертюры  композитор положил сюжет трагедии У. Шекспира

 («Ромео и Джульета»)

Что же помогает отличить одно произведение от другого?

 Конечно это средства музыкальной выразительности.

Давайте вспомним, какие вы знаете средства музыкальной выразительности.

Музыкальная мысль, образное содержание которой выражено одним

 голосом. (Мелодия)

Упорядочное чередование музыкальныхзвуков разной длительности.(Ритм)

 Скорость исполнения музыки.(Темп)

Объдинение звуков разной высоты, что тянутся один к другому, тоесть связь

 звуков между собой.(Лад)

Окраска звука, характерна определенному голосубили инструменту. (Тембр)

Сила звучания музыки. (Динамика)

Перед нами портрет австрийского композитора, одного из крупнейших представителей музыкального классицизма 18 века Кристофа Виллибальда Глюка.

Пенье волшебное в душу целебное

 Льет нам волнение

 Скорбь и мучение замерли в нас. 

 Из либретто оперы Орфей и Эвридика»

   Сегодня мы будем знакомиться с оперой Кристофа Глюка «Орфей и Эвридика».

Прочитаем краткий пересказ мифа об Орфее и Эвридике, ставшего основой либретто оперы Глюка.   Миф  об Орфее и Эвридике.

На севере Греции жил певец Орфей. Он имел дар, потому что пел очень красиво, и многие удивлялись его таланту. Эвридика полюбила Орфея и стала его женой.

Однажды Орфей и Эвридика гуляли по лесу. Орфей играл на кифаре и пел а Эвридика ушла собирать цветы. Вдруг Орфей услышал крик своей возлюбленной. Её укусила змея и она умерла.

Орфей невероятно печалился без своей любимой и решился пойти в царство мёртвых.

Чтобы туда попасть, нужно было переплыть реку Стикс на лодке, но перевозчик мёртвых, Харон, отказывался, ссылаясь на то, что перевозит только умерших. Но тут Орфей запел и заиграл на кифаре, да так. что Харон заслушался и отвёз-таки его к Аиду. Он снова спел, и Аид сжалился и спросил, чего он хочет. Орфей ответил, что ему нужна Эвридика. Аид всё-таки согласился и сказал, чтобы Орфей шёл к выходу из царства мёртвых, а следом пойдёт Эвридика. Но есть условие: Орфей не должен ни в коем случае оглядываться, пока не выйдет на свет, иначе он потеряет свою жену навсегда!

И Орфей пошёл. Подходя к выходу, он засомневался: идёт ли Эвридика? Он решил оглянуться... Но тут её тень ускользнула от него. Орфей страшно кричал, но уже ничего нельзя было исправить. Ему пришлось вернуться обратно на землю, но он никогда не забывал свою любимую и память о ней жила в песнях.

Послушайте несколько фрагментов из оперы «Орфей и Эвридика»

 К.В. Глюка:

- хор «О, если в роще сей унылой…».

- «Мелодию».

- хор и пляску фурий.

- арию Орфея «Потерял я Эвридику…»

При слушании музыки нужно постараться внутренним слухом услышать основные темы оперы, ориентируясь на нотную запись.

- Обратите внимание какими средствами выразительности композитор рисует различные образы героев оперы?

- Почему ария Орфея из заключительного действия оперы написана композитором в мажорном ладу?

 Сегодня мы познакомимся с ещё одним произведением – это рок-опера

«Орфей и Эвридика», которую как вы уже знаете написал российский начинающий композитор Александр Борисович Журбин (р.1945).

Данное произведение он написал под впечатлением от рок-оперы американского композитора Л. Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда».

В рок-опере А.Журбина (на либретто Ю.Димитрина) сохранена лишь основная сюжетная линия античного мифа – любовь героев, разлука, попытка Орфея вновь обрести Эвридику, его возращение к жизни без неё и, наконец их воссоединение навсегда. В либретто рок-оперы соединились древний миф и история современной рок-звезды, красивая сказка о чистой и жертвенной любви и история падения творческой личности – талантливого певца.

       В рок-опере главные действующие лица –Орфей, Эвридика, Фортуна и Харон. Эсть и группа певцов, соревнующихся с Орфеем, а также хор Вестников, на протяжении всего спектакля, как и в древнегречесской трагедии, комментирует происходящее на сцене.

      Музыкальную постановку рок-оперы «Орфей и Эвридика» А.Журбина осуществил вокально-инструментальный ансамбль «Поющие гитары» под руководством А.Васильева.

       Орфей, победивший в состязании певцов, завоёвывает Золотую лиру и благосклонность Фортуны. Прельстившись славой и поклонением почитателей своего таланта, Орфей покидает Эвридику. Песня их любви известна теперь всему миру, изменяется до неузнаваемости: «Ты не любишь Орфей, твое сердце во льду!»

        Орфей бросает вызов судьбе-Фортуне, и в его душе, как и прежде, начинает звучать нежная песня Эвридики. В сердце Орфея снова оживает любовь!

Послушайте фрагменты рок-оперы «Орфей и Эвридика» А.Журбина:

- дуэт Орфея и Эвридики;

- песню Орфея;

- сцену состязания

- явление Фортуны.

Учитель: И так, ребята, наш урок подходит к концу. Мы вошли в мир музыкального театра с помощью оперы Кристофа Глюка «Орфей и Эвридика», а также рок-оперы «Орфей и Эвридика» А.Б.Журбина

Домашнее задание. Ответить на вопросы

1. Над какой темой мы сегодня работали?

2.Что нового узнали?

3.Что было интересным?

4.Какие произведения прослушали?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: