Ход урока
1. Организационный момент:
· Приветствие;
· Отметить в журнал отсутствующих.;
· Проверка готовности обучаемых к началу урока(наличие у всех листов данного формата, карандашей,ластика),проконсультировать каждого учащегося в выбора рабочего места(от ракурса напрямую зависит правильная компоновка предметов натюрморта);
· Привлечение внимания учащихся;
2. Сообщение нового материала:
- Здравствуйте,ребята ! Тема нашего нового урока – Рисование гипсовых частей лица,у нас это слепок губ. Такое задание позволяет создать объемное представление об объекте.Ваша задача состоит в том, чтобыкомпозиционно правильно разместить наш гипсовый слепок на бумаге данного формата. Главной задачей для вас,дети, является правильно и пропорционально изобразить данную гипсовую часть лица,в нашем случае это губы,а также вы должны вспомнить наши предыдущие занятия ,где мы разбирали тональность и светотень,вы должны уметь применять эти знания в нашей новой теме.На выполнение работы вам дается 4 часа.
|
|
¾ Итак,мы начинаем. Для начала мы сделаем анализ слепка.наших губ.
¾ Для начала давайте разберемся что вообще собой представляют губы
. Губы –это кожные складки, в толщине которых заложены мышцы. Основную пластическую форму верхней и нижней губ образует круговая мышца рта, лежащая на костных сводах обоих челюстей и зубах. Подковообразную основу губ следует учитывать в их рисунке. Относительно свободное крепление круговой мышцы к костям, большое количество управляющих ею радиальных мышц, а также подвижность нижней челюсти делают губы наиболее динамичной частью лица.
¾ Область рта включает в себя:
· носогубнуя складку, она идет от крыла носа и ограничивает верхнюю губу сбоку;
· подбородочно-губная борозда, является границей нижней губы снизу;
· фильтр-борозда, идет от основания носовой перегородки к середине верхней губы и упирающаяся в бугорок верхней губы;
· вертикальная складка в углу рта, образуется мышцей –опускателем рта (треугольной) не сильно выражена, ограничивает губы сбоку, важно на рисунке всегда намечать ее как линию.
¾ проведя анализ нашего гипсового слепка-губ ,мы должны правильно расположить их в нашем формате. Внимательно смотрим и размышляем,как композиционно правильно будет разместить наш слепок, мы помним,что если у объекта ширина больше его высоты то он горизонтален,а если наоборот –вертикален,посмотрев на гипсовый слепок губ,мы приходим к тому что положение его на листе будет горизонтальным.
¾ Начинаем наш рисунок с общего наброска и размещения нашего слепка на плоскости.Легкими линиями намечаем характер формы объекта,его пропорции,расположение в пространстве. Делаю окцент на ракурсе,обычно актиыный ракурс плохо воспринимается в начале рабыты с гипсами,поэтому возникают множество проблем с углами,которые создают направления точек схода.Для облегчения это задачи нам нужно нарисовать простую форму призмы или куба в этом же повороте (посмотрите на образец).
|
|
¾ Затем проверяем нашу композицию, выполняем конструктивное построение, нанесим ось симметрии и обозначаем линию смыкания губ.
¾ Отметим размеры верхней и нижней губы по вертикали и по горизонтали, уточните расположение над губой,где перегородка носа и профиль средней линии. После этого лёгкими линиями наметьте границы красной каймы губ и подбородка.
¾ Уточните все элементы и завершите линейноконструктивный рисунок.
¾ Обратите внимание на два дополнительных сечения, проходящие через границы сошника (перегородка носа)и наиболее выступающие части верхней и нижней губы. Эти сечения показывают характерные точки слома формы и помогают правильно выполнить перспективное изображение.
¾ Проверив правильность линейного рисунка, переходим к тональной разработке. Для этого начнем с обозначения границы собственных и падающих теней
и заштрихуем их лёгким тоном. Отделяя свет от тени,
мы лучше оцениваем правильность нашего изображения,это поможет нам исправить ошибки.
¾ Продолжаем работу в тоне, а именно в теневых поверхностях.
¾ Переодически смотрим на натуру,не забываем отходить от работы,для целостного виденья своего рисунка.
¾ Для тех у кого возникают проблемы с понятием светотени,у нас весит памятка на доске.
¾ Находим тональные отличия между собственными и падающими тенями, ваша задача максимально передать их в рисунке.
¾ Не забываем про рефлексы и полутени,определяем их положения.
¾ Помним о штриховке,как правило она кладется по форме объекта,чтобы лучше показать обем.
¾ Места для бликов мы намечаем легким штрихом и не закрашиваем, либо в конце сильным нажатием ластика вытираем определенную область.
¾ Завершающим этапом будет уточнению тональных отношений на свету и в тени..Не забываем о восприятии формы в целом.
Ваша задача максимально добиться в рисунке ощущение контраста между светом и тенью,учитуя нюансы светотональных отношений.
Законы светотени.
Памятка для учащихся.
3. Самостоятельная работа:
¾ Наблюдаю за работой учащихся, при допущении ошибки сразу стараюсь обратить внимание ученика, помогаю ее исправить.
¾ Подхожу ко всем и уделяю персональное внимание.
¾ Также периодично делаю напоминания отходить от работы.
¾ В наличии однотипных ошибок у учащихся,еще раз повторяю и показываю на примерах,и на практике.
4. Подведение итогов урока:
¾ В окончании урока анализирую работу каждого учащегося , отмечаю успехи и говорю ошибки.
¾ Даю учащимся домашнее задание:
Поделать наброски головы.,в объеме 5-6 штук.(Для закрепления знаний рекомендую делать наброски с зеркала,чтобы не только наглядно но и физически можно было проанализировать натуру, нашу лицевую маску,потрогать,изучить форму)
¾ Проводим уборку рабочих мест в мастерской.
¾ Прощаемся с обучаемыми до следующего задания.