Методические рекомендации

ОСП Политехнический колледж ЛНАУ

Практическая работа №_

Тема: Методика подготовки доклада (сообщения)



Практическая работа №

Тема: Методика подготовки доклада (сообщения).

Цель: Сбор и систематизация знаний по конкретной теме или проблеме, обобщение полученного из источников материала, выработка навыков организованности и целеустремленности, запоминание полезной информации, развитие практических навыков анализа научной литературы.

Доклад (сообщение) является распространенной формой устного обнародования научных результатов.

Методические рекомендации

Доклад – документ, в котором излагаются определенные вопросы, делаются выводы, предложения. Он предназначен для устного(публичного) прочтения и обсуждения.

Доклады не публикуются, а сообщаются участникам научного собрания с целью привлечения к дискуссиям и обсуждения изложенного материала.

Научный доклад – это публичное оглашение сообщения, развернутое изложение научной проблемы(темы, вопроса).

Виды научного доклада:

− Отчетные (обобщается положение дел, ход работы за определенный период);

− Текущие (информация про ход работы);

− На научные темы

Доклады бывают нескольких типов:

1. Отчетный доклад, в котором обобщаются состояние дел и ход работы за определенное время, выделяются достижения и недостатки. Отчетные доклады на семинарах, симпозиумах и конференциях обеспечивают презентацию научно-исследовательских коллективов, школ, общественных научных организаций.

2. Тематический доклад, посвященный развернутом изложения какой-то темы или проблемы. Значительную роль в ней играют мысли и позиция автора.

3. Информационный доклад, представляет собой информирование присутствующих о состоянии дел в какой-либо области деятельности. Задача этого доклада - максимально объективно и всесторонне представить информацию без изложения позиции автора.

Объем доклада составляет 8-12 страниц (до 30 минут).

Доклад на 4-6 страниц называется сообщением.

Пример плана работы над докладом:

1. Выбор источников информации.

2. Сбор информации.

3. Вычленение основных моментов из собранного материала.

4. Сведения частей в единый доклад.

5. Свои выводы по теме доклада.

Структура доклада практически аналогична плана статьи.

Структура доклада:

Вступление. Определяют основания, причины, проблемную ситуацию, которая способствовала написанию доклада.

Основная часть. Здесь анализируется современное положение проблемы, приводятся аргументы, обосновывается основная идея автора.

Итоговая часть. Содержит выводы и рекомендации, предложения.

Есть два способа написания доклада:

- первый заключается в том, что исследователь сначала готовит тезисы своего выступления, и на основе тезисов пишет доклад, редактирует ее и готовит к публикации в научном сборнике в виде статьи.

- второй, напротив, предполагает сначала полное написание доклада, а затем в сокращенном виде - тезисов для предварительного ознакомления аудитории.

Выбор способа подготовки доклада зависит от содержания и индивидуальных особенностей автора.

Специфика устного выступления накладывает существенный отпечаток на содержание и форму доклада. При написании доклада следует иметь в виду, что существенная часть материала опубликована в тезисах. Кроме того, часть материала подается на плакатах (слайдах, мониторе компьютера, схемах, диаграммах, таблицах и др.). В докладе должны быть комментарии к иллюстративного материала, а не его повторения. Можно остановиться только на одной (самое существенное, дискуссионной) тезисе доклада, сделав ссылку на другие, уже опубликованы. Докладчик должен реагировать на предыдущие выступления с темы своего доклада. Целесообразно полемический ее характер - это привлекает слушателей.

Типичные ошибки и возможные недостатки в докладе:

- несоответствие теме обсуждения, что приводит к снижению интереса слушателей к вопросам, которые преподаются;

- несоблюдение регламента, вызывает раздражение слушателей относительно докладчика;

- невнятность изложения, вызывает и потерю интереса, и раздражительность слушателей;

- злоупотребление иностранной терминологией и понятиями, затрудняют восприятие главной мысли;

- наличие слов-паразитов ("вот", "значит", "так сказать" и т.п.);

- чрезмерная громкость голоса (слушатели через 8-10 минут не воспринимают такой язык)

- построение сложных предложений, в которых количество слов превышает 14-15 (такие фразы не воспринимаются по сложности грамматической конструкции и теряется смысл)

- монотонность интонации, без акцентов на значимых моментах;

- боязнь выглядеть несовершенным;

- преувеличение собственных недостатков;

- недоброжелательность аудитории;

- плохая подготовка или воспоминания о прошлых неудачах.

Аспекты, требующие внимания при обнародовании научного доклада, а также соответствующие рекомендации:

ü Соответствующий внешний вид. Уместно иметь деловой стиль одежды и аксессуары, классическую прическу;

ü Приветливое выражение лица. Желательно излучать положительные эмоции.

ü Используйте различные приемы как для личной подготовки к выступлению, так и для воздействия на аудиторию.

ü Наличие полного текста доклада. Текст должен быть написан с учетом рабочего языка конференции, без сокращений и аббревиатур. Структурируйте доклад по подразделениям и изучите их.

ü Наличие наглядного материала. Подготовьте материалы для демонстрации (не помешает иметь дополнительную копию этих материалов).

ü Учитывайте специфику аудитории и её количественный состав (специальность, уровень подготовки и т.д.).

ü Установите визуальный контакт со слушателями.

ü Представьтесь и сообщите тему доклада (если это не сделал председательствующий).

ü Начало доклада должен быть интересным, "ярким" (старайтесь сразу завладеть вниманием слушателей).

ü Следуйте научного стиля доклада.

ü Используйте вербальные техники (темп, интонацию и т.д.) и  невербальные техники (жесты, мимику и т.п.).

ü Всегда проверяйте факты и цитаты, которые используете.

ü Выкладывайте факты по уровню их значения (от наиболее важного к менее существенному).

ü Не перегружайте выступление цифрами, фактами, цитатами.

ü Избегайте повторов.

ü Сделайте выводы и укажите перспективы решения этой проблемы.

ü Внимательно прислушивайтесь к вопросам. Если вопрос сложный, не отвечайте сразу (обратитесь с просьбой повторить его, или сделать уточнение, что именно интересует автора - это придаст время для обдумывания вопроса и формулировки ответа).

ü Не отказывайтесь отвечать на вопросы, даже если оно представляется не тактичным. Если не находите ответ на поставленный вопрос, то возможным вариантом является сообщение о том, что сегодня вы не готовы (однозначно) дать ответ.

ü Если на сделанное замечание в форуме аргументированного ответа, поблагодарите его и пообещайте учесть в дальнейшей работе.

ü Поблагодарите за внимание, заданные вопросы, сделанные замечания.

ü Будьте внимательны к другим докладчикам (участвуйте в дискуссиях, задавайте вопросы).

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: