Нина Михайловна Артюхова «Саша-дразнилка»

Саша очень любил дразнить свою сестрёнку. Ляля обижалась и плакала.

— О чем ты плачешь, Лялечка? — спрашивал папа.

— Меня Саша дразнит!

— Ну и пусть дразнит. А ты не дразнись. Было очень трудно не дразниться, но один раз Ляля попробовала, и вот что из этого вышло. Ребята сидели за столом и завтракали.

— Вот я сейчас поем, — начал Саша, — и твою куклу за ноги к люстре подвешу.

— Ну что ж, — засмеялась Ляля, — это будет очень весело!

Саша даже поперхнулся от удивления.

— У тебя насморк, — сказал он, подумав. — Тебя завтра в кино не возьмут.

— А мне завтра не хочется. Я пойду послезавтра.

— Все вы, девчонки, — дрожащим голосом проговорил Саша, — все вы ужасные трусихи и плаксы.

— Мне самой мальчики больше нравятся, — спокойно ответила Ляля.

Саша посмотрел кругом и крикнул:

— У меня апельсин больше, чем у тебя!

— Ешь на здоровье, — сказала Ляля, — поправляйся.

Тут Саша не выдержал и заплакал.

— О чем ты плачешь, Сашенька? — спросила мама, входя в комнату.

— Меня Лялька обижает! — ответил Саша, всхлипывая. — Я её дразню, а она не дразнится!

 

1. Какой совет дал папа Ляле? Помог ли он?

2. А как ты общаешься с друзьями? Бываешь ли ты похож на Сашу – дразнилку? А ты сам часто обижаешь своих друзей?

3. Можно ли было назвать это произведение «Папин совет» или «Не дразнись?»

4. Придумай своё название и ЗАПИШИ в тетрадь.

 Прочитай текст еще раз, подели его на смысловые части. — Как ты думаешь, сколько частей будет в рассказе? (Три.) — Составь план, озаглавь каждую часть предложениями из рассказа. Такой план называется цитатным. Как озаглавишь первую часть? (Меня Саша дразнит!) — Как озаглавишь вторую часть? (Ребята сидели за столом и завтракали.) — Как озаглавишь третью часть? (Я ее дразню, а она не дразнится!)

 

5. Обсудить пословицы.

а) Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой.

б)Смеётся тот, кто смеётся последним.

    

6. Что это за герои? (Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил.)

Кто автор? Сегодня ты познакомишься еще с одним произведением этого замечательного писателя, только это будет не сказка, а стихотворение.

Прочитай название стихотворения

                                  К.Чуковский.

       Федотка.

Бедный Федотка — сиротка.
Плачет несчастный Федотка:
Нет у него никого,
Кто пожалел бы его.
Только мама, да дядя, да тётка,
Только папа да дедушка с бабушкой.

.— Как ты думаешь, кто такой Федотка?

— Знаешь ли ты, кого называют сироткой?(Сирота — ребенок или подросток, у которого умер один или оба родителя.)

 — Может ли это стихотворение быть грустным? Ну что ж, проверь, какое стихотворение К. Чуковского поместили авторы учебника в раздел «И в шутку и всерьез». Прочитай.

— Почему плачет Федотка?

— Жалко ли вам его?

— Докажи, что у Федотки большая семья. Прочитай об этом.

— Можно ли сказать, что автор смеется над своим героем?

— Прочитай стихотворение так, как будто ты на самом деле жалеешь мальчика.

—О чем пишут авторы в юмористическом произведении.

 — Можно ли стихотворение «Федотка» назвать юмористическим? — Прочитай это стихотворение выразительно







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: