Динамическая пауза «Солдатики»

Материал и задания для обучающихся кружка «Мир вокруг нас»

Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые.

Уважаемые взрослые, помогите, пожалуйста, выполнить задания вашему ребенку.

Для занятия нужны: прямоугольный лист бумаги, цветные карандаши.
Тема: Фронтовые письма –треугольники.

1. Послушай, посмотри презентацию.                                                    

Великая Отечественная война – самая горькая и страшная страница в истории нашей страны. Тяжелые 4 года, долгие 1418 дней и ночей. Война разлучила тысячи семей. Мир раскололся надвое: на тех, кого ждали, и тех, кто ждал.


Слайд 1.

- Как ты думаешь. Что это?(фронтовое письмо). Такие письма приходили с фронта родным и близким.

Слайд 2.

- Чем оно отличается от современных писем?

 Письма были самыми дорогими, самыми важными в годы войны. Весточки из дома давали солдатам силывыстоять в жестоких боях, веру в победу над врагом.
  Давай сегодня вспомним страницы истории Великой Отечественной войны.  Эта история поместилась не в тяжёлых томах, а в хрупких страницах фронтовых солдатских писем. Эти письма не предназначались для чужих глаз, но каждое из них – исторический документ величайшей ценности.

 Сильный и жестокий враг обрушился на страну внезапно. Сотни тысяч мужчин и женщин отправлялись в действующую армию. Подчас даже не было возможности попрощаться с родными перед отправкой на фронт. Женщины, старики, дети срочно отправлялись вглубь страны из прифронтовой полосы. Люди меняли свои адреса, место жительства. Всё сдвинулось с места, сместилось, переехало. Фашисты понимали, что письма с фронта и на фронт очень важны для наших людей. Делали всё возможное для того, чтобы письма не доходили. Уничтожали узлы связи, разрушали телефонные линии. Для этого в стране была создана военно-полевая почта.      

Полевая почта – это вид почтовой связи, которая устанавливалась в условиях боевых действий. Почтовые вагоны «цепляли» ко всем поездам, даже к военным эшелонам. Непростая была служба у военных почтальонов.

Пусть хлещет дождь, окопы заливая,

На всей земле сухого места нет –

Когда приходит почта полевая

Солдат теплом далёким обогрет.

Кто был на фронте, на переднем крае,

Тот оправдает и поймёт бойца,

Который, смерть и пули презирая,

Готов плясать при виде письмеца.

Морозом и жарою опалённый

Четыре года шёл войной боец,

следом фронтовые почтальоны

 Несли приветы от родных сердец.

                                                                   (Н. Лабковский)

Уже в самом начале войны воинская почта стала бесплатной. Но почтовые работники столкнулись с проблемой нехватки конвертов. Пришла на помощь солдатская смекалка – появились знаменитые треугольники. Письмо - треугольник представляло собой лист бумаги прямоугольной формы согнутый по диагонали квадрата сначала справа налево, затем полученный треугольник нужно было сложить слева направо. Оставшаяся полоска бумаги вставлялась внутрь. На наружной стороне писался адрес назначения и номер полевой почты. Марка не требовалась, письмо не заклеивалось.

Слайд 3. Письма писали карандашом на листках из школьной тетради.Карандаши эти были не простые, их называли «химические». Если кончик грифеля карандаша намочить, то он писал, как чернила у ручки.

Слайд 4. Свои письма солдаты,в свободные от боя минуты,писали прямов окопах на коленках, при свете свечи; находясь на лечении в госпитале.

 

Слайд 5. В каждом своём письме домой солдаты писали о своих чувствах итревогах о своих близких.    Солдатские треугольники были общей радостью для всей семьи, дома, улицы, деревни, села. Их носили из дома в дом, читали вслух по много-много раз, заучивая наизусть. Можно себе представить, как ждали эти маленькие фронтовые письма – треугольники жены, матери и дети солдат. Письма, пришедшие с фронта, берегли, ведь это были вести от родного человека. Все письма хранили у сердца, лаская их дрожащей рукой. 

Слайд 6. Во многих семьях сегодня хранятся фронтовые письма.Эти письма—память о тех, кто не вернулся с войны и тех, кто вернулся победителем, но не дожил до этих дней.

Послушай письмо одного солдата.
Дорогие, мои родные! Ночь.
Дрожит огонек свечи.
Вспоминаю уже не впервые,
Как вы спите на теплой печи.
В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах.
Вспоминаю я поле, речушку.
Вновь и вновь вспоминаю вас.
Мои братья и сестры родные,
Завтра снова я в бой иду.
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу свое мужество, силу.
Стану недругов наших громить.
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить.

                                         Е. Ф. Трутнёва



















Слайд 7.

До глубины души потрясают эти листки из школьных тетрадей, на которых герои оставляли последние слова, обращённые к тем, кто останется жить. Бесценные документы являют собой как бы завещание погибших героев. Их невозможно читать равнодушно.

Слайд 8.

Фронтовые письма, как ждали их тысячи женщин по всей стране! Часами караулили почтальонов в надежде получить весточку с фронта, ведь солдатский треугольник был залогом того, что приславший его муж, сын, отец, брат, любимый жив! К сожалению, не всегда полевая почта приносила хорошие новости, очень много было и грустных писем, в которых сообщали, что солдат геройски погиб в бою защищая нашу Родину.

Слайд 9.

Ждали писем и на другом конце разорванного мира – на фронте. Вовремя доставленное из дома письмо было для солдат Советской Армии гораздо важнее, нежели полевая кухня и прочие скромные блага фронтовой жизни. Нескончаемым потоком шли на фронт письма с коротким адресом: «Полевая почта…» Всего за годы Великой Отечественной войны было доставлено около 6 млрд. писем.

2. Послушай песню «Фронтовые письма» в исполнении группы «Непоседы» по ссылке https://www.youtube.com/watch?time_continue=126&v=CXt3skYd8Xc&feature=emb_logo

Динамическая пауза «Солдатики»

 

Встали ровненько ребята — вы теперь у нас солдаты (дети стоят на месте,         

                                                                                      руки опущены вниз).

Ремешки поправили, плечики расправили   (дети поправляют «ремешки»); Влево, вправо повернулись,                                     (повороты влево, вправо)

 на носочках потянулись.                                            (подняться на носочки)  

Зашагали дружно вместе,

 маршируете на месте.                                                            (дети маршируют).

В такт руками машем,

только что не пляшем                                         (выполняют движения руками)

Взяли все под козырёк,  подмигнули и молчок.       (берут под «козырек») Отдохнули мы друзья, за работу нам пора.

4. Сделай письмо-поздравление нашим ветеранам и труженикам тыла, в котором поблагодари их Победу.

 Возьми прямоугольный лист бумаги. Нарисуй рисунок, посвящённый Дню Великой Победы.   Сложи рисунок в виде фронтового  конверта. Укрась или подпиши поздравление-треугольник.

(Письмо-треугольник представляло собой лист бумаги прямоугольной формы, согнутый по диагонали квадрата сначала справа налево, затем полученный треугольник нужно было сложить слева направо. Оставшаяся полоска бумаги вставлялась внутрь.)

- Поздравь своих родных (бабушку, дедушку) с праздником Победы. Подари им свою работу – письмо-треугольник.

- Что нового ты сегодня узнал?

- Кому ты подаришь своё письмо - треугольник?

- Что было делать трудно? Что легко?

Попроси родителей выслать мне фото твоей работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: