ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Дисциплина: «Основы управления персоналом»
Тема: «Управление мотивацией персонала в организации»
Цель: отработка навыков выделения мотивов, которые стимулируют персонал к хорошей работе, вы должны научиться определять элементы мотивации, научиться составлять программы стимулирования труда, анализировать фактическую и желаемую структура поощрения работников за труд, научится определять особенности связи мотивации с квалификацией, полом, возрастом, заработком и трудовой активностью.
При выполнении практических заданий необходимо помнить, что «человек – мера всех вещей». А обеспечение реализации организационных целей осуществляется только за счет привлечения, сохранения и стимулирования персонала.
Задание 1.
Вам необходимо изучить материал лекции и данных ссылок:
https://blog.molodost.bz/advanced/motivatsii-personala/
https://hr-portal.ru/article/sistema-motivacii-personala-primery-i-razrabotka;
http://z-motiv.ru/motivatsiya-sotrudnikov-5-primerov-udachnykh-reshenij/
https://ipshnik.com/rabota-s-kadrami/sistema-motivatsii-personala.html
ответить на вопросы:
1) Из чего состоит главная стратегия управления?
2) Какие вопросы следует задавать сотрудникам компании, чтобы узнать, как их мотивировать к работе?
3) Как помочь работникам работать лучше?
4) По каким принципам должно осуществляться наказание?
5) Мотивация трудовой деятельности в системе управления.
6) Категориальный аппарат теории мотивации: потребности, мотивы, стимулы.
7) Взаимосвязь мотивов и стимулов.
8) Краткосрочные и долгосрочные мотиваторы. Преимущества и недостатки использования. Категории нематериальных вознаграждений.
9) Основные этапы мотивационного процесса. Их характеристика.
10) Практическое значение мотивационных теорий Херцберга и МакКлелланда.
11) Соотношение групп потребностей в теориях Маслоу, Альдерфера, МакКлелланда и Херцберга.
12) Мотивационная теория ожидания и модель Портера-Лоулера: практика применения.
13) Теория справедливости. Прогнозы реакции сотрудников на несправедливую оплату труда. Проблемы, связанные с использованием теории справедливости.
14) Модель атрибуции и фундаментальное атрибутивное пристрастие в объяснении поведения работников.
15) Использование теории мотивации Аткинсона для работников с различной степенью мотивации успеха.
16) Мотивация посредством проектирования работы (модель Хэкмана и Олдхэма).
17) Теория постановки целей. Основные принципы целеполагания.
18) Теория самодетерминации и внутренней мотивации поведения человека (Э.Диси, Р. Руаяна). Преимущества внутренней мотивации.
19) Теории «X» и «Y». В. Зигерт и Л. Ланг об интерпретации теории «Y»
20) Оптимум мотивации. Закон Йеркса-Додсона.
Задание 2.
1.Какие факторы, влияющие на текучесть кадров, вы знаете?
2.Какие факторы влияют на активизацию человека к работе?
3.Отчего, главным образом зависит успех деятельности организации?
4. Какие системы компенсации вы знаете?
5.Где применяются традиционные методы вознаграждения?
Задание 3.
Изучите таблицу, дающую научные сведения о системах мотивации персонала. Составьте комплексную систему мотивации персонала, выбранного вами предприятия (организации), ориентируясь на моральное стимулирование.
Комплексная система мотивации персонала | ||
Компоненты мотивации | Инструменты, методы | Цели мотивации |
Культура предприятия Система общих для всего персонала предприятия ценностных ориентации и норм | Конституция (устав) предприятия; основные принципы руководства и организации предприятия; стиль руководства | Понимание и признание целей деятельности предприятия Ориентация на перспективу Согласование взаимных интересов |
Идентификация с корпорацией Образ предприятия в глазах персонала и внешнего мира | Различные формы информации о предприятии | Идентификация с предприятием Единая ориентация в восприятии предприятия как внутри, так и вовне Чувство принадлежности к предприятию |
Система участия Участие работников в распределении общего хозяйственного результата, участие в капитале предприятия и развитие сотрудничества | Формы и методы распределения результата; участие в капитале; развитие отношений партнерства | Установка на кооперативность в поведении Ориентация на соотнесение затрат и результата, готовность к риску Заинтересованность в ин формации, полезной для предприятия Совместное и конструктивное сотрудничество Положительное отношение к сотрудникам |
Принципы руководства Предписания и нормативные положении для регулирования отношений между руководителями и подчиненными в рамках действующей внутри организации концепции управления | Положение по основным принципам управления; управление па оспине личного примера; управленческий тренинг | Осознание значимости работы, воспитание корпоративного духа |
Обслуживание персонала Все формы социальных льгот, услуг и преимуществ, предоставляемых работникам независимо от их положения на производстве и результатов их работы | Безопасность труда, охрана здоровья; создание условий для отдыха и разгрузки; занятия спортом; забота о работниках, нуждающихся в помощи | Создание «гигенических мотиваторов», мотиваторов безопасности, удовлетворение социальных потребностей Увеличение комфортности рабочих мест |
Организация рабочих групп из работников, имеющих одинаковые или аналогичные рабочие задания, для совместного решения производственных проблем | Качественная работа и самоконтроль Готовность и способность к решению проблем | Кружки качества Организация рабочих групп из работников, имеющих одинаковые или аналогичные рабочие задания, для совместного решения производственных проблем |
Привлечение к принятию решений Согласование с работником определенных решений, принимаемых на рабочем месте, в рабочей группе или на производственном участке | Делегирование ответственности; определение форм ответственности; добровольное участие в принятии решений | Вовлечение работников в процесс принятия решений Выявление причин уклонения подчиненных от принятия ответственности |
Задание 4.
Ответьте на вопросы. Насколько отличается фактическая и желаемая структура поощрения за хорошо выполненную работу, с чем это связано? Предложите новаторские методы морального стимулирования трудовой активности.
Задание 5.
1. Как может быть использована оценка сотрудником возможности реализации мотивов профессиональной деятельности в организации (рис. 1)?
2. Какую информацию дает исследователю профиль возможности реализации мотивов?
3. Как Вы думаете, почему значения показателя возможности реализации мотивов у топменеджеров в среднем выше, чем у менеджеров среднего звена и рядовых работников?
Рисунок 1. Бланк для построения мотивационного профиля
(Задание 5).
Задание 6.