По методике «Расскажи по картинке»

Методы оценки развития речи

 

1. Методика «Назови слова» определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе.

 

На называние каждой из перечисленных ниже групп слов отводится по 20 секунд, а в целом на выполнение всего задания – 160 секунд.

1. Животные.

2. Растения.

3. Цвета предметов.

4. Формы предметов.

5. Другие признаки предметов, кроме формы и цвета.

6. Действия человека.

7. Способы выполнения человеком действий.

8. Качества выполняемых человеком действий.

Если ребенок сам затрудняется начать перечисление нужных слов, то взрослый помогает ему, называя первое слово из данной группы, и просит ребенка продолжить перечисление.

 

Оценка результатов

10 баллов – ребенок назвал 40 и более разных слов, относящихся ко всем группам.

8-9 баллов – ребенок назвал от 35 до 39 разных слов, относящихся к различным группам.

6-7 баллов – ребенок назвал от 30 до 34 разных слов, связанных с разными группами.

4-5 баллов – ребенок назвал от 25 до 29 разных слов из различных групп.

2-3 баллов – ребенок назвал от 20 до 24 разных слов, связанных с различными группами.

0-1 баллов – ребенок за все время назвал не более 19 слов.

Выводы по уровню развития

10 баллов     – 5 уровень - очень высокий

8-9 баллов    – 4 уровень- высокий

4-7 баллов    – 3 уровень- средний

2-3 баллов    – 2 уровень - низкий

0-1 баллов    – 1 уровень- очень низкий

 

 

2. Методика «Расскажи по картинке» предназначена для определения активного словарного запаса ребенка. Ребенку показывают серию картинок (см. Приложение 2), далее ребенку дают 2 минуты для того, чтобы он внимательно рассмотрел эти картинки. Если он отвлекается или не может понять, что изображено на картинке, то экспериментатор разъясняет и специально обращает его внимание на это.

После того, как рассмотрение картинок закончено, ребенку предлагают рассказать о том, что он видел на ней. На рассказ по каждой картинке отводится еще по 2 минуты.

Взрослый, проводящий исследование при помощи данной методики, фиксирует результаты в таблице (Таблица 1), где отмечает наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций.

 

Таблица 1

Схема протоколирования результатов исследования

по методике «Расскажи по картинке»

№ п/п Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования Частота употребления
1 Существительные  
2 Глаголы  
3 Прилагательные в обычной форме  
4 Прилагательные в сравнительной форме  
5 Прилагательные в превосходной форме  
6 Наречия  
7 Местоимения  
8 Союзы  
9 Предлоги  
10 Сложные предложения и конструкции  

 

Оценка результатов

10 баллов – в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи.

8-9 баллов – в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи.

6-7 баллов – в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи.

4-5 баллов – в речи ребенка имеются только 4-5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи.

2-3 баллов – в речи ребенка встречаются 2-3 из включенных в таблицу фрагментов речи.

0-1 баллов – в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу.

Выводы по уровню развития

10 баллов     – 5 уровень - очень высокий

8-9 баллов    – 4 уровень- высокий

4-7 баллов    – 3 уровень- средний

2-3 баллов    – 2 уровень - низкий

0-1 баллов    – 1 уровень- очень низкий

 

Серия сюжетных картинок к методике «Расскажи по картинке»

для детей от 4 до 6 лет.

 

 

 

3. Методика «Оканчивание слов» предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики.

Ход работы.

Ребенка спрашивают: "Отгадай, что я хочу сказать? По...". Если ребенок молчит (несмотря на повторение данного слога) или механически повторяет сказанное, не пытаясь докончить слово, то можно перейти к следующему слогу: "А теперь, что я хочу сказать? Пона... " и т. д.

Всего ребенку дается 10 слогов, неодинаково часто встречающихся в начале разных слов.

Слоги следующие: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) ло, 7) че, 8) при, 9) ку, 10) зо.

                 Выводы по уровню развития

Дополнил все предложенные слоги до целого слова - 3 уровень- высокий.

Справился с половиной предложенных слогов - 2 уровень- средний.

Смог дополнить только 2 слога - 1 уровеньнизкий.

 

4. Методика «Словообразование» предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики.

Инструкция: «Как будет называться маленький предмет?».

              мяч - мячик;

              рука -...;

              солнце -...;

              трава -...;

              плечо -...;

              ухо -...;

              таз -...

Выводы по уровню развития

6-7 баллов - 3 уровень- высокий,

4-5 баллов - 2 уровень -средний,

2-3 балла - 1 уровень -низкий.

 

 

Список используемой литературы:

1. Берулова Г.А. Психодиагностика умственного развития учащихся. Новосибирск, 1990.

2. Графические методы в психологической диагностике / Сост. Е.С.Романова, О.Ф.Потемкина. М., 1992. – 256 с.

3. Детской апперцепции тест. Тематической апперцепции тест. М., 1993. -73 с.

4. Диагностика умственного развития дошкольников/ Под ред. Л.А. Венгера и В.В. Холмовской. М., 1978.

5. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. Киев, 1988.

6. Немов Р.С. Психология: Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Кн.3. – 640 с.

7. Урунтаева Г.А., АфонькинаЮ.А.Практикум по детской психологии. М., 1995. 289 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: