Проект
«Моя семья — моё богатство»
Авторы:
Савенкова Екатерина Васильевна
Сальникова Екатерина Сергеевна
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Л. Н. Толстой.
Актуальность темы:
Актуальность данного проекта обусловлена социальной значимостью духовно- нравственного развития личности ребёнка, когда его восприятие открыто к формированию духовно-нравственных ценностей. Особую актуальность данная задача приобретает в условиях внедрения ФГОС в системе дошкольного образования.
Проект «Моя семья – моё богатство» ориентирует на взаимодействие с родителями: родители участвуют в его реализации, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка, чтобы не упустить важнейший период для развития его личности. Родители активные участники образовательного процесса, участники всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует. Работа в условиях реализации новых ФГОС требует интеграции семейного воспитания и дошкольного образования, изменения стиля и форм взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, что в итоге будет содействовать выработке общих принципов в работе по развитию личности дошкольника, формированию общего образовательного пространства ребёнка дошкольного возраста.
Новизна проекта заключается в выработке новых подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по патриотическому воспитанию ребёнка. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствуют формированию патриотизма, культурно-ценностных ориентаций, духовно нравственному развитию.
Участники: родители и дети подготовительной группы.
Интеграция областей: социально –коммуникативное, познавательное развитие.
Длительность:
Вид проекта: познавательно – исследовательский, творчески-продуктивный.
Цель проекта: воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.
Задачи:
1. Дать представление о понятиях «род», «родители», «родословная», «семья», «родные», «близкие».
2. Дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.
3. Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо - поисковую деятельность.
4. Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
5. Укреплять детско - родительские отношения.
Организация проведения: взаимодействие с детьми и родителями.
Прогнозируемый результат:
1. Расширение представления детей о родственных отношениях, о своих родителях.
2. Установление доверительных детско- родительских отношений.
3. Правильно называть родственные отношения.
4. Заинтересованность родителей в продолжении сотрудничества.
Этапы реализации проекта:
1. подготовительный.
2. основной.
3. заключительный.
Реализация проекта:
Этап: Подготовительный.
| Цель | Задачи | Форма работы с родителями | Форма работы с детьми | Сроки |
| Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в области детско- родительских отношений. | Дать родителям возможность поделиться опытом взаимодействия с детьми, уточнить и расширить представление детей о семье. | Анкетирование | Наглядно – тестовая информация: буклеты, фото,стенды. | сентябрь |
Этап: Основной этап.
| Цель | Задачи |
| Способствовать более тесному детско–родительскому контакту: | 1. Оказать психологическую поддержку родителям и детям. 2. Расширить представление детей о родителях и родственных отношениях. |
Формы работы:
1. Посещение на дому, помочь воспитателям установить контакт с ребёнком, познакомиться с условиями жизни.
2. Конкурс детских рисунков
3. оформление газеты «Моя семья»
4. Заучивание пословиц и поговорок о семье
5. Семеный конкурс «Герб моей семьи» - формировать ценностное отношение к себе и своим близким.
6. Составление генеалогического дерева. Октябрь
7. Оформление альбома «Семья» Октябрь
8. Д/И «Назови правильно»-формировать представление детей о родственных отношениях в семье: каждый из них одновременно сын, дочь, внук, брат…; «У кого сегодня день рождения», «Кто ты для бабушки?». Сентябрь
9. Беседа: «Моя дружная семья».
10. Пальчиковые игры.
11. Сюжетно –ролевая игра «Семья».
1 этап: Наблюдение ухода за детьми в подготовительной группе; наблюдение за прогулкой мам и детей.
2 этап: занятие по конструированию -предложить построить своими руками мебель для кукол, спеть колыбельную песню.
3 этап Чтение художественной литературы: А. Барто «Младший брат», Благинина «Бабушкина забота». Сентябрь –
этап: Заключительный.
Подведение итогов: воспитание любви к своим родителям, родственникам. Оценить динамику.
Распространение семейного опыта детско – родительских отношений.
1. Анкетирование.
2. Оформление книги «Семейная летопись».
Презентация проекта
Результативность реализации проекта «Моя семья – моё богатство».
По результатам разработки и проведения обследования показали, что у детей отсутствуют чёткие представления о понятиях «семья», члены семьи». Наблюдались неточные знания истории своего рода и семьи. В семьях не были сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как один из ценностей семьи. Родители не всегда выслушивали мнение родителей, отсутствовало доверие и уважение между членами семьи. Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, её прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявилось эмоционально- положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще стало чаще возникать желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявления семейных реликвий).
Вывод: Взаимодействие с семьёй в соответствии с ФГОС позволило обеспечить оптимальные условия для осуществления образовательной деятельности в условиях ДОУ, где родители, становясь активным участником общественной жизни и процесса обучения своих детей, чувствуют себя хорошими мамами и папами, поскольку вносят свой вклад и приобретают всё новые умения. Таким образом, взаимодействие с родителями является важнейшим условием развития образовательного учреждения, так как оказывает значительное влияние не только на разностороннее развитие детей, но и в конечном итоге, на повышение статуса дошкольного образования. Так, постепенно и появляется главный результат социального партнёрства – не отдавать ребёнка на хранение и воспитание, а действовать сообща, вместе с педагогами детского сада для всестороннего развития личности ребёнка.






