Викторина «Песни Великой Победы»

Приложение 3

Викторина разбита на три раунда, в каждом из которых по 5 заданий. Задание представляет собой прикрепленный 20 секундный аудиофайл без слов, ниже под ним предложены три варианта ответа.

 Только один правильный ответ. Когда нажимаешь на правильный ответ, то он загорается зеленным цветом. Если неправильный, то красным, а правильный зеленым, таким образом участник сразу узнает правильный, даже если ошибся.

 После этого внизу под этим заданием появляется/всплывает маленькая справка о песне (когда была написана, автор слов и музыки, если песня звучала в каком-то кинофильме, то этот факт тоже указывается).

По итогу третьего раунда участник узнает сколько баллов он набирает, какой у него уровень знаний Песен Великой Победы. За каждый правильный ответ один балл, соответственно всего за тест можно максимально набрать 15 баллов.

Участник, набравший от 11 до 15 баллов – отличные знания, набравший от 6 до 10 – хорошие знания, набравший от 1 до 5 – знания нуждаются в качественной доработке.

1 Раунд

1. Аудиофайл (Ах, эти тучи в голубом)

а) Севастопольский вальс б) Два друга в) Ах, эти тучи в голубом

Песня «Ах, эти тучи в голубом» из кинофильма «Московская сага» в исполнении Кристины Орбакайте является современной композицией, но есть легенда, что основа песни была написала в 1942 году, а композитор Александр Журбин нашел партитуру в архивах. Это не так, что подтверждает сам композитор.

Авторы (текста) слов: В. Аксёнов, П. Синявский. 2004

2. Аудиофайл (Брянская улица)

а) За того парня б) Брянская улица в) Артиллеристы

Это песня из фронтового репертуара Леонида Утёсова.

Автор слов – Евгений Долматовский, композитор – Марк Фрадкин. 1943 г.

3. Аудиофайл (В землянке)

а) В землянке б) Бей винтовка в) Вечер на рейде

Из воспоминаний Марка Фрадкина: «Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно. Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением.

 Это были шестнадцать «домашних» строк из письма жене, Софье Андреевне. Письмо было написано в конце ноября, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью после тяжелого боя пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков...

Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы уже где-то в феврале 1942 года не приехал из эвакуации композитор Константин Листов, назначенный старшим музыкальным консультантом Военно-Морского Флота. Он пришел в нашу фронтовую редакцию и стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». «Чего-нибудь» не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным, что, хотя я свою товарищескую совесть и очистил, но песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет. Листов побегал глазами по строчкам, промычал что-то неопределенное и ушел. Ушел, и все забылось.

Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции, попросил у фотографа Савина гитару и под гитару спел новую свою песню «В землянке».

4. Аудиофайл (День Победы)

а) Прощание Славянки б) День Победы в) Темная ночь

«День Победы» – песня композитора Давида Тухманова на слова Владимира Харитонова о Дне Победы. Непременный знаковый атрибут торжеств по поводу 9 мая – Дня Победы в Великой Отечественной войне не только в России, но и странах СНГ. Строевая песня в Советской и Российской армии, парадный марш. 1975 г.

5. Аудиофайл (Катюша)

а) Поклонимся великим тем годам б) Песня о маленьком трубаче в) Катюша

Знаменитая «Катюша» появилась на свет за несколько лет до Великой Отечественной войны в 1938 году. Усилиями поэта Михаила Исаковского и композитора Матвея Блантера был создан хит на века.

2 раунд

1. Аудиофайл (Священная война)

а) Священная война б) Последний бой в) Бери шинель

Через два дня после начала войны, 24 июня 1941 года, одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» был опубликован текст песни «Священная война» за подписью известного советского поэта и сталинского лауреата В. И. Лебедева-Кумача. Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ней музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради. Ещё день был отведён на репетицию.

26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд. В мае 2005 года, в память об этом событии, на здании вокзала была установлена мемориальная доска.

Однако вплоть до 15 октября 1941 года «Священная война» широко не исполнялась, так как считалось, что она имеет чрезмерно трагичное звучание: в ней пелось не о скорой победе «малой кровью», а о тяжёлой смертной битве. И только с 15 октября 1941 года, когда вермахт захватил уже Калугу, Ржев и Калинин, «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио – каждое утро после боя кремлёвских курантов.

2. Аудиофайл (Три танкиста)

а) Ленинградки б) Три танкиста в) Воюет взвод

Песня впервые прозвучала в фильме «Трактористы» в 1939 году. В картине поднимались большие темы: любви, патриотизма, честного и ударного труда.

 Вместе с тем через весь фильм проходила мысль о необходимости быть бдительным и готовым к предстоящим боям с врагами Родины. Раскрытие темы начиналось буквально с самых первых кадров, которые сопровождались песней про трех танкистов – «Экипаж машины боевой».

Задорная, зажигательная и очень мелодичная она стала лейтмотивом картины. Инициатором создания такой именно песни, по свидетельству ее авторов – поэта Бориса Ласкина и композиторов Дмитрия и Даниила Покрасс, был режиссер-постановщик «Трактористов» Иван Александрович Пырьев.

3. Аудиофайл (Песенка фронтового шофера)

а) Песенка фронтового шофера б) Эх, дороги в) Шаланды полные кефалий

Родилась «Песенка фронтового шофера» не в годы войны, а в послевоенном 1947 году и прозвучала впервые в популярном тогда радиообозрении «Клуб весёлых артистов». Пел её Марк Бернес от имени шофера Минутки – воскресшего героя фильма о Сталинградской битве «Великий перелом», роль которого он сыграл в этой картине.

Музыка Б. Мокроусова, слова Н. Лабковского, Б. Ласкина.

4. Аудиофайл (Бухенвальдский набат)

а) В лесу прифронтовом б) Вот солдаты идут в) Бухенвальдский набат

«Бухенвальдский набат» – знаменитые на весь мир советские антифашистские стихи и песня 1958 года. Автор слов – А. Соболев, автор музыки – В. Мурадели.

5. Аудиофайл (Синий платочек)

а) Враги сожгли родную хату б) Синий платочек в) Два Максима

«Синий платочек» – советская вальсовая песня. Автор музыки песни – польский музыкант Ежи Петерсбурский. Автор слов первой версии и названия песни – Яков Гольденберг (Галицкий). После раздела Польши в 1939 году Е. Петерсбурский оказался в отошедшем к Советскому Союзу Белостоке и в конце 1939 года возглавил Белорусский республиканский джаз-оркестр. Музыка была написана им в 1940 году в Минске, в номере гостиницы «Беларусь». Во время гастролей в Москве музыку услышал и написал к ней слова поэт и драматург Яков Гольденберг (в числе прочих публиковавшийся под псевдонимом Я. Галицкий). Уже через два дня песню исполнил солист ансамбля Станислав Ландау (Stanisław Landau, 1912–1992).

Лирическая песня быстро стала шлягером. Песенку стали включать в свой репертуар известные исполнители: Вадим Козин, Михаил Гаркави, Лидия Русланова, Екатерина Юровская, Изабелла Юрьева. На пластинку в довоенные годы «Синий платочек» записан был дважды. На этикетке пластинки, выпущенной Ленинградской фабрикой, указаны авторы слов и музыки – Я. Галицкий и Е. Петерсбурский, исполнительница – популярная в те годы певица Екатерина Юровская и её аккомпаниатор – пианист Борис Мандрус.

3 раунд

1. Аудиофайл (Смуглянка)

а) Звездочка б) Лизавета в) Смуглянка

«Смуглянка» – песня на слова Якова Захаровича Шведова и музыку Анатолия Григорьевича Новикова. Песня была частью сюиты, написанной композитором Анатолием Новиковым и поэтом Яковом Шведовым в 1940 году по заказу ансамбля Киевского особого военного округа. В ней воспевалась девушка-партизанка времён гражданской войны. А вся сюита посвящалась Г. И. Котовскому. Однако песня в довоенные годы так и не исполнялась. Клавир её был утерян, у авторов остались только черновики. Композитор вспомнил об этой песне через четыре года, когда ему позвонил художественный руководитель Краснознамённого ансамбля А. В. Александров и попросил показать песни для новой программы своего коллектива. В числе других Новиков показал и «Смуглянку», которую прихватил на всякий случай. Но именно она и понравилась Александрову, который тут же начал её разучивать с хором и солистами.

Впервые ансамбль спел песню в Концертном зале имени Чайковского в 1944 году. Запевал её солист Краснознамённого ансамбля Николай Устинов, которому песня эта в значительной степени обязана своим успехом. Концерт транслировался по радио. «Смуглянку» услышало, таким образом, очень много людей. Её подхватили в тылу и на фронте.

 Песня, в которой говорилось о событиях Гражданской войны, была воспринята как песня о тех, кто боролся за освобождение Молдавии в Великую Отечественную войну.

После войны песня «Смуглянка» в разных обработках входила в репертуар таких известных исполнителей, как Иосиф Кобзон, София Ротару, Надежда Чепрага, Zdob şi Zdub и многих других. Песня звучала в кинофильме 1973 года «В бой идут одни „старики“»

2. Аудиофайл (Москвичи)

а) Мишка-одессит б) Москвичи в) Жди меня

«Москвичи» – песня-реквием о погибших в годы ВОВ жителях столицы авторства Андрея Эшпая (музыка) и Евгения Винокурова (текст), созданная по инициативе Марка Бернеса (первый исполнитель) в 1955 году.

3. Аудиофайл (Хотят ли русские войны)

а) На безымянной высоте б) Журавли в) Хотят ли русские войны

«Хотят ли русские войны» – популярная советская песня. Автор музыки – Эдуард Колмановский, автор слов – Евгений Евтушенко. Впервые исполнена в 1961 году Марком Бернесом.

4. Аудиофайл (Едут по Берлину наши казаки)

а) Едут по Берлину наши казаки б) Давай закурим в) На солнечной поляночке

Песня «Казаки в Берлине» – первая, рождённая в мирный день, в день Великой Победы 9 мая 1945 года! Она как бы завершила долгий и трудный путь, начатый в те суровые дни, когда впервые прозвучала «Священная война», звавшая на смертный бой с фашизмом, бой, закончившийся в столице поверженной гитлеровской Германии Берлине.

Автор песни – участник Великой Отечественной войны поэт Цезарь Соломонович Солодарь (1909 – 1992). В качестве военного корреспондента он присутствовал на подписании Акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии и её вооруженных сил в предместье Берлина Карлсхорсте. Цезарь Солодарь написал стихи под впечатлением эпизода, свидетелем которого оказался.

...Ранним утром 9 мая 1945 года на одном из самых оживлённых берлинских перекрёстков, заваленном покорёженной фашистской техникой и щебнем, лихо орудовала флажком-жезлом молодая регулировщица.

 Десятки берлинцев наблюдали за её размеренными и властными движениями, которые ещё более подчеркивали строгость военной формы, её походную простоту.

«Вдруг послышался цокот копыт, – рассказывает поэт Цезарь Солодарь автору книги «Друзья-однополчане» (изд. 1973) А. Е. Луковникову, – мы увидели приближающуюся конную колонну. Большинство коней шло без сёдел. И только на флангах гарцевали молодые конники в кубанках набекрень. Это были казаки из кавалерийской части, начавшей боевой путь в заснеженных просторах Подмосковья в памятном декабре сорок первого года.

Не знаю, о чём подумала тогда регулировщица с ефрейторскими погонами, – продолжает Цезарь Солодарь, – но можно было заметить, что на какие-то секунды её внимание безраздельно поглотила конница.

 Чётким взмахом флажков и строгим взглядом больших глаз преградила она путь всем машинам и тягачам, остановила пехотинцев. И затем, откровенно улыбнувшись молодому казаку на поджаром дончаке, задиристо крикнула:

– Давай, конница! Не задерживай!

Казак быстро отъехал в сторону и подал команду: «Рысью!»

Сменив тихий шаг на резвую рысь, колонна прошла мимо своего командира в направлении канала. А он, прежде чем двинуться вслед, обернулся и на прощание махнул рукой девушке...»

Через два – три часа Цезарь Солодарь улетел в Москву и уже в салоне военно-транспортного самолета набросал первые строчки будущей песни. В полдень он прочитал стихи братьям-композиторам Покрассам – Даниилу Яковлевичу (1905 – 1954) и Дмитрию Яковлевичу (1899 – 1978) – бывалому первоконнику. Стихи братьям очень понравились, и по их предложению были «усилены» лихим припевом:

           Казаки, казаки!

           Едут, едут по Берлину

           Наши казаки.

 

Вечером композиторы позвонили поэту и сказали, что музыка готова, и он может приехать посмотреть, но домой придётся возвращаться пешком, так как метро скоро закрывается. Солодарь приехал – песня была готова. Таким образом, песня «Казаки в Берлине» была написана всего за один день – 9 мая. Вскоре в исполнении участника Великой Отечественной войны Ивана Дмитриевича Шмелёва (1912 – 1960) она прозвучала по радио.

Песню услышали миллионы радиослушателей, она стала одной из популярных, её подхватили и запели по всей стране.

5. Аудиофайл (На поле танки грохотали)

а) Майский вальс б) Все за Родину в) На поле танки грохотали

Песня сложена в начале Великой Отечественной войны. Представляет собой переделку старой шахтёрской песни «Молодой коногон», исполнявшейся еще в 19-м веке и прозвучавшей в популярном фильме «Большая жизнь», лидере кинопроката 1940-го года. Именно из него мелодия шагнула в фольклор Великой Отечественной войны. В фильме её исполняет отрицательный герой-вредитель Макар Ляготин.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: