Тема 6: Понятие и виды права природопользования

Гаранская А.В.

Гр.244-1

Природопользование – это деятельность, которая связана с извлечением полезных свойств природной среды с целью удовлетворения различных интересов общества.

Статья 9 Конституции РФ определяет землю и другие природные ресурсы как основу жизни и деятельности народов.

Природная среда представляет собой естественное и необходимое условие жизни общества, поэтому заинтересованность в сохранении природной среды, благоприятной для существования, свойственна как обществу в целом, так и каждому человеку в отдельности. Исходя из этого необходимо установление обществом и государством правильного поведения людей по отношению к природе. Право природопользования и представляет собой форму организации такого поведения.

Регламентации подлежат только виды использования свойств природной среды, подлежащие правовому регулированию. Регламентация распространяется на такие природные объекты, как земля, воды, леса, недра и т. д.

Нормы, которые регулируют природопользование, составляют отдельный институт экологического права.

Право природопользования — это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов. Речь идет о праве по использованию природных объектов и ресурсов для определенных целей, что относится в основном к праву природоресурсному.

Статьи 9, 36, 41, 42, 58, 72 Конституции РФ определяют исходные положения природопользования. В соответствии с Конституцией РФ пользование землей и другими природными ресурсами осуществляется при условии не причинения ущерба окружающей среде. Конституция РФ разделяет полномочия Федерации и ее субъектов в плане регулирования природопользования. При этом в ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования землей, недрами, водными и другими природными ресурсами отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.

В зависимости от основания как критерия для классификации выделяются разные виды права природопользования. Наиболее распространенной в науке экологического права признают следующую классификацию права природопользования в зависимости от требования по наличию разрешительной документации: право общего природопользования и право специального природопользования.

Право общего природопользования представляет собой право использования природных ресурсов без получения разрешительных документов со стороны государства и иных уполномоченных лиц. Право специального природопользования представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов. Так, к примеру, сбор грибов гражданами в лесу для личного пользования является общим правом природопользования, и для этого не требуется получения каких-либо документов, а вот использование земельного участка для строительства уже требует получения документов как на земельный участок, так и на возведение здания, строения, сооружения.

Существует еще одна распространенная классификация права природопользования в зависимости от использования природного объекта, природного ресурса: землепользование, лесопользование, недропользование, водопользование, пользование животным миром и т.д.

Можно выделить еще одну классификацию права природопользования. Так, общим критерием, объединяющим право природопользования отдельными природными ресурсами, является срок пользования ими. Таким образом, можно выделить постоянное право природопользования (без определенного срока) и срочное. Срочное делится на долгосрочное и краткосрочное. Выделяется также право ограниченного пользования чужим имуществом (сервитут). Так, существует лесной сервитут, водный сервитут, земельный сервитут.

Право природопользования тесно связано с понятием оборотоспособности природных ресурсов. В соответствии со ст. 129 Гражданского кодекса РФ оборотоспособностью является возможность объекта гражданского права свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому. Земля и другие природные ресурсы, согласно данной статье, могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Объединяющим показателем для природных ресурсов и объектов является также понятие изъятых из оборота или ограниченных в обороте природных ресурсов. Изъятие из оборота подразумевает невозможность прежде всего находиться в частной собственности, ограничение в обороте подразумевает наличие ограниченной возможности по совершению сделок и возможность находиться в частной собственности только при прямом указании на то в законе.

Большинство природных объектов и ресурсов, предоставляемых в пользование, относится к недвижимости. Так, в соответствии с п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Для недвижимости законодателем закреплено возникновение права только после осуществления государственной регистрации права на недвижимое имущество. Возникновение таких прав, ограничение этих прав, переход и прекращение права подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции. Указанные действия осуществляются в рамках специального Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Виды права природопользования можно определить, опираясь на различные классификационные критерии:

1) по основаниям возникновения:

- право общего природопользования представляет собой гарантированную законом возможность использовать безопасную для жизни и здоровья окружающую среду с обязательным соблюдением своих обязанностей, касающихся ее охраны;

- право специального природопользования - это регламентированное государством целевое использование природных ресурсов для удовлетворения материальных и духовных потребностей физическими и юридическими лицами.

2) в зависимости от объектов природопользования:

- право землепользования;

- право пользования недрами;

- право водопользования;

- право лесопользования;

- право пользования растительным и животным миром;

- право пользования атмосферным воздухом.

3) в зависимости от сроков природопользования:

- бессрочное (или постоянное) природопользование: при оформлении документа на осуществление деятельности по использованию, воспроизводству и охране природных объектов не конкретизируется сроки осуществления природопользования;

- срочное природопользование: в свою очередь подразделяется на краткосрочное (не больше 5 лет) и долгосрочное (от 5 лет и больше), а также в качестве обособленного вида природопользования выступают арендные отношения, о которых речь пойдет в последующих разделах.

4) по формам организации:

- право коллективного природопользования: когда полномочия по использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов осуществляются предприятием, учреждением, организацией, общественным объединением или любым другим юридическим лицом, независимо от формы собственности;

- право индивидуального природопользования: когда указанные действия осуществляются физическим лицом единолично.

5) в зависимости от способов возникновения отношений природопользования:

- право первичного природопользования: когда собственник того или иного природного объекта напрямую передает указанный объект другому лицу в пользование или на условиях аренды;

- право вторичного природопользования: в данном случае лицо, получившее определенный природный объект в пользование и осуществляющее действия по его использованию воспроизводству и охране, передает указанный ресурс третьему лицу во вторичное пользование или на условиях субаренды. Такие действия возможно осуществить только при наличии согласия со стороны собственника природного объекта.

Также виды природопользования можно классифицировать в соответствии с их целевым назначением, например, осуществление землепользования с целью ведения личного подсобного хозяйства; лесопользования - для целей заготовки древесины и т.д

Задача 1.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха устанавливает ФЗ от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха". Предметом преступления может быть только атмосферный воздух. Исходя из этого можно дать определение понятию «атмосферный воздух».

Атмосферный воздух — это жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. В рассматриваемом случае воздух загрязнен в пределах производственного помещения - завода. Следовательно, квалифицировать загрязнение воздуха вредными для здоровья людей веществами выше предельных концентраций необходимо как нарушение правил охраны труда.

Загрязнение воздуха производственных помещений при наличии признаков преступления влечет ответственность по ст. 143 УК РФ за несоблюдение правил охраны труда.

Объектом преступления выступает гарантированное ч. 3 ст. 37 Конституции РФ право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Объективной стороной является общественно опасное деяние в форме действия, а именно нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда.

 

Общественно опасные последствия — причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека, а именно загрязнение воздуха вредными для здоровья людей веществами выше предельных концентраций.

Субъект преступления — физическое лицо (главный инженер завода).

Субъективная сторона — вина в форме неосторожности.

Юридические признаки, при наличии которых воздух, вода и почва будет охраняться с помощью экологического законодательства.

Юридические признаки воздуха (в соответствии с ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»): жизненно важный компонент окружающей среды; представляет собой естественную смесь газов атмосферы; находится за пределами жилых, производственных и иных помещений.

Юридические признаки воды (в соответствии с Водным кодексом РФ):находится в водных объектах;природное или искусственное, постоянное или временное сосредоточение вод, имеющее характерные формы и признаки водного режима.

Юридические признаки почвы (в соответствии с Земельным кодексом РФ):является составной частью природы;место размещения зданий, строений и сооружений.

Задача 2.

В данном случае совершено преступление, предусмотренное ст. 245 УК РФ «Жестокое обращение с животными».

Объект преступления — отношения в области содержания животных и общественная нравственность.

Объективная сторона данного преступления заключается в действиях — жестоком обращении с лебедем.

Последствие — смерть птицы.

Субъект преступления — физическое лицо, гражданин Н.

Субъективная сторона — вина в форме прямого умысла, убийство лебедя из корыстных целей.

Задача 3.

Товарищество не является специально уполномоченным органом в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны природных (рыбных) ресурсов.

Действия товарищества являются неправомерными, так как они не являются законными представителями органов рыбоохраны.

При этом любое, так называемое в данном случае, административное расследование, проводимое товариществом, не наделённым данной компетенцией, просто будет нарушением закона. Поэтому, самое большое, что они могли сделать — это официально обратиться в органы рыбоохраны для регистрации правонарушения и привлечения правонарушителя к соответствующей ответственности. Далее, на основании материалов рыбоохраны можно было через суд предъявить иск нарушителю в возмещение ущерба.

Что бы квалифицировать действия нарушителя, необходимо точно знать, в чём заключается конкретно его правонарушение. А если данное правонарушение пока не зафиксировано органами рыбоохраны, то нет оснований для привлечения к ответственности.

Задача 4.

Да, требования истца обоснованы в части незаконности принятия решения о бесспорном списании платы за загрязнение окружа­ющей природной среды по истечении 60-дневного срока с момента на­ступления обязанности по уплате платеже, т.к. действительно ст.46 НК РФ от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ(в ред. Федеральных законов от 31.07.1998 N 147-ФЗ (ред. 09.07.2002),определением Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 N 257-О,

Федеральным законом от 01.07.2005 N 78-ФЗ)

Статья 46. Взыскание налога, сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации в банках

1. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках

2. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.

3. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога

Действительно существует ст.17 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ. Предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды

1. Предпринимательская деятельность, осуществляемая в целях охраны окружающей среды, поддерживается государством.

2. Государственная поддержка предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, осуществляется посредством установления налоговых и иных льгот в соответствии с законодательством.

Ст.14. «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ». К методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся:

предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

Тем не менее, вопрос о корректировке платежей представляет особый интерес. Существует письмо Государственного комитета по охране окружающей среды от 26 июня 1998 №14-04/565, где сказано, что

«Корректировка размера платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей, как показывает практика, является важной составляющей экономического механизма стимулирования природоохранной деятельности. Применение корректировки платежей природопользователей, предусмотренное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.92 N 632, стимулирует разработку и внедрение на предприятиях и в организациях комплексных планов и программ, позволяющих решать задачи охраны окружающей среды.

Данное Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 признано незаконным (недействительным) решением Верховного Суда РФ от 28.03.2002 N ГКПИ 2002-178

В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 N 284-О Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции РФ с точки зрения разграничения компетенции между Федеральным Собранием и Правительством РФ

Существует письмо Министерства по налогам и сборам от 31 октября 2001г.№6-21/833 «о платежах за загрязнение окружающей среды

«в случае принятия исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации нормативного правового акта, в соответствии с которым устанавливаются пониженные размеры платы за загрязнение природной среды или освобождаются от нее отдельные организации, в том числе в части сумм, поступающих в бюджет субъекта Российской Федерации, Управлению МНС России по данному субъекту Российской Федерации не следует принимать указанные решения к исполнению. Одновременно следует поставить в известность орган исполнительной власти субъекта о неправомерности вынесения подобного акта.»

В то же время, определение «главного суда в нашей стране» является источником права и, следовательно, данное Постановление Правительства остается в силе, и оно предусматривает корректировку платежей. Арбитражный суд, на основании вышеизложенного, иск должен удовлетворить и признать инкассовое поручение недействительным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: