double arrow

Коррекционные дидактические игры и упражнения на развитие цветовосприятия


На развитие цветовосприятия

 у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения»

Учебно-методическое пособие

Составлено:

 Пановой С. В.

учителем-дефектологом

 I квалификационной категории

 

Коррекционные дидактические игры и упражнения на развитие цветовосприятия

 у детей младшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Название игры Цель Ход игры
"Найди игрушку красного цвета". Обучение детей зрительному способу узнавания, выделения объектов красного цвета из ряда цветовых объектов средней светлоты и максималь­ной насыщенности. Формирование обобщающего понятия "цвет", введение этого понятия в описательную речь детей. На столе педагога игрушки четырёх цветов спектра (красного, синего, жёлтого, зелёного). Одновременно каждый ребёнок получает по одной иг­рушке красного цвета. По заданию педагога дети подходят к столу и находят вторую игрушку красного цвета, называют игрушки и их цвет.  
"Выложи по образцу" Обучение выделению цвета, отвлекаясь от других признаков предмета (формы, величины, функцио­наль­­ного назначения). Педагог показывает детям карточки, на которых даны силуэтные изобра­жения предметов красного цвета, предлагает выложить так же на индивиду­альных фланелеграфах, выбрав из набора разноцветных силуэтов.  
"Цветные кубики" Упражнение в соотнесении объектов красного цвета. Упражнение в локализации красного цвета из группы разноцветных.   У педагога на столе 4 пары кубиков красного, жёлтого, синего, зелёного цветов. Педагог предлагает построить красивые одноцветные башенки, показывает, как это делать. Момент постройки обыгрывает: берёт сначала свой красный кубик, ставит на жёлтый и тут же выражает недовольство, пе­реставляет на красный, проводит по кубикам рукой сверху вниз, подчерки­вая их однородность. Таким же образом устанавливает другие кубики. Затем просит детей сделать то же самое. При необходимости оказывает помощь детям.  
"Помоги зайчику" Упражнение в соотнесении объектов красного цвета. Упражнение в локализации красного цвета из группы разноцветных. Педагог обращает внимание детей на кубики четырёх цветов спектра, расположенные на столе. Затем предлагает помочь зайчику, который при­ехал на грузовике, найти красные кубики. Дети кладут красные кубики в гру­зовик, называют их цвет.
"Найди цветок для бабочки"   Упражнение в различении цветов, ориентируясь на их однородность или не­однородность при наложении. На фланелеграфе цветы и бабочки четырёх цветов спектра. Педагог предлагает спрятать бабочек на цветках так, чтобы их не было видно. Дети вместе с педагогом рассматривают цветки и бабочек, отмечают, что их цвет должен совпадать. Затем достают из конвертов бабочки и цветки и выполня­ют задание самостоятельно, В конце дети называют цвет бабочек и цветков. При затруднении педагог сам подводит итог; ''Жёлтая бабочка села на жёлтый цветок, она спряталась, её не видно" и т. д.
"Составь букет" Обучение выделению объектов красного цвета из ряда цветовых объектов малой насыщенности и высокой светлоты. Обучение соотнесению трёх оттенков красно­го цвета. Дети рассматривают карточки с изображением вазы с цветами трёх от­тенков красного цвета. Педагог обращает внимание на цвет и взаимное рас­положение цветков. Затем предлагает составить такой же букет на других карточках, приложив цветки к стебелькам, соблюдая порядок расположения цветков как на образце.
"Наряди куклу" Обучение зрительному способу узнавания, выделения объектов жёлтого цвета из ряда цветовых объектов средней светлоты и максимальной насыщенности. Упражнение в локализации объек­тов жёлтого цвета. Педагог вносит кукол в жёлтых платьях, рассказывает, что куклы хотят ук­расить волосы жёлтыми бантами. Достаёт банты красного, синего, жёлтого, зелёного цветов и раскладывает их на столе. Дети по очереди подходят к столу, находят жёлтые банты, называют их цвет и наряжают кукол.
"Помоги Незнайке собрать букет" Обучение зрительному способу узнавания, выделения объектов жёлтого цвета из ряда цветовых объектов средней светлоты и максимальной насыщенности. Упражнение в локализации объек­тов жёлтого цвета. Педагог показывает детям куклу Незнайку с большим букетом цветов красного, синего, жёлтого, зелёного цветов и предлагает составить букет только из жёлтых цветов. Дети по очереди выбирают из большого букета желтые цветы. Педагог обращает внимание на то, что у всех теперь букеты с цветами жёлтого цвета. Незнайка предлагает подарить букеты куклам в жёл­тых платьях.
"Построим башенку". Обучение расчленению изображения предмета на со­ставные части и воссозданию сложной формы из частей. Развитие способ­ности пользоваться образцом, сопоставлять с ним свою работу, находить ошибки. Дети рассматривают образец башенки, анализируют величину, цвет, рас­положение составных частей. Затем выкладывают такую же, сверяют свою работу с образцом, называют цвет башенки.  
"Прицепи к паровозику жёлтые вагончики" Обучение зрительному способу узнавания, выделения объектов жёлтого цвета из ряда цветовых объектов малой насы­щенности и высокой светлоты. Дети рассматривают паровозик и вагончики, называют их цвет. Педагог предлагает прицепить к паровозику только жёлтые вагончики. Дети по оче­реди выполняют задание, отмечают, что и паровоз, и вагончики жёлтого цвета.  
"Привяжи ленточки к шарикам". Упражнение в подборе одинаковых цве­тов путём зрительного соотнесения с последующей проверкой, закрепле­ние названий цветов.   Педагог вносит воздушные шары и ленточки красного, синего, жёлтого, зелёного цветов. Предлагает привязать к каждому шару ленточку такого же цвета. Дети получают шары, подбирают ленточку, а педагог помогает привя­зать их к шарам. Дети называю цвет своих шаров и ленточек.  
"Собери картинку", Обучение соотнесению трёх оттенков крас­ного и двух оттенков жёлтого цвета. Дети рассматривают картинку, выполненную из деталей трёх оттенков красного и двух оттенков жёлтого цвета. Педагог обращает внимание на цвет и взаимное расположение деталей, предлагает составить такую же картинку, наложив силуэтные изображения на контурные.
"Собираем урожай" Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету. На столе педагога макеты деревьев, на которых развешены силуэтные изображения яблок красного и жёлтого цветов. Педагог предлагает детям собрать жёлтые яблоки в одну корзину, а красные в другую. Дети по очереди выполняют задание» аргументируют свой ответ.
"Спрячь мышку от кошки" Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету. На столе разложены 3-4 домика разных цветов и на некотором расстоя­нии вперемешку двери к ним. Появляется мышка. Она просит спрятать её от кошки. Педагог прячет мышку в один из домиков, предлагает найти дверь такого же цвета. Дети выполняют задание, выбирая дверь нужного цвета из предложенных. Игра повторяется несколько раз. 
"Салют" Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету. Упражнение в соотнесении трёх оттенков красного и трёх оттенков жёлтого цветов. Дети рассматривают узор, состоящий из половинок звёздочек трёх от­тенков красного цвета и трёх оттенков жёлтого цвета. Педагог обращает внимание на цвет и взаимное расположение деталей, просит подобрать вто­рую половинку звёздочки такого же оттенка.  
"Помоги кукле выбрать конфеты е синих обёртках" Обучение детей зрительному способу уз­навания, выделения объектов синего цвета из ряда цветовых объектов сред­ней светлоты и максимальной насыщенности.   На столе педагога конфеты в разноцветных обёртках. Педагог вносит куклу и говорит, что она пришла в магазин купить конфеты в синих обёртках, просит детей ей помочь. Дети подходят к столу и накладывают конфеты в ва­зу. Кукла благодарит детей и угощает их конфетами.  
"Чашки и блюдца" Обучение идентификации цвета. У детей силуэтные изображения чашек и блюдец красного, синего, жел­того, зелёного цветов. Педагог просит разложить на фланелеграфах блюд­ца, а затем подобрать к ним чашки таких же цветов. После выполнения зада­ния отмечается точность идентификации цветов.  
"Окраска воды". Формирование представлений о разных оттенках цвета по светлоте, их словесном обозначении; "светлый", "тёмный", "светлее", "темнее".   Перед детьми две банки с водой. Педагог сообщает, что дети будут полу­чать синюю воду разных оттенков. Затем показывает способ окраски воды. Берёт синюю краску, обращает внимание на то, что макать кисть нужно до половины, растворяет краску в воде, говорит, что получилась светло-синяя водичка. Затем обмакивает кисть полностью в краску, промывает, ещё раз набирает краску и снова промывает в той же баночке. Сообщает, что получи­лась тоже синяя вода, но уже тёмная. Педагог предлагает детям окрасить воду, последовательно диктует порядок действий. После выполнения зада­ния светло-синяя вода сливается в одну большую банку, а тёмно-синяя в другую. Дети определяют, в какой банке вода светлее, в какой темнее.  
"Украсим чайники". Обучение детей зрительному способу уз­навания, выделения объектов синего цвета по представленному образцу из ряда цветовых объектов средней светлоты и максимальной насыщенности, а также малой насыщенности высокой светлоты. Педагог предлагает рассмотреть образцы, на которых изображены чай­ники. На одном чайнике рисунок из тёмно-синих кругов, а на другом — из светло-синих. Дети называют цвет и оттенки кругов. Затем педагог показы­вает ещё два чайника без рисунка, просит их украсить так же, выбрав из на­бора разноцветных кругов сначала темно-синие, а затем светло-синие кру­ги, соотнося с предложенным образцом. После выполнения задания работы анализируются.    
"Выложи бусы" Упражнение в ранжирова­нии объектов красного и синего цветов в ритмически заданной последова­тельности. Педагог раздает карточки с изображением цепочки, состоящей из буси­нок, следующих друг за другом в ритмической последовательности: крас­ная, синяя, красная, синяя. Предлагает продолжить цепочку, соблюдая за­данный ритм.  
"Оденем кукол". Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету. Педагог вносит кукол в рубашках и юбочках, рассказывает детям, что кук­лы хотят красиво одеться, так, чтобы у них всё было одним цветом — юбоч­ка, кофта и бант в волосах. Но сами они не могут это сделать и просят помочь детей. Достает кофточки и ленты, раскладывает их на столе вперемеш­ку. Дети подходят к столу и одевают кукол. В конце педагог подводит итог: "Куклы одеты красиво. У одной всё: и кофта, и юбочка, и бант красное, у дру­гой — синее, у третьей — зелёное, а у этой — жёлтое".  
"Найди пару". Упражнение в выборе цвета по образцу, действию по цветовому сигналу. Педагог раздаёт детям флажки — по одному каждому ребёнку. По сигна­лу бубна дети разбегаются по комнате, затем по другому сигналу останавли­ваются и каждый ищет свою пару — ребёнка, у которого флажок такого же цвета. Дети с одинаковыми флажками берутся за руки, В ходе игры педагог поочерёдно меняет флажки. Дети должны найти новые пары, ориентируясь на цвет флажка.  
"Раскрась бусинки" Упражнение в нахождении цвета в класси­фикационном ряду. Развитие внимания.   У детей карточки с контурным изображением цепочки, состоящей из кру­гов и овалов, расположенных в определённом ритме. Педагог предлагает одинаковые по форме бусинки раскрасить одним и тем же цветом.  
"Подберем совочек к ведерку". Упражнение в соотнесении двух оттенков красного, двух оттенков синего, двух оттенков жёлтого цветов, в выборе цве­та по образцу, действии по звуковому сигналу.   На столе педагога ведёрки красного, синего, жёлтого цветов двух оттен­ков. Педагог предлагает подобрать к каждому ведёрку совочек такого же цветового оттенка. Дети по очереди берут совочки из коробки и находят ве­дёрко такого же цвета. При правильном выполнении задания совочки поме­щают в ведёрки.  
"Найди своё место". Упражнение в выборе цве­та по образцу, действии по звуковому сигналу.   Дети сидят на стульях, расставленных в ряд. Педагог раздает им карточ­ки, и они под бубен разбегаются по комнате. Педагог раскладывает на сту­льях другой комплект таких же цветовых карточек. По сигналу дети подбега­ют к тем стульям, на которых карточки такие же, как у них. Педагог проверя­ет правильность выбора.  
"Найди предмет нужного цвета". Развитие способности разли­чать в знакомых предметах большого пространства красный, синий, жёлтый цвета. Развитие зрительного внимания с опорой на представления о цвете. Педагог предлагает детям найти в групповой комнате и назвать предме­ты сначала красного, затем синего и жёлтого цветов. Педагог поощряет де­тей, назвавших большее количество предметов.  
"Помоги Мальвине собрать бусы". Упражнение в соотнесении трёх оттенков красного, двух оттенков синего, двух оттенков желтого цветов. На фланелеграфе изображение куклы Мальвины. Педагог говорит детям, что у Мальвины рассыпались бусы, нужно помочь их собрать. Затем раздаёт карточки с изображением бус, одна часть которых выполнена в цвете, а другая в контуре. Педагог предлагает заполнить контурное изображение цветными силуэтами, соблюдая предложенный цветовой порядок.
"Найди предметы такого же цвета". Закрепление навыка классификации с опорой на цвет. У детей карточки с изображением красного, синего, жёлтого цветов. Оп­ределив, какого цвета изображение, дети подходят к столу, на котором впе­ремешку лежат блоки Дьенеша таких же цветов. Педагог предлагает детям, у которых карточки с изображениями красного цвета, выбрать все красные фигуры, с изображениями синего цвета все синие и т.д. Затем дети совместно строят из разноцветных блоков «паровозик», называют цве­та отдельных "вагончиков".
"Украсим ёлочку".   Упражнение в локализации объек­тов красного, синего, жёлтого цветов среди массы разноцветных предме­тов.   На столе у педагога ёлка и разноцветные игрушки. Педагог предлагает взять по одной красной игрушке и повесить её на ёлку. Дети выбирают иг­рушки, называют их цвет. Аналогичная работа проводится с синими и жёлты­ми игрушками.
"Шары для клоуна". Обучение детей зрительному способу уз­навания, выделения объектов зелёного цвета по наличному образцу из ряда цветовых объектов средней светлоты и максимальной насыщенности. На фланелеграфе изображение клоуна, жонглирующего зелёными шара­ми. Педагог обращает внимание детей на цвет шаров. Затем раздаёт кар­точки с изображением клоуна и набор силуэтных изображений шаров крас­ного, синего, зелёного, жёлтого цветов. Предлагает выбрать зелёные шары и выложить их, как на фланелеграфе. Выполнив задание, дети называют цвет шаров.
"Составь ряд из зелёных предметов". Уп­ражнение в составлении ряда из аналогичных по цвету предметов. У педагога на столе предметы красного, синего, зелёного, жёлтого цве­тов. Педагог просит детей найти зелёные предметы и выложить их в ряд. Де­ти по очереди выполняют задание. Затем работы анализируются.
"Помоги лягушке подобрать шляпу" Обучение детей зрительному способу уз­навания, выделения объектов зелёного цвета по наличному образцу из ряда цветовых объектов малой светлоты и высокой насыщенности.   У детей на фланелеграфах изображение лягушки. Педагог обращает вни­мание на её цвет. Раздаёт детям набор силуэтных изображений шляп крас­ного, синего, зелёного, жёлтого цветов. Предлагает подобрать для лягушки шляпу такого же цвета, как она сама. Дети самостоятельно выполняют зада­ние, обосновывают свой выбор.
"Окраска воды". Форми­рование умения получать три оттенка зелёного цвета, используя способ ок­раски воды, и называть их: "тёмный", "светлее", "самый светлый".   Педагог сообщает детям о том, что сегодня они будут получать воду зе­лёного цвета разных оттенков. Берёт три одинаковые баночки, наполненные водой. Набирает на кисточку зелёную краску и опускает в воду. Вода приоб­ретает зелёный цвет. Дети называют этот цвет. Затем педагог набирает на кисточку чуть больше краски, чем в первый раз, опускает её в другую баноч­ку. Вода окрашивается в более тёмный зелёный цвет. Дети отмечают разни­цу в оттенках цвета, называют оттенок. Педагог, набрав на кисточку ещё больше краски, получает более тёмный оттенок. Дети называют его тёмно-зелёным. Поставив баночки рядом, педагог подчёркивает, что из одной кра­ски можно получить три разных оттенка. Педагог предлагает детям окрасить воду, последовательно диктует порядок действия, следит за правильностью выполнения задания. После окончания работы дети называют оттенки полу­ченной воды.
"Найди яблоку своё место". Упражнение в соотнесении трёх оттенков зелёного цвета. У детей карточки с контурным изображением яблок трёх оттенков зелё­ного цвета. Педагог раздаёт силуэтные изображения яблок таких же оттен­ков, предлагает наложить их на контурные изображения, соотнося оттенки.
"Построй ряд". Упражнение в соотнесении трёх оттенков зелёного цвета, выделение оттенков с отвлече­нием от других признаков.   На столе предметы зелёного цвета трёх оттенков. Педагог акцентирует внимание на различии в оттенках. Просит найти предметы тёмно-зелёного цвета и построить их е ряд. Дети выполняют задание. Затем аналогичная ра­бота проводится с предметами других оттенков.
"Сложи узор". Упражнение в соотнесении трёх оттенков красного и зе­лёного цветов. Педагог раздает детям образцы узора "Калейдоскоп", предлагает рас­смотреть, выясняет, что узор состоит из фигур трёх форм трёх оттенков красного и трёх оттенков зелёного цветов. Затем обращает внимание на взаимное расположение фигур, предлагает детям расположить свои фигу­ры так же, как в узоре-образце. Педагог обращает внимание на допущенные ошибки, помогает их исправить.
"Подарим куклам бусы". Обучение ранжированию объектов красно­го и зелёного цветов в ритмически заданной последовательности с исполь­зованием образца. Педагог показывает детям бусы из восьми крупных бусин, чередующихся по цвету (красная, зелёная, красная, зелёная). При рассматривании помога­ет детям определить, что бусы состоят из бусин двух цветов, которые рит­мично чередуются. Затем достаёт куклу и надевает на неё бусы. Педагог раздаёт детям игрушки и предлагает сделать такие же бусы и подарить их куклам, зверятам. Каждый ребёнок получает бусинки двух цветов, леску или проволоку. Педагог ещё раз просит рассмотреть готовые бусы и сделать точно такие же. Дети выполняют задание. Педагог по необходимости помо­гает им, сопоставляет с образцом. Когда бусы нанизаны, дети надевают их на кукол.
"Какая фигура лишняя?". Развитие способности устанавливать сходство и различия между зрительно воспринимаемыми изображениями предметов и на этой основе делать необходимое обобщение.   На фланелеграфе изображения четырёх красных и одной зелёной фигу­ры. Педагог просит назвать лишнюю фигуру. Дети аргументируют свой вы­бор. Затем педагог меняет изображения на фланелеграфе, выкладывает три зелёные и одну красную фигуры, просит детей среди этих фигур назвать лишнюю.
"Подбери к шапочкам шарфики" Упражнение в выборе цветовых объектов по представленному образцу. На фланелеграфе силуэтные изображения шапочек красного и зелёного цветов трёх оттенков. Педагог предлагает детям подобрать к каждой шапоч­ке шарфик такого же цвета и оттенка. Дети по очереди выходят к фланелеграфу. После выполнения задания отмечается точность идентификации от­тенков.
"Найди машинке гараж" Закрепление представлений о цвете в большом прост­ранстве. Педагог надевает детям эмблемы машин красного, синего, зелёного, жёлтого цветов. Каждый ребёнок получает руль такого же цвета. Педагог предлагает найти машинам гаражи идентичных цветов. По сигналу дети раз­бегаются по групповой комнате, затем по другому сигналу педагога оста­навливаются и ищут свой "гараж" — карточку с изображением гаража. Педа­гог проверяет правильность выбора.
"Собери чашку". Упражнение в соотнесении оттенков красного и зелёного цветов.   Педагог предлагает детям рассмотреть карточку с изображением чашек с "отколотыми" кусочками красного, синего, зелёного, жёлтого цветов, просит подобрать каждой чашке кусочек такого же цвета. Дети самостоятельно выполняют задание, при затруднении педагог оказывает помощь.
"Составь ряды". Упражнение в составлении рядов из аналогичных по цвету предметов, в нахождении идентичного предмета по нескольким при­знакам цвета.   На столе педагога предметы красного, синего, зелёного, жёлтого цветов. Педагог предлагает найти предметы зелёного цвета и выложить их в ряд. Затем аналогичная работа проводится с предметами других цветов. Дети по очереди выполняют задание, называют предметы и их цвет,
"Найди такого же клоуна". Упражнение в соотнесении трёх оттенков красного, синего, зелёного цветов, в нахождении идентичного предмета по нескольким при­знакам цвета.   У детей изображение клоуна. Педагог предлагает найти такого же клоуна из расположенных ниже и приложить к нему фишку. При затруднении педа­гог анализирует цвет одежды клоуна на образце.
"Лото". Закрепление знаний об основных цветах и зелёном цвете, упражнение в назывании их точным словом. У детей лото. Педагог поднимает по одной маленькой карточке и спраши­вает: "У кого такая?". Всем» правильно опознавшим цвет, раздаёт маленькие карточки. Дети накрывают ими соответствующие по цвету квадраты. Тому, кто неверно опознал цвет, также даёт маленькую карточку, и ребёнок путём непосредственного соотнесения (приложения) проверяет результат. В кон­це педагог обобщает результат игры.
"Что изменилось?" Развитие внимания, памяти с опорой на представления о цвете. На фланелеграфе предметные изображения красного, синего, зелёного, жёлтого цветов. Педагог предлагает детям назвать предметы и их цвет, за­тем просит закрыть глаза. В этот момент заменяет цвет двух предметов. По сигналу педагога дети открывают глаза и находят изменения.
"Соедини одинаковые по цвету предметы" Закрепление представлений о цвете в малом пространстве, развитие мелкой моторики.   У детей карточки с изображением предметов красного, синего, зелёного, жёлтого цветов, расположенные в столбики слева и справа. Педагог предла­гает соединить одинаковые по цвету предметы, используя фломастеры та­ких же цветов.
"Узнай и назови". Обучение зрительному способу узнавания, выделения и называния ахроматических цветов.   На фланелеграфе круги красного, синего, зелёного, жёлтого цветов. Пе­дагог предлагает назвать цвет кругов. Затем выкладывает белый и чёрный круги и просит назвать их цвет. При затруднении называет цвет сам. Дети вспоминают, что бывает белого и чёрного цветов.
"Построй заборчик". Упражнение в составлении рядов из аналогичных по цвету предметов. На столе у педагога кубики чёрного и белого цветов, расположенные в определённой последовательности (чёрный, белый, белый, чёрный, белый, белый). Педагог предлагает детям построить такой же "заборчик", соблюдая заданный ритм. Дети самостоятельно выполняют задание. Педагог следит за правильностью выполнения.  
"Кто больше увидит?". Обучение осуществлению выбора цвета по образцу, нахождению данного цвета в окружающей обста­новке. В групповой комнате заранее подготовлены предметы, имеющие в сво­ей окраске белый и чёрный цвета. Педагог просит детей найти эти цвета в предметах. За правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто больше набрал фишек и ни разу не ошибся.
"Помоги котятам добраться до дома". Упражне­ние в классификации предметов по цвету, в нахождении таких же оттенков в классификационных рядах.   На фланелеграфе изображения двух домиков. Рядом с одним домиком педагог выкладывает изображение белой кошки, рядом с другим - чёрной От каждого домика тянется дорожка. Педагог предлагает расставить чёрных и белых котят на дорожки, ведущие к их домикам, соотнося цвет кошек и котят. Дети по очереди выполняют задание. Педагог контролирует действия детей.
"Подбери пару". Упражнение  в нахождении  предметов по образцу. У детей карточки с силуэтным изображением рукавичек одного цвета трех оттенков, (красного, синего, жёлтого, зелёного цветов), расположенных в ряд от темного до светлого. Педагог предлагает найти пару каждой рукавичке, выбрав нужные из набора. После выполнения задания работы детей анализируются.

 








 

Используемая литература:

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) (ясли-сад - начальная школа) / [Авт. прогр.: Бельмер В.А., Григорьева Л.П., Денискина В.З. и др.; Под ред. Л.И.Плаксиной]

2.Ремезова Л.А. Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением. //2001, Тольятти







Сейчас читают про: