Формы, методы и приемы социально-педагогической деятельности с детьми и подростками по общекультурному направлению в условиях учреждения дополнительного образования

В УДО в аспекте художественно–эстетического воспитания выделены и необходимы в применении разнообразные методы, формы, средства для формирования творческой личности обучающихся.

Метод (от греч. Methodos – путь исследования или познания) совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Методы художественно–эстетического воспитания  это способы совместной взаимосвязанной деятельности педагога и обучающнгося, направленные на развитие эстетических представлений, эстетических чувств и художественной деятельности, предполагающей формирование основ эстетического вкуса и развитие творческих способностей.

В литературе выделяют следующие методы художественно– эстетического воспитания.

1. Методы художественно–эстетического сознания формируют у обучающихся побуждения к сопереживанию эмоционально–положительного отношения к позитивному, отрицательному и негативному, прекрасному в жизни и искусстве, метод убеждения и формирования художественно–эмоциональной отзывчивости на прекрасное.

2. Методы организации художественной деятельности к ним относятся упражнения в практических действиях. Метод приучения художественно– эстетического начала и быта в поведении обучающихся направленный на воспитание художественно–эстетического вкуса, развития восприятия у обучающегося, начала быта и проявление поведения, на художественно–эстетическое восприятие, выработки навыков культур поведения и преобразования окружающей среды.

3. Методы активизации и стимулирования художественного творчества – метод поисковых ситуаций, творческих заданий, побуждения обучающихся к творческим проявлениям: в этом отношении метод побуждения обучающихся к творческим проявлениям подразумевает направленное педагогом творчество обучающихся, создание ситуаций для него.

Этот метод – механизм развития обучающихся. Метод интеграции реализуется в процессе практической деятельности создания ребёнком художественных образов, что, по мнению Т.С. Комаровой является стержнем всей воспитательно–образовательной работы с обучающимися.

В.И. Волынкин выявляет, что данные методы выделяются среди других методов, так как позволяют ребёнку адекватно описывать, чувствовать, понимать, оценивать картину окружающего мира и самого себя. Работа с отдельными произведениями искусства, которые представляются обучающимся в «чистом» виде (портрет, натюрморт, пейзаж и т.п.);

– обобщающая беседа, заключается в том, что обучающиеся накапливают специфические признаки произведения, знакомятся с содержанием разных видов народно–прикладного искусства и языком творчества.

– метод широких ассоциаций, позволяет творчески выразить содержание деятельности;

– метод сравнения – способность к творческому мышлению, активизации мышления, направленный на привлечение ассоциаций.

– метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности, выражается в форме творческих заданий с продолжением выполнения в домашних условиях;

– метод привлечения опыта педагога и обучающихся в актуализации и активизации в его деятельности (творческого, бытового, визуального, эмоционального).

Кроме того, как Н. А. Ветлугина выделяет такие методы:

- в зависимости от источника знаний, (наглядные, игровые, словесные, практические) методы, направленные на приобщение обучающихся к эстетической и художественной деятельности (относится показ способа действия или образца, упражнения, показ способа сенсорного обследования с сопровождением разъясняющего слова);

- методы и приемы, направленные на развитие эстетических и творческих умений и навыков, способов самостоятельных действий обучающихся (предполагают создание поисковых ситуаций, дифференцированного подхода к каждому ребенку с учетом его индивидуальных особенностей).

В УДО по художественно– эстетическому воспитанию для обучающихся применяют словесные методы такие как, объяснение, анализ, пример взрослого, описание. Чтобы внимание обучающихся было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать произведение воспитателю нужно создать условия, определить объект показа. Важно чтобы, умел показывать обучающимся свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств и использовал эти методы.

Практические методы как, показ, наблюдение, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Интересны и эффективны творческие задания. При создании музыкально–игровых образов в театрализованных играх, в рисовании, и при подборе материалов для изображения и танцевальных движений используются творческие задания. Педагогический прием всегда вызывает положительный эмоциональный настрой у обучающихся. Творческие задания и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам художественной выразительности. В процессе художественно–эстетического воспитания вышеперечисленные методы приобретают специфику которую применяют и моделируют к различным видам детской деятельности.

Работа по художественно–эстетическому воспитанию выстраивается по следующим принципам:

– художественно–эстетическое воспитание в УДО; осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно – образовательной работой УДО;

- детское творчество связано с жизнью, обогащению содержанию детской художественной деятельности;

- художественно – творческая деятельность объединяется во время воспитательно – образовательной работы с обучающимися;

- вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности;

- индивидуальный подход в художественно–эстетическом воспитании, основанный на выявлении индивидуальных различий обучающихся и определении оптимальных путей развития творческих способностей каждого ребенка. В УДО работа по художественно– эстетическому воспитанию осуществляется в течение всего дня, начиная с прихода обучающихся в УДО.

Форма (в пед.) – способ существования учебно–воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма, прежде всего, связана с количеством воспитанников, временем и местом обучения, порядком его осуществления.

Формы организации воспитательного процесса в рамках, которых осуществляется воспитательный процесс; система целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности воспитанников, складываются в зависимости от направления воспитательной работы количества участников (групповые, массовые, индивидуальные).

В УДО используют формы по художественно–эстетическому воспитанию работы с обучающимися:

– беседы – обогащение обучающихся возможно понятиями о сущности и характерных чертах прекрасного в искусстве, труде, поведении людей. В ходе беседы нужно объяснять обучающимся, истолковывать смысл, знакомить с терминологией, систематизировать накопленные обучающимися знания, обмен мнениями и впечатлениями педагога с обучающимися и обучающимися между собой.

Успех беседы определяется ее эмоциональной заинтересованностью. Во время беседы необходимо обязательно использовать наглядные методы, что рождает яркие впечатления, подкрепляет словесные суждения и оценки. Главное в беседе – умело формулировать вопросы, которые возбуждали бы познавательный интерес обучающихся, стимулировали бы размышления и конкретизацию их оценок и суждений.

– занятия (фронтальные, индивидуальные, подгрупповые, комплексные), коллективные работы;

– непосредственная образовательная деятельность (по развитию речи, изобразительной деятельности, музыке, конструированию, лепке, аппликации);

– выставка детских работ позволяет продемонстрировать динамику, а также является мониторингом результатов образовательной работы.

В занятии как формы под руководством взрослого выделяют признаки: освоения умений и навыков обучающимися определенного объема знаний, они проводятся с постоянным составом обучающихся определенной возрастной группы. Организация содержания занятия включает: подбор приемов и методов, определяет задачи и направляет на познавательную деятельность обучающихся на усвоение навыков и знаний.

Основная форма занятия используются в подготовке обучающихся к усвоению изложенного материала и обогащения опыта обучающихся. Занятия проводят в соответствии годового плана и по режиму группы обучающихся, когда физическая и умственная работоспособность наиболее повышена.

При переходе обучающихся от группы к группе количество занятий возрастает постепенно. Степень трудности и характер деятельности обучающихся учитывается на каждом занятии. Непосредственное участие воспитателя, самостоятельной деятельности обучающихся и их сочетание, активное участие обучающихся в решении учебных задач должен обеспечить ход занятия.

Содержание конкретного занятия разрабатывается на основе требований с учетом уровня сформированности учебно–познавательной деятельности обучающихся, а также общих задач воспитания и развития обучающихся разных возрастных групп.

Содержание каждого занятия предусматривает: определенный объем знаний о свойствах и качествах объектов и их преобразовании, связях, о способах действий и т. д., и их первичное усвоение, расширение и закрепление, обобщение и систематизацию, объем практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности; навыков и умений, нужных для учебно–познавательной деятельности, их первичное формирование или совершенствование, упражнение в применении; отношения обучающихся к явлениям и событиям, к знаниям, которые сообщаются и усваиваются на данном занятии, воспитание отношения к собственной деятельности, установление отношений взаимодействия со сверстниками. Объем учебного материала на каждом занятии небольшой, он определяется с учетом объема памяти и внимания обучающихся разных возрастных групп, возможностей их умственной работоспособности.

Занятие проводится со всеми обучающимися фронтально. Это требует особого внимания к его организации и руководству деятельностью обучающихся. Обстановка на каждом конкретном занятии должна соответствовать характеру предстоящей учебной деятельности обучающихся.

Необходимо использовать наглядные и практические методы воспитания на занятиях, привлекать разнообразные наглядные материалы: предметные, изобразительные, графические. Предусматривается рациональное расположение материала, определяется последовательность его использования, способ подачи и характер деятельности с ним осуществляется при организации занятия. Внутренняя логика и структура занятий выстроена в его основных частях: начало; ход; окончание. В начале занятия воспитателем ставятся и разрешаются основные дидактические задачи: раскрыть перед обучающимися учебную задачу, собрать внимание и вызвать интерес к содержанию занятия обучающихся.

Руководство деятельностью обучающихся на занятии осуществляется различными методами: направленными на организацию первичного восприятия материала и установление связей с уже усвоенным; расширением знаний; направленными на обобщение, закрепление и применение знаний, навыков и умений.

При отборе методов и приемов учитывается цель и содержание занятия, место в системе работы по данному разделу, возраст обучающихся. Важно активизировать умственную активность обучающихся и их самостоятельность. Умственная активность прослеживается прежде всего доступной им мерой трудности выдвигаемых задач, последовательностью их постановки, использованием задач элементарно проблемного характера, привлечением личного опыта обучающихся.

На занятиях в целях закрепления знаний, отработки навыков и умений организуется самостоятельная деятельность обучающихся. Наиболее оптимальные условия при этом создаются при выполнении заданий на раздаточном материале, а также упражнений разного характера, в том числе творческих. В конце занятия формулируется общий итог познавательной деятельности. Чтобы итоговое суждение было сформулировано самими обучающимися, побуждение их к эмоциональной оценке занятия к этому стремиться воспитатель. Умения группы в целом и отдельных обучающихся оценка учебной деятельности, дается в заключение.

Экскурсия, в природных условиях или в музеях; экскурсии включают в себя: подготовку и разработку программных задач, подбор оборудования экскурсии проводят в естественных условиях или музеях, на выставках, где есть, возможность рассматривать различные предметы и явления, организовывать разнообразную художественно–эстетическую деятельность обучающихся во время экскурсии и после нее. С обучающимися можно организовать экскурсии в природу, к памятникам архитектуры, в музеи или выставки произведений по художественному творчеству искусства С. А.Козлова, Т. А.Куликова отмечали, что задача педагога – продумать содержание экскурсии с учетом законов детского восприятия, воспитательных задач.

Во время экскурсии важно не только сообщить обучающимся новые знания, ни и вызвать у них эстетические чувства.

праздники детские концерты, конкурсы, театральные тематические и литературные постановки и вечера, игры–развлечения, прогулки–сюрпризы, музыкальные сказки. Праздники и развлечения, как формы работы, с обучающимися проводимые в УДО, обогащают обучающихся новыми яркими впечатлениями, связанными со знаменательными датами, воспитывают эмоциональную отзывчивость и интерес к разным видам художественной деятельности.

В рамках художественно–эстетического воспитания организуются экскурсии в природу, к памятникам архитектуры, в музеи или выставки произведений искусства.

– театрализованные игры и игры – драматизации, игры проходят под руководством воспитателя.

В единстве с методами применяются средства воспитания. К средствам воспитания относятся материальные и идеальные элементы действительности, используемые как орудия, инструменты педагогической деятельности. Игровая деятельность – средство интеграции творческой деятельности ребёнка со всеми видами искусства.

Одним из средств художественно–эстетического воспитания является среда, в которой ребенок живет и развивается. Если обстановка эстетична, красива, если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь, можно надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие. С.А.Козлова, Т.А.Куликова отмечали, что с первых лет жизни ребенка важно и дома, и в УДО уделять внимание эстетике быта.

Внешний вид человека – это эстетика быта. Неправильно подобранная цветовая гамма небрежность, неопрятность, неправильно подобранная цветовая гамма – все это вызывает противоречия законам красоты. Важное средство художественно–эстетического воспитания, является эстетика быта, в том случае если взрослый не обращает внимание ребенка на эстетическую сторону. Природа является одним и средств по художественно–эстетическому воспитанию.

– Изобразительное искусство, театр, литература, музыка, архитектура.

Раннее приобщение обучающихся к высокому искусству способствует зарождению в их душе поистине эстетического восприятия действительности;

– Художественная деятельность. Воспитание ребенка в деятельности – одна из закономерностей воспитания. Художественная деятельность непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно‒ художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно прикладная практика, дизайн. В свою очередь, проблемные ситуации являются средствами активизации данного механизма и побуждают обучающихся к творческим и практическим действиям над поставленной задачей.

Взаимосвязаны и эффективны все вышеназванные средства художественно–эстетического воспитания. Обучающиеся любят художественную деятельность и часто по собственной инициативе занимаются ею. Самостоятельная художественная деятельность возникает по инициативе обучающихся для удовлетворения их индивидуальных потребностей. Не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость задача взрослого. Создание непринужденной обстановки, свободный выбор темы и материалов, отсутствие отрицательной критики, все это необходимые условия для самостоятельной деятельности обучающихся.

Художественно–эстетическое воспитание обучающихся в УДО осуществляется с помощью таких средств: игра и игрушка, искусство, эстетика быта, природа, труд, самостоятельная творческая деятельность, праздники и развлечения. Игра всегда включает творческое начало. Отсутствие ярких эмоциональных переживаний, представления обучающихся об окружающем бедны, то и игры их становятся бедны, однообразны по содержанию. В процессе чтения художественных произведений, рассказа воспитателя, наблюдений осуществляется расширение впечатлений.

Материалом для игры обучающихся являются игрушки, они должны пробуждать воображение, вызывать у обучающихся интерес, привлекательно, красочно оформлены. Основными требованиями к оформлению УДО являются целесообразность предметно–пространственной обстановки, ее практическая оправданность, чистота, простота, красота, правильное сочетание цвета и света, наличие единой композиции. Видеть красоту и беречь ее надо научить обучающихся в малом окружении красивых вещей и предметов. Поэтому воспитатель обращает внимание обучающихся на чистоту помещения, на красоту, которую вносят цветы, картины, а главное поощрять попытки самих обучающихся украсить комнату.

Обучающиеся этого возраста приучаются к эстетике внешнего вида в сочетании с культурой поведения. Большую роль в этом отношении играет личный пример взрослых, единство их внешней и внутренней культуры поведения.

На основе вышеперечисленного можно сделать следующий вывод: помочь ребенку увидеть мир по настоящему, ярким и незабываемым, используя методы, формы, средства.

В УДО по художественно– эстетическому воспитанию, в теории определены методы, формы, средства которые можно применять на практике, такие как словесные (объяснение, анализ, пример взрослого, описание), практические ( показ, наблюдение, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций, творческие задания), игровые в работе с обучающимися, а также беседы, непосредственная образовательная деятельность, экскурсии, праздники, развлечения, выставки детских работ, театрализованные игры и игры драматизации, средства художественно–эстетического воспитания, к ним относятся: игровая деятельность, эстетика быта, природа, труд, самостоятельная творческая и художественная деятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: