Исповедь пострадавшей от группы Куренкова: основные признаки тоталитарного деструктивного культа в реальной истории

Последствия пребывания в сектах. Безопасность социальной среды и ее психолого-педагогическое сопровождение

 

Русская народная линия

 

Наркомания, алкоголизм и табакокурение / 14.05.2016 г.


Круглый стол в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Социально-психологическая безопасность человека, общества, государства»

(г. Краснодар, 8 апреля 2016 года)


Исповедь пострадавшей от группы Куренкова: основные признаки тоталитарного деструктивного культа в реальной истории

* * *

Пострадавшая. Здравствуйте! Два месяца назад я приехала из станицы Староджерелиевской, где проживала последние восемь лет в общине Куренкова Александра Павловича.

 

Приехала я туда, находясь в стрессовой ситуации долгое время. Встретила доброжелательных, радушных людей, готовность помочь. Руководитель общины был очень обаятельный, добродушный пожилой человек, полный жизни, вдохновляющий своими пламенными речами, очень позитивный. Речи были о спасении земли и людей, о помощи людям и об их спасении после «квантового перехода», в их терминологии так именовался «конец света». В общине жили и работали преимущественно люди с одним или двумя высшими образованиями, очень вдохновленные, устремленные к чему-то высокому. Все жили как одна семья. Долгое время мне так и казалось.

 

Проживала я там восемь лет. Что хочу отметить особо.

 

Во-первых, в общине после первой же встречи с руководителем у всех формировалось очень большое чувство вины. Такое же чувство вины возникло и у меня. Когда я позже беседовала с другими людьми, проживающими там какое-то время, оказалось, что они испытывали тоже самое. Чувство вины у всех возникало по-разному: у кого-то за то, что упустил воспитание ребенка, у кого-то за то, что не складывались отношения личные, семейные отношения с супругом или супругой, у кого-то за прошлые жизни и воплощения [прим. ред. – в общине проповедовалась идея реинкарнации, переселения душ]. Возникало желание отработать это изо всех сил и подразумевалось, что руководитель мог в этом помочь, необходимо было только следовать его рекомендациям. Так объясняли это старые «ученики» [прим. ред. – в общине все назывались «учениками», вне зависимости от возраста, пола, прежнего социального статуса и т.п.], которые прожили в общине 10 лет и больше, считалось, что они лучше понимают это все.

                                                                                        

Информация. С внешним миром мы почти не общались, жили безвыездно в станице, общение с родственниками не одобрялось, многие порвали со своими родными все связи. Основной источник информации – это слова руководителя. Чтение другой литературы других авторов эзотерического направления пресекалось. Говорилось, что источник информации должен быть исключительно один. В другой литературе, якобы, присутствуют другие «вибрации» и есть «искажения», а руководитель является неискаженным источником.

 

Принцип открытости руководителю и контроля над нами с его стороны исполнялся четко. Считалось, что Учителю нужно все рассказывать, он должен все знать, чтобы суметь лучше помочь человеку. В прочитываемых нам лекциях говорилось, что мы должны изгнать из себя ложь, обман и вранье, говорилось, что мы должны стать абсолютно прозрачными друг для друга и других людей, что многие и сделали. В результате установилось такая практика, что руководитель звал кого-то к себе и расспрашивал о других людях: чем занимаются сейчас, кто куда ездил и так далее. Одни эту информацию спокойно предоставляли, другие делали это неохотно. Таким образом, шел постоянный контроль + люди попадали под плотный телефонный контроль. Куренков периодически звонил, расспрашивал: «Где находишься?», «Что делаешь?», «А что делает другой человек?» и т.д. Всегда нужно было подробно отчитываться.

 

Принцип наставничества: когда новенький приходил для него было много новой непонятной информации. Допустим, незнаком с какой-то информацией эзотерического характера, она воспринимается как нечто странное, чужеродное. Или какие-то нестыковки в лекциях замечались новичком, была непонятна обрядовая составляющая, которая практиковалась. К новичку прикреплялся кто-то из старых учеников, «наставник», который объяснял, как все надо понимать, причем всему всегда находилось объяснение. Допустим, руководитель накричал на тебя или оскорбил. Говорилось так: «Просто прими и всё. Ты не понимаешь, что делает учитель, какое благо для тебя несет, Учитель видит тонкие планы и умеет работать с ними в отличие от обычных людей». То есть, на физических планах ты слышишь это слово, а какой смысл он в него закладывает, ты не понимаешь, принимаешь все, что называется на веру. Это был принцип веры. Или как потом говорилось, это была проверка, неужели ты мог подумать, что учитель, что Учитель такое мог предлагать вообще.

 

Принцип приоритетов. Иерархия ценностей выстраивалась таким образом: самый важный приоритет был защита учителя, потом защита группы, а потом все остальное, что делалось в интересах Учителя и группы. Говорилось, что ложь должна быть строго пресечена, обманы исключены, а учитель – это свет, чистота и любовь. Иначе понятие «Учитель» нам расшифровывалось так: «Умение Чистотой Истины Творить Единение Любовью».

 

Постепенно я стала замечать, что если надо было по требованию Куренкова что-то исказить или соврать откровенно, но человек как-то сопротивлялся, то со стороны руководителя было сильное негодование, ярость, а нам при этом объяснялось, что это не ложь, а «защита Учителя». Старые ученики и сам руководитель объясняли, что учитель видит будущее, а остальные люди его не видят. Только Учитель знает, к чему приведет выполнение его распоряжений в будущем. Поэтому верить надо на слово, не искажать, не вносить свое понимание в задание учителя, потому что так человек может сильно ухудшить свою карму и карму своих близких.

 

Как только я пришла в общину, одна из старых учениц рассказала мне притчу как следует понимать слова и задания Учителя. Допустим, Учитель дал задание ученику и тот спешит его выполнить. И вдруг на пути видит пожар: горящий дом, а в нем человека, которого он может спасти. Мне был задан вопрос, как правильно поступить в этой ситуации. Я, естественно, предложила сначала спасти человека. А потом уже торопиться выполнять задание Учителя. Но мне разъяснили, что не нужно спасать погибающего, а нужно выполнять задание Учителя, так как ты не знаешь, какое значение у этого задания и не знаешь карму умирающего человека. Возможно, ему нужно погибнуть для какой-то отработки своего собственного задания…

 

Принцип постепенности. Поначалу новичок попадал в очень мягкие условия, где были в избытке доброжелательность, забота, внимание. Человек открывался и старался делать больше для других людей. Отдать и компенсировать то, что он получал от людей в общине и руководителя. Это продолжалось довольно долго, у кого как, год и более. Потом постепенно появились какие-то неудобные для человека обязательства, которые он должен был выполнять, некоторые обременение и дискомфорт. Первое время это звучало как просьба от руководителя, причем просьба в очень мягкой, дружественной форме. Учитель мог сказать, для чего это нужно сделать или просто дать задание, ничего не объясняя, сказать, что это нужно для группы. Человек брал эти задания из чувства благодарности и расположения к группе и Учителю. Первое время просьбы звучали мягко, в ответ на содеянное шла искренняя благодарность. Постепенно таких обязательств становилось все больше, но они уже оформлялись не как просьба, а как задание. Потом постепенно как задание, не терпящее возражений, а если ты не мог выполнить его в тот момент (кто-то из-за работы, кто-то по семейным обстоятельствам, из-за своих морально-нравственных принципов), то шло резкое осуждение от Учителя, а потом жесткий прессинг (от психологического насилия до угроз физической расправы).

 

В учение пошагово, из года в год вводились новые понятия. Например, если сначала говорилось о том, что мы должны быть индивидуальностями, то в последние годы говорилось, что всякое инакомыслие должно быть исключено. Было введено понятие «единобожие», что трактовалось как «должна существовать только одна точка зрения по любому вопросу, точка зрения Бога, а учитель называл себя Богом в живом теле», только поэтому он выражал единственно правильную точку зрения, которую сообщал всем и все должны были ее придерживаться. Иное поведение трактовалось как бунт против Бога. Учитель называл себя «Отец небесный в живом теле». Это пошло последние года два. Люди реагировали на это по-разному: одни видели дикость этого момента, а другие не видели, они странным образом это принимали как данность. Постепенно все учение трансформировалось в жесткую подавляющую систему, которая исключала возможность для человека иметь свое мнение, соответствующее своей совести и своим убеждениям.

 

Еще один принцип: разговор с каждым на его языке. Руководитель умел с каждым говорить на его индивидуальном языке, с его лексикой, свойственной именно этому человеку, с его интонациями, в той же эмоциональной манере. Он это делал гениально! От этого рождалось ощущение, что он понимает тебя как никто другой. Я какое-то время, пока не начался этот жесткий прессинг и я не начала эти моменты по каким-то маленьким крупиночкам видеть, долгое время я воспринимала разговоры со мной на моем языке некритично и думала, что он напрямую с душой каждого общается. Особенно когда он проводил политику открытости, доброжелательности, любви, искренности и готовности помочь всем людям.

 

Кроме всего вышеперечисленного был такой режим, что свободного времени почти не оставалось: занятия были два-три раза в день по 4,5-5 часов каждый день. Вставали рано, с 5 до 6 часов утра, каждый раз по-разному. 6-7 дней в неделю работа, два года работали без выходных, работали на стройке, стройбригада. Сон был недолгим, питание очень однообразное (каши и растительное масло), периодически спреды, майонез и овощи с огорода (выращивали сами, поэтому они были в изобилии), больше ничего не было. Один раз в течение трех месяцев вводилась специальная диета: одни каши без масел, овощей, соли, сахара, хлеба. После двух месяцев диеты я ощущала очень большую слабость и похудела до 51 кг (при росте около 170 см). Все это время мы продолжали работать на стройке, занимаясь тяжелой физической работой. При таком режиме было очень мало сил, а зачастую наступало измождение. Диета объяснялась необходимостью очищения физического тела, чтобы поднять вибрации для энергетической работы по спасению земли. Но там никто не спрашивал: можешь-можешь, хочешь-не хочешь. В таких организациях меняется сознание людей, особенно в условиях постоянного нахождения в подобном месте. Сознание становится управляемым, к сожалению, в любую сторону.

 

Каклюгин Н.В. Разрешите немного дополнить. Насчет чувства вины и того психологического давления, которое оказывалось на проживающих в общине и особенно на уходящих из нее людей. Когда более двух лет назад ушла та самая пострадавшая мама с двумя детьми, Куренков объявил всем оставшимся, что именно из-за нее началась война на Донбассе, именно ее уход «энергетически» спровоцировал начало кровопролития. Вообще, он их сплотил таким образом: объявив, что они одни из шести-семи групп на всей планете, последних оставшихся со способностью останавливать войны и быть эдакими миротворцами планетарного, если не вселенского масштаба. Его группа, группа Куренкова, якобы, способна спасти человечество и на них, мол, возложена эта миссия. И вот с этим чувством «Великой Миссии» они и жили, это их объединяло и сплачивало перед миром, «погибающим во зле». Адепты в это свято верили и между собой они, действительно, за редким исключением, были в прекрасных дружелюбных отношениях, с ощущением сожительства и соработничества «плечом к плечу». За счет этого они и держались вместе так долго, объединившись против некоего «внешнего» врага, Зла в глобальном смысле. Все пункты, которые перечислила пострадавшая, целиком и полностью совпадают с признаками тоталитарного деструктивного культа.

 

Павловская Т.Н., обозреватель «Российской газеты». Идея «конца света», в их варианте «квантового перехода» несколько раз звучала у Куренкова, они к нему активно готовились.

 

Каклюгин Н.В. Только когда «квантовый переход» согласно календарю майя, который использовали в своих интересах многие эзотерические секты в России и за рубежом, не произошел 12.12.2012 года, «гуру» Куренков, в отличие от хитромудрых «Свидетелей Иеговы», его официально, публично перед группой его не перенес на конкретный срок и в этом была его ошибка – неудовлетворенные непроизошедшим, но обещанным на 100% «квантовым переходом», некоторые адепты, особенно, молодого возраста стали покидать общину. У самого Куренкова началась депрессия. Как замечала адепты, покинувшие группу, из тех, с кем удалось пообщаться, примерно в то время он резко изменился. Из пышущего энергией и позитивом человека превратился в унылого, противного, вредного и эмоционально нестабильного психопата, к тому же все чаще потребляющего алкоголь. Контроль над группой в том объеме, который был раньше, утратился. Преемник один-единственный, как положено для харизматического культа, назначен официально не был. Группа стала рассыпаться, все больше людей в общине стали замечать дефекты лидера и устройства самой общины, они стали уходить.

 

Пострадавшая. Но уйти просто так нельзя было все же.

 

Верейкина О.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики управления, Оренбургский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Вопрос. Вы когда туда попали, в любом случае иногда возникало чувство дискомфорта? То есть, Вам же мозг, наверное, подсказывал, что что-то там не так?

 

Пострадавшая. Дело в том, что то, о чем я сейчас говорила, манипуляции, подавление воли, поначалу они были в скрытой форме. Только после 2012-го года я начала чувствовать, что что-то здесь не то. После несостоявшегося конца света 12.12.2012-го появилось чувство дискомфорта и только после пяти лет пребывания там стало понятно, что началось что-то не то. До этой даты люди практически не уходили из общины.

 

Мосина О.А., доцент кафедры общей и социальной педагогики ФППК КубГУ, кандидат педагогических наук. Скажите, Вы ведь в какой-то вере родились, в православной, может быть в католической, почему Вы стали искать секту, а не традиционную церковь?

 

Пострадавшая. Во-первых, я не стали искать секту, потому что я же не была в курсе, что это секта, а не просто группа добрых, положительно настроенных ко мне людей. Во-вторых, мне это учение на тот момент показалось понятным и близким. Церковь мне не могла тогда помочь, я уехала туда по семейным обстоятельствам. Я оказалась в реальной трудной жизненной ситуации, в которой государство мне не смогло помочь. Я обращалась не в Церковь, я обращалась в официальные государственные органы, где мне никто не помог с моими проблемами. При чем здесь Церковь, вопрос казался социальной и психологической помощи, которую мне в момент обращения в соответствующие госслужбы, оказать не смогли. Мне была нужна не моральная помощь, а реальная.

 

Громова И.А., директор Службы психологической поддержки родительства и детства «Чудо-Чадо». У меня вопрос к Вам. Скажите, а вот это выступление Вы готовили самостоятельно абсолютно? Настолько профессионально и четко выстроено изложение того, что происходило в этой общине…

 

Пострадавшая. Выступление готовила самостоятельно. Находила в интернете основные признаки сект, сопоставляла с тем, что видела и чувствовала в той общине в Староджерелиевской, и в итоге составила вот такое описание.

 

Громова И.А. Если это так, а сомневаться в этом повода нет, то получается, что, действительно, в группе Куренкова все было выстроено практически как по учебнику, в полном соответствии со всеми признаками тоталитарного деструктивного культа или, как обычно называют такие организации, тоталитарной секты.

 

Продолжение следует…

Редактор стенограммы: Топоркова Яна Сергеевна, журналист

Полный текст ч. 1 стенограммы см. здесь: http://ruskline.ru/analitika/2016/05/14/posledstviya_prebyvaniya_v_sektah_bezopasnost_socialnoj_sredy_i_ee_psihologopedagogicheskoe_soprovozhdenie/




double arrow
Сейчас читают про: