Часть А. Выберите один правильный ответ

Вариант

Часть 1.Выберите один правильный ответ.

1. Мономер ДНК

А) аминокислота;                                     Б) нуклеотид;

В) моносахариды;                                     Г) глицерин и жирные кислоты.

2. Где располагается наследственный материал у бактерий?

А) в цитоплазме;                                       Б) в ядре;

В) в митохондриях и хлоропластах.       Г) в пластидах

3. Синтез белка выполняют

А) хлоропласты;                                         Б) аппарат Гольджи;

В) ядро;                                                        Г) рибосомы.

4. Первичная структура белка

А) цепь аминокислот;                      Б) глобула;

В) спираль;                                             Г) несколько глобул, собранных в единый комплекс.

5. Функции и-РНК

А) хранит генетическую информацию; Б) собирает белковые молекулы;

В) переносит генетическую информацию из ядра к месту синтеза белка;

Г) доставляет аминокислоты к рибосоме.

6. Все зелёные растения относятся к

А) автотрофам;                                          Б) гетеротрофам;

В) хемотрофам.                                          Г) миксотрофам

7. Кислород выделяется

А) в световую фазу фотосинтеза;              Б) в темновую фазу фотосинтеза;

В) и на свету и в темноте.                           Г) во время хемосинтеза

8. Одну аминокислоту молекулы белка кодирует

А) 1 нуклеотид;                                           Б) 2 нуклеотида;

В) 3 подряд идущих нуклеотида;               Г) знак препинания.

9. Какая цепь питания составлена правильно:

А) кузнечик-растение-лягушка-змея-хищная птица  Б) растение-кузнечик-лягушка-змея-хищная птица;

В) лягушка-растение-кузнечик-хищная птица-змея.   Г) кузнечик-змея-хищная птица-лягушка-растение

10. Мейоз - это

А) прямое деление клетки;                         Б) деление клеток половых желёз;

В) слияние половых клеток;                       Г) половой процесс.

11. Выберите процессы, которые происходят в клетке с выделением энергии.

1) Биосинтез белков

2) Удвоение ДНК

3) Фотосинтез

4) Окисление питательных веществ

5) Бескислородное дыхание

6) Деление клетки

Часть 2.

12. Назовите и охарактеризуйте виды размножения живых организмов. Какое размножение является более прогрессивным и почему?  

13. Используя содержание текста «Древние птицы Новой Зеландии» и знания школьного курса биологии, выполните задания и ответьте на вопросы.

 

1) Составьте наиболее вероятную пищевую цепь, которая сложилась на территории Новой Зеландии до появления на острове современного человека.

2) Вычислите примерное значение наибольшей массы добычи, которую могла переносить самка орла Хааса. Запишите арифметическое выражение и численный ответ (в килограммах).

3) Какой критерий использовали учёные при установлении родства орла Хааса с другими пернатыми хищниками?

 

ДРЕВ­НИЕ ПТИЦЫ НОВОЙ ЗЕ­ЛАН­ДИИ

 

Новая Зе­лан­дия от­де­ли­лась от Гондва­ны рань­ше Ав­стра­лии, ещё в ме­ло­вом пе­ри­о­де, и её уни­каль­ная фауна самая древ­няя в мире. На этом гор­ном ар­хи­пе­ла­ге, по­кры­том ле­са­ми, с вул­ка­на­ми и гей­зе­ра­ми, до по­яв­ле­ния че­ло­ве­ка со­всем не было мле­ко­пи­та­ю­щих, не счи­тая двух видов ле­ту­чих мышей. По­это­му эко­ло­ги­че­скую нишу тра­во­яд­ных ко­пыт­ных за­ни­ма­ли мир­ные не­ле­та­ю­щие птицы моа, род­ствен­ни­ки киви, на­по­ми­на­ю­щие стра­у­сов с мощ­ны­ми но­га­ми. Су­ще­ство­ва­ло не менее 20 видов моа, и толь­ко не­ко­то­рые из них до­жи­ли до XIX века.

 

Мел­кие моа были раз­ме­ром с ин­дю­ка, а рост не­ко­то­рых круп­ных до­сти­гал 3,5 м при массе 300–400 кг! Моа быст­ро не бе­га­ли: до по­яв­ле­ния че­ло­ве­ка бе­гать им было не от кого. На­зем­ных хищ­ни­ков не име­лось вовсе, толь­ко пер­на­тые, а вер­ши­ну пи­ще­вой пи­ра­ми­ды за­ни­мал орёл Хааса.

 

По ис­ко­па­е­мым остан­кам ске­ле­тов учёные вы­чис­ли­ли раз­ме­ры и при­мер­ный вес этих птиц. Ока­за­лось, что это самый круп­ный и тяжёлый из со­вре­мен­ных орлов, боль­ше бер­ку­та и бе­ло­хво­ста, масса ко­то­рых не пре­вы­ша­ет 7 кг. Раз­мах кры­льев орла Хааса до­сти­гал 2,1–2,4 м; масса сам­цов — 10 кг, а самок — 14,5 кг! Изу­чив про­пор­ции его тела, учёные ре­ши­ли, что орёл Хааса со­вер­шен­но не­по­хож на па­ря­щих орлов — оби­та­те­лей от­кры­тых про­сто­ров. У орла Хааса ши­ро­кие и от­но­си­тель­но не­длин­ные кры­лья, как у лес­ных хищ­ни­ков, на­при­мер у гар­пий. До­бы­ча же ему нужна была до­ста­точ­но круп­ная, и среди кан­ди­да­тов на роль жерт­вы учёные на­зы­ва­ют не­ле­та­ю­щих пас­туш­ков, а также не очень боль­ших моа, ко­то­рых тяжёлый орёл, воз­мож­но, сби­вал с ног, почти падая на них из крон де­ре­вьев, а потом уби­вал сво­и­ми огром­ны­ми ког­тя­ми. По­сколь­ку пер­на­тые хищ­ни­ки спо­соб­ны под­нять в воз­дух до­бы­чу, лишь на чет­верть пре­вы­ша­ю­щую их вес, вряд ли орёл пи­тал­ся 200-ки­ло­грам­мо­вы­ми моа, од­на­ко впол­не мог под­кор­мить­ся их тру­па­ми и птен­ца­ми.

 

Со­всем не­дав­но учёные срав­ни­ли ДНК ми­то­хон­дрий 16 со­вре­мен­ных видов орлов с ДНК орла Хааса из ис­ко­па­е­мых ко­стей, воз­раст ко­то­рых — 2 тыс. лет. По ре­зуль­та­там этого теста бли­жай­шим род­ствен­ни­ком на­ше­го ги­ган­та ока­зал­ся орёл-кар­лик и дру­гие мел­кие лес­ные яст­ре­би­ные орлы из того же рода, а от­де­ле­ние этого вида от об­ще­го пред­ка про­изо­шло не так давно — 0,7–1,8 млн лет назад.

 

4 апреля

Контрольная работа
учащегося (щейся) 9-__ класса

Ф.И


Вариант

Часть А. Выберите один правильный ответ.

 

1. Мономер белка

А) аминокислота;                                     Б) нуклеотид;

В) моносахариды;                                     Г) глицерин и жирные кислоты.

2. Функции эндоплазматической сети

А) синтез жиров;                                       Б) расщепление углеводов;

В) расщепление белков;                           Г) транспорт веществ.

3. Функции митохондрий

А) синтез жиров;                                       Б) синтез белков;

В) синтез углеводов;                                 Г) синтез АТФ.

4. Вторичная структура белка

А) цепь аминокислот;                      Б) глобула;

В) спираль;                                        Г) несколько глобул, собранных в единый комплекс.

5. Функции ДНК

А) хранит генетическую информацию; Б) доставляет аминокислоты к рибосоме;

Г) собирает белковые молекулы;         Г) участвует в биосинтезе белка..

6. Захват молекул углекислого газа из внешней среды происходит 

А) в световую фазу фотосинтеза;              Б) в темновую фазу фотосинтеза;

В) под действием энергии солнечного света.

7. Процесс, в ходе которого информация о последовательности нуклеотидов какого-либо гена ДНК «переписывается» в последовательность нуклеотидов и-РНК, называется

А) трансляция;                                            Б) транскрипция;

В) гидролиз;                                                Г) фотосинтез.

8. Митоз - это

А) половой процесс;                                   Б) прямое деление клетки;

В) непрямое деление клетки;                     Г) образование половых клеток.

9. Кроссинговер это

А) спирализация хроматина;                      Б) непрямое деление клеток;

В) образование половых клеток;               Г) обмен участками хроматид гомологичных хромосом.

10. Сходство внешнего и внутреннего строения лежит в основе …. критерия вида.

А) физиологического;                                   Б) морфологического;

В) генетического;                                          Г) исторического.

11. Укажите черты строения и жизнедеятельности, которые отсутствуют у прокариот.

1) Многоклеточность

2) Оформленное ядро

3) Клеточная стенка

4) Способность к обмену веществ

5) Деление мейозом

6) Способность к питанию

Часть 2.

12. Назовите и охарактеризуйте виды живых организмов по способу питания. Какую роль в сообществе играют автотрофные и гетеротрофные организмы?

13. Используя содержание текста «Современные вакцины и сыворотки» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы.

 

1) Чем живая вакцина отличается от инактивированной?

2) К какой группе относят заболевания, перечисленные в первом абзаце текста?

3) В чём заключается недостаток использования живых вакцин?

 

СО­ВРЕ­МЕН­НЫЕ ВАК­ЦИ­НЫ И СЫ­ВО­РОТ­КИ

 

С глу­бо­кой древ­но­сти людям были из­вест­ны такие страш­ные за­бо­ле­ва­ния, как чума, хо­ле­ра, оспа, ко­клюш, си­бир­ская язва, столб­няк. Эпи­де­мии мно­гих из этих бо­лез­ней при­во­ди­ли к ги­бе­ли мил­ли­о­нов людей, ко­то­рые были со­вер­шен­но без­за­щит­ны перед не­ми­ну­е­мой смер­тью. Так, от чумы в Ев­ро­пе толь­ко в 14 веке по­гиб­ла чет­верть всего на­се­ле­ния. Ещё в се­ре­ди­не 17 века почти каж­дый че­ло­век болел оспой. При этом каж­дый две­на­дца­тый по­ги­бал.

 

В на­сто­я­щее время су­ще­ству­ет хо­ро­шо себя за­ре­ко­мен­до­вав­шая си­сте­ма про­фи­лак­ти­ки, где цен­траль­ным зве­ном яв­ля­ет­ся вак­ци­на­ция. В се­го­дняш­ней прак­ти­че­ской ме­ди­ци­не су­ще­ству­ют раз­ные типы вак­цин, каж­дый из ко­то­рых имеет опре­делённые до­сто­ин­ства и не­до­стат­ки. В ка­че­стве живых вак­цин обыч­но ис­поль­зу­ют так на­зы­ва­е­мые ослаб­лен­ные штам­мы воз­бу­ди­те­лей, ко­то­рые утра­ти­ли боль­шин­ство па­то­ген­ных свойств. Живые вак­ци­ны от­но­си­тель­но дёшевы, так как для им­му­ни­за­ции тре­бу­ет­ся не­боль­шая доза ви­ру­са, по­сколь­ку он раз­мно­жа­ет­ся в заражённом ор­га­низ­ме, вы­зы­вая вы­ра­бот­ку ан­ти­тел В-лим­фо­ци­та­ми. Их глав­ный не­до­ста­ток за­клю­ча­ет­ся в том, что ино­гда у людей с ослаб­лен­ной им­мун­ной си­сте­мой они могут вы­зы­вать тяжёлые формы за­бо­ле­ва­ния.

 

Инак­ти­ви­ро­ван­ные вак­ци­ны пред­став­ля­ют собой пре­па­ра­ты уби­то­го па­то­ген­но­го мик­ро­ор­га­низ­ма, со­хра­нив­ше­го ан­ти­ген­ные свой­ства. Риск за­ра­же­ния при такой вак­ци­на­ции прак­ти­че­ски от­сут­ству­ет. Не­до­ста­ток этих вак­цин – не­об­хо­ди­мость по­втор­но вво­дить от­но­си­тель­но боль­шие дозы с опре­делённой пе­ри­о­дич­но­стью.

 

Ан­ти­те­ла можно вво­дить в ор­га­низм и в го­то­вом виде. Это осо­бен­но важно, если за­ра­же­ние уже про­изо­шло и на предо­хра­ни­тель­ную при­вив­ку уже нет вре­ме­ни. Им­му­ни­тет, при­об­ретённый таким об­ра­зом, будет пас­сив­ным.

 

Чтобы из­го­то­вить ле­чеб­ную сы­во­рот­ку, берут кровь либо у че­ло­ве­ка, перенёсшего дан­ное за­бо­ле­ва­ние, либо у жи­вот­ных, ко­то­рых пред­ва­ри­тель­но им­му­ни­зи­ру­ют, вводя им воз­бу­ди­те­ля ин­фек­ци­он­но­го за­бо­ле­ва­ния или его ток­син. В ответ на это в ор­га­низ­ме жи­вот­но­го вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся за­щит­ны­еан­ти­те­ла. На­при­мер, про­ти­во­диф­те­рий­ная сы­во­рот­ка пред­став­ля­ет собой ан­ти­ток­син, ко­то­рый по­лу­ча­ют путём вве­де­ния в ор­га­низм жи­вот­но­го ослаб­лен­но­го диф­те­рий­но­го ток­си­на.

 

Все вак­ци­ны и сы­во­рот­ки стро­го спе­ци­фич­ны, то есть на­прав­ле­ны на опре­делённое за­бо­ле­ва­ние. На­при­мер, сред­ством экс­трен­ной про­фи­лак­ти­ки столб­ня­ка яв­ля­ет­ся про­ти­во­столб­няч­ная сы­во­рот­ка, со­дер­жа­щая ан­ти­ток­си­ны к столб­няч­но­му ток­си­ну.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: