ОСП Политехнический колледж ЛНАУ
Практическая работа №_
Тема: Методика подготовки доклада (сообщения)
Практическая работа №
Тема: Методика подготовки доклада (сообщения).
Цель: Сбор и систематизация знаний по конкретной теме или проблеме, обобщение полученного из источников материала, выработка навыков организованности и целеустремленности, запоминание полезной информации, развитие практических навыков анализа научной литературы.
Доклад (сообщение) является распространенной формой устного обнародования научных результатов.
Методические рекомендации
Доклад – документ, в котором излагаются определенные вопросы, делаются выводы, предложения. Он предназначен для устного(публичного) прочтения и обсуждения.
Доклады не публикуются, а сообщаются участникам научного собрания с целью привлечения к дискуссиям и обсуждения изложенного материала.
Научный доклад – это публичное оглашение сообщения, развернутое изложение научной проблемы(темы, вопроса).
|
|
Виды научного доклада:
− Отчетные (обобщается положение дел, ход работы за определенный период);
− Текущие (информация про ход работы);
− На научные темы
Доклады бывают нескольких типов:
1. Отчетный доклад, в котором обобщаются состояние дел и ход работы за определенное время, выделяются достижения и недостатки. Отчетные доклады на семинарах, симпозиумах и конференциях обеспечивают презентацию научно-исследовательских коллективов, школ, общественных научных организаций.
2. Тематический доклад, посвященный развернутом изложения какой-то темы или проблемы. Значительную роль в ней играют мысли и позиция автора.
3. Информационный доклад, представляет собой информирование присутствующих о состоянии дел в какой-либо области деятельности. Задача этого доклада - максимально объективно и всесторонне представить информацию без изложения позиции автора.
Объем доклада составляет 8-12 страниц (до 30 минут).
Доклад на 4-6 страниц называется сообщением.
Пример плана работы над докладом:
1. Выбор источников информации.
2. Сбор информации.
3. Вычленение основных моментов из собранного материала.
4. Сведения частей в единый доклад.
5. Свои выводы по теме доклада.
Структура доклада практически аналогична плана статьи.
Структура доклада:
Вступление. Определяют основания, причины, проблемную ситуацию, которая способствовала написанию доклада.
Основная часть. Здесь анализируется современное положение проблемы, приводятся аргументы, обосновывается основная идея автора.
Итоговая часть. Содержит выводы и рекомендации, предложения.
|
|
Есть два способа написания доклада:
- первый заключается в том, что исследователь сначала готовит тезисы своего выступления, и на основе тезисов пишет доклад, редактирует ее и готовит к публикации в научном сборнике в виде статьи.
- второй, напротив, предполагает сначала полное написание доклада, а затем в сокращенном виде - тезисов для предварительного ознакомления аудитории.
Выбор способа подготовки доклада зависит от содержания и индивидуальных особенностей автора.
Специфика устного выступления накладывает существенный отпечаток на содержание и форму доклада. При написании доклада следует иметь в виду, что существенная часть материала опубликована в тезисах. Кроме того, часть материала подается на плакатах (слайдах, мониторе компьютера, схемах, диаграммах, таблицах и др.). В докладе должны быть комментарии к иллюстративного материала, а не его повторения. Можно остановиться только на одной (самое существенное, дискуссионной) тезисе доклада, сделав ссылку на другие, уже опубликованы. Докладчик должен реагировать на предыдущие выступления с темы своего доклада. Целесообразно полемический ее характер - это привлекает слушателей.
Типичные ошибки и возможные недостатки в докладе:
- несоответствие теме обсуждения, что приводит к снижению интереса слушателей к вопросам, которые преподаются;
- несоблюдение регламента, вызывает раздражение слушателей относительно докладчика;
- невнятность изложения, вызывает и потерю интереса, и раздражительность слушателей;
- злоупотребление иностранной терминологией и понятиями, затрудняют восприятие главной мысли;
- наличие слов-паразитов ("вот", "значит", "так сказать" и т.п.);
- чрезмерная громкость голоса (слушатели через 8-10 минут не воспринимают такой язык)
- построение сложных предложений, в которых количество слов превышает 14-15 (такие фразы не воспринимаются по сложности грамматической конструкции и теряется смысл)
- монотонность интонации, без акцентов на значимых моментах;
- боязнь выглядеть несовершенным;
- преувеличение собственных недостатков;
- недоброжелательность аудитории;
- плохая подготовка или воспоминания о прошлых неудачах.
Аспекты, требующие внимания при обнародовании научного доклада, а также соответствующие рекомендации:
ü Соответствующий внешний вид. Уместно иметь деловой стиль одежды и аксессуары, классическую прическу;
ü Приветливое выражение лица. Желательно излучать положительные эмоции.
ü Используйте различные приемы как для личной подготовки к выступлению, так и для воздействия на аудиторию.
ü Наличие полного текста доклада. Текст должен быть написан с учетом рабочего языка конференции, без сокращений и аббревиатур. Структурируйте доклад по подразделениям и изучите их.
ü Наличие наглядного материала. Подготовьте материалы для демонстрации (не помешает иметь дополнительную копию этих материалов).
ü Учитывайте специфику аудитории и её количественный состав (специальность, уровень подготовки и т.д.).
ü Установите визуальный контакт со слушателями.
ü Представьтесь и сообщите тему доклада (если это не сделал председательствующий).
ü Начало доклада должен быть интересным, "ярким" (старайтесь сразу завладеть вниманием слушателей).
ü Следуйте научного стиля доклада.
ü Используйте вербальные техники (темп, интонацию и т.д.) и невербальные техники (жесты, мимику и т.п.).
ü Всегда проверяйте факты и цитаты, которые используете.
ü Выкладывайте факты по уровню их значения (от наиболее важного к менее существенному).
ü Не перегружайте выступление цифрами, фактами, цитатами.
ü Избегайте повторов.
ü Сделайте выводы и укажите перспективы решения этой проблемы.
|
|
ü Внимательно прислушивайтесь к вопросам. Если вопрос сложный, не отвечайте сразу (обратитесь с просьбой повторить его, или сделать уточнение, что именно интересует автора - это придаст время для обдумывания вопроса и формулировки ответа).
ü Не отказывайтесь отвечать на вопросы, даже если оно представляется не тактичным. Если не находите ответ на поставленный вопрос, то возможным вариантом является сообщение о том, что сегодня вы не готовы (однозначно) дать ответ.
ü Если на сделанное замечание в форуме аргументированного ответа, поблагодарите его и пообещайте учесть в дальнейшей работе.
ü Поблагодарите за внимание, заданные вопросы, сделанные замечания.
ü Будьте внимательны к другим докладчикам (участвуйте в дискуссиях, задавайте вопросы).