Specially protected water bodies

А.А. Александрова, Н.В. Семенова, А.М. Кириллова

Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова

 

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Аннотация. Проведен анализ водного законодательства о правовом регулировании особо охраняемых водных объектов. Показана роль различных органов в сохранении таких объектов в целях сохранения биоразнообразия в экосистемах. Изучен правовой статус таких объектов.

Ключевые слова: водные объекты, особо охраняемые объекты, водное законодательство, категории особо охраняемых водных объектов.

 

SPECIALLY PROTECTED WATER BODIES

Abstract. The analysis of water legislation on legal regulation of specially protected water bodies is carried out. The role of various bodies in the conservation of such objects in order to preserve biodiversity in ecosystems is shown. The legal status of such objects is studied.

Keywords: water objects, especially protected objects, water legislation, categories of especially protected water objects.

 

Существенной особенностью правового регулирования водных отношений является тесная взаимосвязь водных объектов с другими компонентами природы - землей, недрами, лесами [1]. Поэтому, помимо водного законодательства, правовые нормы, регулирующие использование и охрану водных объектов, содержатся в других отраслях законодательства: экологической, санитарно-эпидемиологической, лесной, земельной, градостроительной, о недрах, техническом регулировании и др.

В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации (далее – ВК РФ) [2] все воды (водные объекты) подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения. При использовании водных объектов граждане и юридические лица обязаны осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов.

В ст. 55 ВК РФ установлены общие требования к охране водных объектов: собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения; собственники водных объектов осуществляют меры по ликвидации последствий загрязнения, засорения и истощения водных объектов. Специальные требования к охране водных объектов содержатся в других статьях кодекса, например, в ст. 56 «Охрана водных объектов от загрязнения и засорения» и др.

В целях регулирования охраны водных объектов от загрязнения и засорения ВК РФ предусматривает меры правовой охраны водных объектов, в том числе запретительных и ограничительных. Так, запрещаются: захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ; сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты и др.

В целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира на территориях, примыкающих к водным объектам, создаются водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы (ст. 65 ВК РФ). В их пределах устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности.

Водные объекты (или их части), имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, могут быть признаны особо охраняемыми водными объектами, ограничение или запрет использования которых устанавливаются федеральными законами.

Особо охраняемые водные объекты – природные водные экосистемы, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение [3]. Особо охраняемые водные объекты полностью или частично, постоянно или временно изымаются из хозяйственной деятельности на основании решений соответствующих органов исполнительной власти по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда и специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды.

Особо охраняемые водные объекты могут быть отнесены к особо охраняемым водным объектам федерального, территориального (регионального) и местного значения.

Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут быть установлены следующие категории особо охраняемых водных объектов:

- участки внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации;

- водно-болотные угодья;

- водотоки и водоемы, отнесенные к уникальным природным ландшафтам;

- зоны охраны истока или устья водных объектов;

- места нереста ценных видов рыб;

- иные категории водных объектов, рассматриваемых в неразрывной связи с лесами, животным миром и другими природными ресурсами, подлежащими особой охране.

Законодательством Российской Федерации могут быть предусмотрены иные категории особо охраняемых водных объектов.

Особо охраняемые водные объекты, находящиеся в федеральной собственности и являющиеся частью уникального природного комплекса, могут использоваться и охраняться в соответствии с федеральным законом.

Охрана и использование особо охраняемых водных объектов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об особо охраняемых территориях [4].

Установление особой охраны означает, что водный объект полностью или частично, постоянно или временно изымается из хозяйственной деятельности. Решение об установлении статуса особой охраны принимает орган исполнительной власти по представлению специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда и специально уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды.

Особо охраняемые водные объекты могут представлять отдельную акваторию (территорию): памятник природы, государственный природный заказник, либо входить в особо охраняемую территорию, установленную законодательством Российской Федерации: государственный природный заповедник, национальный или природный парк, дендрологический парк или ботанический сад, курорт, лечебно-оздоровительную местность.

Таким образом, специалистам можно и нужно говорить о нюансах непредусмотренности того или иного момента в законодательстве. Лишь полное выполнение уже существующего на данный момент водного законодательства практически полностью решило бы проблемы водных объектов.

 

Литература

1. Волков Г.А. Уровни нормативного регулирования экологических отношений // Экологическое право. 2018.№ 6. С. 5 - 9.

2. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-прав. системы «Гарант» (дата обращения: 20.08.2019).

3. Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (постатейный) / под ред. Ю.В. Сорокиной // СПС КонсультантПлюс. 2017.

4. Об особо охраняемых природных территориях: федер. закон от 14.03.1995. № 33-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 22.08.2019).

 

Сведения об авторах

Александрова Анастасия Алексеевна – студент юридического факультета, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова.

Семенова Надежда Владиславовна – доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова.

Кириллова Алена Михайловна – старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: