Роль самоуправления в формировании личности

Воспитательное пространство.

Система самоуправления.

Формы школьного самоуправления.

Роль самоуправления в формировании личности.

 

      Организация воспитательного процесса — это создание условий для эффективного педагогического воздействия на личность, формирование ее готовности к жизненному самоопределению. Одной из оптимальных технологий реализации задач воспитания сегодня является создание воспитательного пространства (на уровне семьи, школы, вуза, города и др.).

      Создание единого воспитательного пространства   невозможно без развития воспитательных систем в общеобразовательных учреждениях, а фундаментом для воспитательной системы образовательного учреждения является система самоуправления. Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику — как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутри-школьными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех ее участников, но насколько эффективной будет эта деятельность, зависит прежде всего от взрослых.

      В настоящее время человеку предоставлена широкая свобода выбора. Но — в условиях очень непростой ситуации, вызывающей необходимость работы над теми качествами детей, которые связаны с саморазвитием и самосовершенствованием. Однако подходы к формированию качеств, связанных с самоорганизацией, еще не определены педагогической наукой, не проверены методикой, недостаточно апробированы, поэтому педагог — организатор — воспитатель вынужден на основе изучения специальной литературы по проблеме самоорганизации разрабатывать модели, адекватные тем конкретным условиям, в которых он работает.

   Формы школьного самоуправления можно разделить на четыре группы.

1. Ученическое самоуправление — органы школьного самоуправления, созданные учениками из числа учеников. Соответственно, эти органы выражают интересы учеников. Формами ученического самоуправления могут быть ученическая конференция, ученический совет, ученическое собрание класса, правозащитная приемная и многие другие.

2. Родительское самоуправление. Наиболее распространены такие формы, как родительские комитеты. Но в школе могут иметь место и иные формы родительского самоуправления.

3. Педагогическое самоуправление. Как правило, наиболее распространенными органами педагогического самоуправления являются педсовет, методические объединения, кафедры.

4. Общешкольное самоуправление — органы школьного самоуправления, созданные совместно учениками, педагогами и родителями. Эти органы должны согласовывать интересы всех участников школьной жизни и поэтому, как правило, имеют полномочия принимать решения, имеющие общешкольное значение. Наиболее распространенной формой общешкольного самоуправления является совет школы.

       В каждой школе самоуправление может быть представлено различными формами и в разных объемах. Например, в одной школе может работать только ученическое самоуправление, а в другой — самоуправление всех четырех групп.

         Школьное самоуправление сегодня — одно из немногих оставшихся у школьного сообщества средств самозащиты и выживания в не совсем благоприятных внешних условиях, существующих в обществе и государстве.

        Сегодня от школы в огромной степени зависит, приобретут ли учащиеся «базовый набор социальных компетенций» — станут ли они полноценными гражданами или же окажутся неприспособленными к жизни в обществе. Одним из направлений построения школьных воспитательных систем является развитие школьного ученического самоуправления. Однако социальный заказ на развитие ученического самоуправления может быть реализован только в том случае, если он будет обеспечен грамотной педагогической поддержкой.

          Закон «Об образовании» определяет два принципа управления образовательным учреждением: единоначалие и самоуправление — и дает право на участие в управлении образовательным учреждением (право на самоуправление) педагогам, родителям и учащимся. Закон предлагает открытый перечень форм школьного самоуправления и относит определение компетенции органов самоуправления к вопросам, которые должны быть отражены в уставе школы.

     Типовое положение об общеобразовательном учреждении также затрагивает вопросы самоуправления в школьном коллективе. В нем говориться, что в общеобразовательном учреждении по инициативе детей могут создаваться детские общественные объединения и что обучающиеся имеют право на участие в управлении общеобразовательным учреждением.

Основное предназначение ученического самоуправления – удовлетворить индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. Участие в решении насущных проблем школы, участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемных ситуациях. Ученическое самоуправление открывает для многих школьников возможности проявить свои личностные способности, найти интересное дело, организовать его выполнение, принимая на себя персональную ответственность за его выполнение.

Детское самоуправление является конкретным видом деятельности школьников. Отвечая за отдельные разделы работы своего коллектива, дети организовывают своих товарищей на выполнение заданий, участвуют в планировании, контролируют и проверяют друг друга. А, как известно, всякая деятельность человека является своего рода упражнением его сил и способностей, и, следовательно, вызывает определенное их развитие. Участвуя в работе органов самоуправления, учащиеся приобретают целый ряд привычек и навыков, умений и знаний. А ведь «воспитательное значение ученического самоуправления состоит в подготовке воспитанников к участию в общественном самоуправлении, в формировании у детей важнейших качеств нового человека»

В ходе включения учащихся в школьное самоуправление, у них формируется научное управленческое мышление, которое способствует формированию таких умений, как:

- анализировать возникающие управленческие ситуации и выявлять причины, их породившие;

- предвидеть последствия своих действий и действий коллектива;

- оценивать создавшуюся ситуацию и находить оптимальное решение;

- анализировать и синтезировать воспринимаемую управленческую информацию;

- аргументировано и логично отстаивать свое мнение;

- объективно оценивать свои действия, действия органов самоуправления;

- определять перспективы развития самоуправления, планировать работу с учетом этих перспектив;

- устанавливать деловые отношения с товарищами и педагогами.

«Если школьник пассивен, бездеятелен, от его управленческих знаний и умений, информированности мало. Высокая управленческая культура школьника невозможна без высокой общественно-политической активности и гражданской социальной зрелости».

  Воспитательное значение ученического самоуправления состоит в том, что, практически выступая в роли организаторов в своем коллективе, воспитанники приобретают ряд моральных качеств, необходимых человеку нашего времени, таких как:

прежде всего, это личная ответственность каждого за общее дело, за успехи своего коллектива, глубокая преданность общим задачам. Выступая при правильной постановке самоуправления в роли уполномоченных коллектива, дети приучаются видеть в интересах общего дела свои личные интересы.

формируется и такое важное качество, как принципиальностью во взаимоотношениях с другими членами коллектива и постоянно растущая требовательность к себе и к своим товарищам.

Характеризуя свой воспитательный идеал, А.С.Макаренко писал: «Он (ученик) должен уметь подчиняться товарищу и должен уметь приказывать товарищу. Он должен уметь быть вежливым, суровым, добрым и беспощадным – в зависимости от условий его жизни и борьбы. Он должен быть активным организатором. Он должен быть настойчив и закален, он должен владеть собой и влиять на других; если его накажет коллектив, он должен уважать и коллектив, и наказание» Самоуправление является лучшей школой воспитания таких качеств. Ведь они будут закономерным результатом организованных педагогами отношений и деятельности учащихся в органах самоуправления.

Участие в самоуправлении развивает в детях инициативу, постоянное стремление внести в жизнь коллектива что-то новое. В этом случае инициатива является личным вкладом каждого члена коллектива в улучшение работы и жизни школы в целом.

Действительный смысл воспитательной работы состоит не в бесплодных разговорах с ребенком, а в создании таких жизненных ситуаций, в которых проявляются лучшие черты личности. И воспитательное значение ученического самоуправления как раз заключается в создании практически неограниченных возможностей для упражнения коллектива и каждой личности в социальном поведении.

Не следует думать, что положительные качества личности будут воспитываться у детей стихийно, сами по себе, стоит лишь ввести в детском коллективе самоуправление. «Там, где педагоги устраняются от серьезной работы по руководству ученическим самоуправлением, его развитием, возможны воспитательные результаты, совершенно противоположные ожиданиям. При неправильной постановке самоуправления могут возникнуть у детей, его непосредственных участников, такие отрицательные качества, как зазнайство, высокомерие, формальное отношение к делу, индивидуализм» Непосредственные причины тому могут быть разными: неправильное осуществление выборности, отсутствие отчетности отдельных органов перед другими, ослабление или полное отсутствие педагогического руководства.

  Важным условием достижения положительных воспитательных результатов при развертывании детского самоуправления является умелое педагогическое руководство деятельностью учащихся, последовательное проведение воспитателями основных требований к системе школьного самоуправления.

 

Именно самоуправление позволяет в полной мере использовать воспитательный потенциал коллектива, силу общественного мнения, а также создать благоприятную атмосферу для развития личности ребёнка.

Участие подростков в работе органов самоуправления - это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: