Литература родного края. 8 класс. 07.05.2020
«МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ ФРОЛОВ –
ПОЭТ-ПЕВЕЦ МАКЕЕВСКОГО КРАЯ»
Добрый день, ребята!
Запишите в тетради число, классная работа, тему нашего урока и эпиграф к нему.
Тема. Михаил Афанасьевич Фролов – поэт-певец макеевского края.
Эпиграф
Если человек не любит старые дома, старые улицы, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны,- значит, он равнодушен к своей стране.
Д.С. Лихачев
Задание:
Прочитайте биографию писателя и составьте письменно досье на него.
- Михаил Афанасьевич Фролов родился 1 октября 1907 года в городе Короча Курской области. В 1918 году вся семья Фроловых переехала в Макеевку, где в это время шло большое промышленное строительство. И всю свою дальнейшую судьбу будущий поэт связал с Донбассом. В Макеевке он окончил школу фабрично-заводского обучения, много лет был рабочим, а позже стал журналистом.
Первые его стихи появились в газетах-многотиражках "Диктатура труда", «Домна», журнале "Забой" с характерными для той поры названиями: "Питейщик", "Товарищ уголь", "0 шахте и любимой". Они рождались в самой гуще рабочего люда, перестраивавшего свою жизнь и жадно тянувшегося к культуре.Сквозная тема раннего периода творчества – любовь к труду, естественная потребность человека работать.
Михаил Афанасьевич вёл большую общественную работу: избирался народным депутатом, был частым и желанным гостем в трудовых коллективах, в учебных заведениях города. Более 30 лет руководил городским литературным объединением при редакции газеты «Макеевский рабочий», в которой с 1931 года являлся штатным литсотрудником.
Первая его книга "Золотые руки" вышла в 1947 году. Она стала заметным явлением в русской поэзии Советской Украины. Потом последовали сборники "Счастье", "Максим Гора", "Утро в моей стране", "Поэмы о Донбассе", "Донецкая книга", "Зрелость", "Огненная купель", "Незакатанное солнце", "Богатство", "Здравница".
Одним из первых в Донбассе М. Фролов обратился к жанру поэмы, к широкому эпическому полотну. Особое признание читателей заслужила поэма "Максим Гора", отобразившая героический труд шахтера.
Михаил Фролов стал первым макеевчанином, которому было присвоено звание Почетного гражданина города (1972 г.).
Фролов был не только прекрасным поэтом, но и хорошим художником. Семья бережно хранит его акварели, многие из которых были написаны по воспоминаниям о времени в эвакуации, о его любимом городе Короче, куда он приезжал почти ежегодно, чтобы надышаться воздухом родной земли.
Скончался Михаил Афанасьевич в 1982 году на 75-м году жизни от тяжелой неизлечимой болезни. После его смерти на доме №11 по улице Ленина, в котором жила семья Фроловых с 1932 по 1941 годы, была установлена мемориальная доска.
Образец досье:
Дата рождения:
Место рождения –.
Город, с которым связана большая и лучшая часть жизни –
Профессии и призвания
Литературный дебют –
Сквозная тема раннего периода творчества –
Первая книга -
Сборники-
Новаторство поэта –
Награды-
Дата смерти
Выразительно прочитайте стихотворение «Я ищу тебя по свету»
Я ищу тебя по свету –
Не могу никак найти.
Жаль, что мы когда-то, где-то
Разминулись на пути.
На Днепре ты иль на Каме?
И не маленькая ль та,
Что сигналила флажками
Возле стрелки блокпоста?
Или, может, босоножка,
Что к вагону подойдя,
Ветку бросила в окошко,
Чуть сырую от дождя?
Разминулись мы с тобою,
Зорька смутная моя…
Над нескладною судьбою
Стал задумываться я.
Неужели песня спета?
Где? В какой ты стороне?
Видно, следовало где-то
Из вагона выйти мне…
Видно, следовало руки
Протянуть, к себе маня.
Поезда – в дыму и в стуке –
Пусть бы мчались без меня.
Анализ стихотворения «Я ищу тебя по свету…»
- Кому посвящено данное стихотворение? Есть ли у данного поэта стихотворения с подобным сюжетом? (Стихотворение посвящено «босоножке», незнакомке, с которой когда-то встретился лирический герой).
- Назовите тему и основную мысль стихотворения. (Любовная тема. Мысль - человек должен бороться за свое счастье, иначе оно может пройти мимо).
- Каким чувством, настроением проникнуто данное произведение? (Грусть, разочарование собственным бессилием).
- Какая лексика преобладает в стихотворении? (Речь обыденная, народная).
-Какие тропы и фигуры использует автор в тексте? (Зорька - сравнение, «нескладною судьбою» - метафора, риторические вопросы, повторы и др.).
Домашнее задание: Выразительно читать стихотворение