Дайте развёрнутые ответы на вопросы

Промежуточная аттестация по литературе. 8 класс.

Сдать работу до 12.05 включительно (лучше сегодня).

1. Прочитайте в учебнике рассказ Осоргина «Пенсне» (с.115-121).

2. Прочитайте отрывок из рассказа Осоргина «Пенсне» и выполните задания 1-11 по вариантам (как сидели в 3 четверти). Не забудьте подписать вариант.

 

Вариант

И вот сидел я однажды в том же кресле у той же стены, лишь с другой книжкой, по обыкновению отчеркивая карандашом наиболее умные и наиболее глупые места. На носу у меня было уже другое пенсне, новенькое, тугое, раздражающее. И вдруг — раз! — и падает карандаш. Перепуганный (не шутя! тут любопытнейшее психическое переживание!), я бросаюсь вдогонку. Мне почему-то представилось, что и карандаш должен бесследно исчезнуть. Но он лежал спокойно у стены, и… рядом с ним, смирненько, плотно прижавшись стоймя к стене, блеснули два стекла с тоненькой дужкой.

Вы можете, конечно, смеяться и утверждать, что я слеп (это неправда! я дальнозорок, но вижу отлично), что слепы все мои знакомые, слепа прислуга, ежедневно подметавшая каждый вершок пола, что это просто курьезный случай и прочее. Реалистически мыслящий человек имеет на все готовый ответ. Но нужно было видеть физиономию моего пенсне, вернувшегося из дальней прогулки, чтобы понять, что это — не случай и не недоглядка.

Еще поблескивая мутными, запыленными стеклами, жалкое, виноватое, словно вдавленное в стенку, оно являло картину такого рабского смирения, такой трусости, точно не оно — наездник моего носа, точно не я без него, а оно без меня не может существовать.

Где оно шлялось? Что оно перевидало (конечно, в преувеличенном виде!)? И чем объяснить такую странную привязанность вещей к человеку, заставляющую их возвращаться, хотя бы им удалось так ловко обмануть его бдительность?

На все эти вопросы ответить трудно. Но что пенсне мое гуляло, и гуляло долго, до изнеможения, до пресыщения и страшной душевной усталости, — в этом я, свидетель его возвращения, сомневаться не могу.

Я сильно наказал гуляку. Я заставил его простоять у стены еще несколько часов, показал его прислуге, знакомым, от которых, впрочем, не услыхал ничего, кроме плоских рационалистических рассуждений о том, как оно «странно упало». Действительно, странно! Почему-то с людьми этого никогда не случается!

Мой знакомый, знаток испанской литературы, несколько позже довел до моего сведения, что в цепи его логических рассуждений была допущена ошибка: он искал пенсне, как предмет плоский (?!), лишь в двух измерениях, между тем как оказалось оно именно в третьем. По-моему, это — чепуха.

Между прочим, кончило это пенсне трагически. В тот же вечер, сняв с верхней полки пыльную папку рукописей, я чихнул; пенсне упало плашмя на пол и разбилось в мельчайшие осколки.

 

1. Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

 

2. Какой этап развития действия представлен?

 

3. Дополните определениями из текста:

Новое пенсне- … Пенсне -… Случай - … Привязанность - … Осколки -…

 

4. Запишите термин, которым обозначается художественное определение в тексте: «пенсне новенькое, тугое, раздражающее».

 

5. Как называется средство иносказательной выразительности: «физиономия моего пенсне»?

 

6. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной выразительности: «пенсне — наездник моего носа».

 

7. Как называется вопросительное предложение в тексте, использующееся для того, чтобы привлечь внимание читателя к изображаемому: «Где оно шлялось? Что перевидало? И чем объяснить?»

 

8. Укажите название художественного приема: «Я слеп, слепы знакомые, слепа прислуга».

 

Дайте развёрнутые ответы на вопросы.

9. Каков характер героя-пенсне в этом фрагменте?

 

10. В чем юмор и в чем драматизм рассказа?

 

11. Можно ли считать это произведение сказкой? Свой ответ обоснуйте.

 

Вариант

 

Что вещи живут своей особой жизнью — кто же сомневается? Часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит, запечатанное письмо подмигивает и рисуется, раздвинутые ножницы кричат, кресло сидит, с точностью копируя старого толстого дядю, книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках. Шляпа, висящая на гвозде, непременно передразнивает своего владельца, — но лицо у нее свое, забулдыжно-актерское. У висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость. Что-то паразитическое чувствуется в кольце и особенно в серьгах, — и к ним с заметным презрением относятся вещи-труженики: демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан — носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница — почтовая марка.

Отрицать, что чайник, этот добродушный комик, — живое существо, может только совершенно нечуткий человек; именно чайник, так как кофейник, например, живет жизнью менее индивидуальной и заметной.

Но особенно меня всегда занимала одна любопытная черточка в жизни вещей — не всех, а некоторых. Это — страсть к путешествиям. Таковы: коробка спичек, карандаш, мундштук, гребенка, шейная запонка, еще некоторые. Много лет внимательно и любовно изучая их жизнь, я сначала предположил, а впоследствии убедился, это эти вещи время от времени уходят гулять — на минуту, на час, иногда на очень долгий срок. Есть случаи исторические (семисвечник, голубой бриллиант, исторический труд Тита Ливия и пр.), но в таких исчезновениях отчасти замешана человеческая воля, случай, злой умысел; на примере мелких вещиц легче установить полнейшую самостоятельность поступков.

Обычно такие исчезновения мы объясняем то своей рассеянностью, то чужой неаккуратностью, а нередко и кражей. Раньше я и сам так думал, и, не приди мне в голову понаблюдать жизнь вещей без предвзятого представления об их пассивности и «неодушевленности», — я бы и посейчас думал так элементарно.

Все читающие в постели знают, с какой настойчивостью «теряется» в складках одеяла карандаш, разрезной ножик, коробка спичек. Привычным жестом вы кладете на одеяло карандаш. Через минуту — карандаша нет. Вы шарите, ищете, злитесь: нет и нет. Откидываете простыни, смотрите под подушкой, на коврике, на столике: нет нигде. Ворча встаете, лезете в туфли, заглядываете под постель, находите там спички, запонку, открытое письмо — но карандаша нет. Ежась от холода, вы плететесь к столу, берете другой карандаш (обычно он оказывается неочиненным), чините его, возвращаетесь. Подоткнув под себя одеяло, чтобы согреться, вы наконец берете книжку, отложенную потому, что нечем было отчеркнуть нужное место. Раскрываете книжку — карандаш в ней.

 

1. К какому роду литературы принадлежит произведение, из которого взят фрагмент?

 

2. Какой этап развития действия представлен?

 

3. Дополните глаголами-действиями из текста:

Часы- … Печка -… Письмо - … Ножницы - … Книги - … Шляпа -…

 

4. Запишите термин, которым обозначается художественное определение в тексте: «лицо забулдыжно-актерское», «жалкая душонка», «добродушный комик».

 

5. Как называется значимая подробность в тексте литературного произведения: «Ворча встаете, лезете в туфли, заглядываете под постель, находите там спички, запонку, открытое письмо — но карандаша нет»?

 

6. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной выразительности: «письмо подмигивает», «ножницы кричат», «книги дышат».

 

7. Как называется вопросительное предложение в тексте, использующееся для того, чтобы привлечь внимание читателя к изображаемому: «Что вещи живут своей особой жизнью — кто же сомневается?»?

 

8. Как называется тонкая, скрытая насмешка в литературном произведении: «Что-то паразитическое чувствуется в кольце и особенно в серьгах, — и к ним с заметным презрением относятся вещи-труженики: демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан — носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница — почтовая марка».

 

Дайте развёрнутые ответы на вопросы.

9. Каким предстает рассказчик в приведенном фрагменте?

 

10. Как вы определите главную проблему и идею рассказа «Пенсне»? Раскройте свою мысль.

 

11. Можно ли считать это произведение сказкой? Свой ответ обоснуйте.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: