Краткая биография Бетховена

Анна Сергеевна.

Для проверки домашних заданий прошу сбрасывать фотографии на Viber: +380506023831.

Задания по предмету «Музыкальная литература»

В период дистанционного обучения

 5 класс, 8-летнее обучение (преподаватель Вольшакова А.С.)

Понедельник 04.05.2020 16:30-17:30

Тема: Л.В. Бетховен. Жизнь и творчество. Увертюра «Эгмонт»

Людвиг ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен – это величайшее явление в мировой музыкальной культуре, композитор ещё при жизни ставший легендой. Он был настолько невероятно талантливым и целеустремлённым, что, даже потеряв слух, продолжал создавать свои, не имеющие равных, гениальные шедевры. Выдающийся маэстро стоял на пороге Романтизма в западноевропейской музыке и был непосредственным основателем новой эры, пришедшей на смену исчерпавшего себя Классицизма. В детстве выучившись музыке на клавесине с его характерным кружевным звучанием, Бетховен впоследствии популяризировал фортепиано, создав 5 концертов, 38 сонат, около 60 пьес и несколько десятков других произведений для этого музыкального инструмента.

Краткая биография Бетховена

      В австрийском (а ныне немецком) городе Бонне 16 декабря 1770 года в семье тенора придворной капеллы Иоганна ван Бетховена появился на свет третий в роду Людвиг, после своего деда (баса, а затем придворного капельмейстера) и старшего брата. Сам факт рождения в семье потомственных певцов предопределил судьбу мальчика.

Первым учителем музыки Людвига стал его отец, мечтавший сделать из сына второго Моцарта. Четырехлетний малыш занимался на клавесине по 6 часов в день, а если отец приказывал, то еще и ночью. Столь уникальных способностей, как у нашумевшего своей виртуозной игрой Вольфганга Моцарта, у Людвига не проявилось, но незаурядный талант к музыке определенно был.

Семья Бетховенов была небогата, а после смерти деда и вовсе обнищала. В 14 лет юный Людвиг был вынужден бросить школу и помогать отцу в содержании семьи, работая помощником органиста в придворной капелле.

До этого мальчик учился в школе, где немецкий язык и арифметика были на втором плане после латыни и музыки. Уже в юности Бетховен свободно читал и переводил Плутарха и Гомера, но умножение и правописание так и остались для него тайной за семью печатями.

Когда в 1787 году мать Людвига умерла, а отец запил больше прежнего, ответственный и дисциплинированный юноша взял на себя содержание младших братьев. Он устроился на должность альтиста в придворном оркестре, благодаря чему познакомился с разнообразием мира оперы.

В 21 год – в 1791 г. – Людвиг ван Бетховен переезжает в Вену в поисках хорошего учителя, где и проводит всю свою жизнь. Некоторое время молодой человек занимался с Гайдном. Но Йозеф опасался, как бы не схлопотать проблем из-за вольнодумного и резкого в выражениях ученика. А Людвиг, в свою очередь, чувствовал, что Гайдн – не тот человек, который может его чему-нибудь научить. В конечном итоге обучением Бетховена занялся Сальери.

Ранний венский период творчества молодого композитора биографически тесно связан с именами австрийского придворного князя Лихновского, русского вельможи Разумовского, чешского дворянина Лобковица: они покровительствовали Бетховену, поддерживали материально, их имена значились на титульных страницах рукописей композитора. Вместе с тем, Бетховен очень дорожил чувством собственного достоинства и никогда не позволял своим знатным покровителям попыток указать на его низкое происхождение.

В 1790-е годы Бетховен сочиняет в основном камерную и фортепьянную музыку, а в 1800-х начал писать свои первые симфонии, создал единственную ораторию («Христос на Масличной горе»).

Когда к 1811 году маэстро полностью потерял слух, он стал редко выходить из дома. Публичная игра на фортепьяно была основным источником доходов виртуоза, а также он постоянно давал уроки музыки представителям аристократии. С потерей слуха для Бетховена наступили тяжелые времена. После провальной попытки в 1811 году исполнить собственный Концерт для фортепьяно № 5 («Император») он больше ни разу не появлялся на публике до того случая, когда в паре с дирижером Михаэлем Умлауфом руководил оркестром во время премьеры Симфонии № 9 в 1824 году.

Но глухота не воспрепятствовала сочинению музыки. Бетховен пользовался специальной палочкой, прикрепленной одним концом к передней панели фортепьяно. Зажимая другой конец палочки зубами, он «чувствовал» издаваемый инструментом звук благодаря передающейся по палочке вибрации.

Именно на последнюю декаду жизни композитора приходится написание самых великолепных произведений, которыми и по сей день не устают восхищаться слушатели: Струнный квартет, оп. 131; «Торжественная месса»; «Великая фуга», оп. 133 и, безусловно, Девятая симфония.

Простор следующего видео поможет вам ближе познакомиться с жизнью и творчеством композитора.

https://www.youtube.com/watch?v=5iPB3ecL6Tc&feature=youtu.be

 

 

Увертюра «Эгмонт»

Симфоническое творчество Бетховена – это огромный мир, в котором можно найти ответы на поставленные самому себе вопросы, и музыка к драме «Эгмонт» не является исключением. Ведь в ней воплощается столь характерное для композитора стремление к победе, желание пройти все испытания и выстроить собственный путь, ведущий к счастливой свободной жизни. «Эгмонт» Людвига ван Бетховена – это настоящая философия в музыке, смысл которой раскрывается в каждом такте. Каждая интонация произведения словно передает важные сведения о преодолении трудных жизненных моментов.

История создания

В 1809 году Бетховен получил интересное предложение от дирекции Придворного театра Вены на создание музыки к постановке драмы Гёте «Эгмонт». Композитор с радостью согласился на выполнение заказа, отказавшись от прибыли в знак уважения к творчеству писателя.

Репетиции спектакля шли одновременно с сочинением музыки. Для исполнения Клерхен была выбрана Антония Адамбергер, имеющая достаточно хорошее образование и острый ум. Когда Бетховен подошел к актрисе, и первым, чем он поинтересовался, умеет ли она петь. С непринужденной улыбкой Антония ответила, что не умеет. Людвиг был в полном недоумении, он спросил, как же тогда она сумеет сыграть эту партию. На что Адамбергер ответила, что споет, как получиться, а если ему не понравиться, то она как-нибудь переживет это. Затем она села за фортепиано, достала ноты знаменитой в то время арии и спокойно пропела композицию. Композитор был в замешательстве, он ничего не сказал, кроме:«Вижу, исполнять песни Вы все-таки можете, пойду и напишу эти песни».

На сочинение музыки к спектаклю ушел практически год. В итоге над увертюрой Бетховен начал работать только перед премьерой. Автор не успел к сроку первой постановки, и лишь на четвертом спектакле прозвучала музыка. К счастью, данный факт не смог стать преградой для популярности увертюры. И на сегодняшний день «Эгмонт» является одним из известнейших произведений Людвига ван Бетховена.

 

 

 

Содержание «Эгмонта»

Содержательная сторона композиции полностью соответствует драме Гёте. Действие переносит зрителя в XVI век, во времена, когда Нидерланды находились под гнетом католической Испании. Устав от постоянных инквизиций и насилия над собственным народом, нидерландцы решают восстать против испанцев. Эгмонт является главным зачинщиком, желающим освобождения страны. Он молод и влюблен в чудесную девушку по имени Клерхен, которая также желает бороться за будущее собственной страны. Вместе они поднимают народ, Эгмонта посадили в тюрьму, а затем казнили. Клерхен не может пережить это событие и решается на самоубийство. Народ выдерживает все натиски и побеждает испанцев.

Увертюра «Эгмонт» ярко демонстрирует путь от страдания к радости. Данный замысел назван, как концепция преодоления, и характерна для симфонического творчества Бетховена (особенно сочинение перекликается с симфонией №5, которая была закончена два года назад). Путь формируется на протяжении явно выраженных трех разделов увертюры:

1. Медленное вступление (Sostenuto ma non troppo) характеризуется двумя контрастными темами: испанцев и нидерландцев. Тема испанцев представляет собой мелодию в ритме сарабанды в тембре низких струнных, она пронизана интонациями страдания. Тема нидерландцев, напротив, подвижная мелодия в тембре деревянно-духовых инструментов.

2. В сонатном allegro продолжается развитие тем, прозвучавших во вступлении. Тема нидерландцев стала более крепкой и звучной по динамике. Уже в побочной партии вновь произойдет столкновении двух миров, которое приведет к трагической кульминации, выражавшей смерть героя.

3. Кода (allegro con brio) означает триумф нидерландцев над испанцами, всеобщее ликование народа.

https://youtu.be/o1woJ6y7sfU

Для закрепления пройденного материала, выполните следующие тестовые задания: «Л.В. Бетховен. Жизнь и творчество»

1. Художественное направление, к которому принадлежит творчество Бетховена:

а) барокко

б) классицизм

в) романтизм

г) импрессионизм

2. Музыкальный жанр, к которому не обращался в своём творчестве Бетховен:

а) симфония

 б) концерт

 в) балет

г) Песня без слов

3. Сколько симфоний у Бетховена?

а) 104

 б) 41

в) 9

г) 2

4. Сколько фортепианных сонат у Бетховена?

а) 40

б) 32

в) 25

г) 10

5. Бетховен был младше Гайдна на...

а) 38 лет

б) 24 года

 в) 15 лет

г) 9 лет

6. Был ли Бетховен лично знаком с Гайдном?

а) Да

б) Нет

7. Кому принадлежат слова о юном Бетховене-импровизаторе: “Обратите внимание на него! Он всех заставит о себе говорить!”?

а) Гайдну

б) Гёте

в) Моцарту

г) Глюку

8. Был ли Бетховен лично знаком с Моцартом?

а) Да б) Нет

9. Какая опера принадлежит Бетховену?

а) “Орфей и Эвридика”

 б) “Волшебная флейта”

 в) “Волшебный стрелок”

г) “Фиделио”

10. Свидетелем какого исторического события был Бетховен?

а) Великая французская революция 1789 года

б) Восстание в Польше 1830-1831 г.г.

в) Октябрьская революция 1917 г.

11. Бетховен вырос в семье потомственных музыкантов?

а) Нет

б) Да

12. Кто был учителем Бетховена?

а) Моцарт

б) Глюк

в) Нефе

г) И. С. Бах

13. Игрой на каком инструменте не владел Бетховен?

а) клавир

 б) орган

в) альт

г) саксофон

14. Какая симфония принадлежит Бетховену?

а) “Траурная”

 б) “Юпитер”

в) “Фантастическая”

г) “Героическая”

15. Какая увертюра написана Бетховеном в 1809 г.?

а) “Леонора № 3”

б) “Эгмонт”

 в) “Кориолан”

16. Какая фортепианная соната не принадлежит Бетховену?

а) “Аврора”

 б) “Аппассионата”

в) Соната Ля мажор с финалом Rondo alla turca

г) “Лунная”

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: