Квест – игра «Скопа – птица рыболов» (к 2018 году - году скопы в Российской Федерации)
(интерактивная игра для детей старшего дошкольного возраста)
Цель: Способствовать развитию познавательного интереса детей к миру пернатых друзей, знакомить с птицей-рыболовом скопой.
Задачи:
- побуждать детей к установлению взаимосвязи живой и неживой природы через экологические цели;
- расширять представления детей о птицах, их повадках, внешнем виде, образе жизни;
- знакомить с птицей года – скопа (хищная птица-рыболов);
- развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, речь;
- воспитывать доброе, бережное, заботливое отношение к нашим пернатым друзьям.
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие.
Оборудование: песочные часы, карта мира, карта-лабиринт, карточки птиц, карточки предметов для поделки гнезда, карточки животных, силуэты птиц, аудиозаписи «голоса птиц».
Ход проведения квест-игры.
1. Оргмомент.
Вход орнитолога (сообщение) – Наступающий 2018 год объявлен годом этой птицы. Сегодня вы познакомитесь с её внешним видом, средой обитания, чем она отличается от других птиц, как её прозвали.
|
|
2. Создание проблемной ситуации.
Что это за птица вы узнаете, когда выполните несколько заданий.
За каждое задание вы получите карточку с буквой из названия птицы, в конце сложив карточки с буквами вы прочтете название птицы.
3. Задания.
На выполнение каждого задания дается определенное время. Следить за песочными часами будет «хранитель времени». Если вы закончили вовремя то вы получаете карточку с буквой, если раньше – дается бонус (дополнительное время), если вы не уложились во время, то карточка не дается, в последующем вы используете для отгадывания или дополнительное время или просите дополнительное задание (на усмотрение «хранителя времени»).
Задание 1.
«Где живет наша птица» (карта – лабиринт) – награда буква «С».
Задание 2.
«Что птице нужно для гнезда» (выбрать из картинок, установить на магнитную доску) – награда буква «К».
Задание 3.
«Чего не хватает» (силуэты птиц из отряда соколиных – нет клюва, крыла, хвоста, лап и т.д.; найти эту часть, выложить птицу на магнитной доске) – награда буква «О».
Динамическая пауза «Полет птиц» (пальчиковая игра).
Руки скрещены в запястьях, лежат на предплечьях.
- пошевелила правым (левым) крылом (пальцы ладони)
- взмахнула обеими крыльями
- летит колибри (быстро, быстро, почти трепещет)
- летит синица (быстрые движения)
- летит чайка (плавно, широки взмахи)
- летит орёл (быстро, резко крылья вверх, медленно вниз)
Задание 4.
«Поломанные слова».
Составить слова из разрезной азбуки: васо (сова), росока (сорока), цаниси (синица), телдя (дятел), риньгсе (снегирь), нарово (ворона). Рядом со словом – картинка птицы, исправить поломанное слово. Награда буква «П».
|
|
Задание 5.
«Кто как голос подаёт, кого чем угостить» (игра с мячом).
1). «Кто как голос подаёт?» (бросаем мяч, говорим):
- воробей – чирикает (ответ ребенка)
- ворона – каркает
- голубь – воркует
- кукушка – кукует
- утка – крякает
- журавль – курлычет
- соловей – поёт.
2). «Кого чем угостить?»
- воробей – крошки (ответ ребенка)
- синица – сало
- снегирь – рябина
- голубь – пшено
- свиристель – семечки.
В награду выдается буква «А».
Дети после выполнения всех заданий выкладывают слово из букв (ставят буквы поочередно, как их получали.
Читают.
Орнитолог вносит картинку – птицу, рассказывает о ней.
Скопа – это крупный околоводный хищник. У птицы темное оперение вверху, белое внизу, поперечная полоса на груди. Голова светлая с черной маской.
Скопа населяет почти всю территорию нашей страны, но их немного. Селится она на больших деревьях, вблизи водоемов. Гнездо скопы большое. Скопа в них откладывает яйца и высиживает 2-3 птенцов. Основной её пищей является рыба, которую она ловко ловит с поверхности воды. Также может питаться грызунами, земноводными. Если водоемы не замерзают, то птица ведет оседлый образ жизни, из холодных мест скопа улетает на зимовку в теплые края.
Игра «Снежный ком.
Каждому ребенку предлагают составить одно предложение о птице скопа, опираясь на рассказ орнитолога 9каждый ребенок повторяет предыдущие предложения).
Например:
1). Скопа большая птица.
2). Это околоводный хищник.
3). У нее темное оперение сверху и белое внизу.
4). Голова светлая с черной маской.
5). На груди поперечная полоса.
6). Селится на больших деревьях у водоемов.
7). Питается рыбой, земноводными, грызунами.
8). Вьет большое гнездо.
9). Откладывает яйца и выводит 2-3 птенцов.
Информационные источники.
1. Брем А.Э. «Жизнь животных» том 6 Птицы под ред.Ильичева, Михеева М, Просвещение – 1986 г.
2. Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. М, Вако – 2011 г.
3. Дежкин В.В. Спортивная охота в СССР. М, Физкультура и спорт – 1975 г.
4. Мини-энциклопедия Орлы. Ястребы. Соколы. Вильнюс – 2012.
5. Корзун А.В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ-педагогики. Мозырь – 2003 г.