Основные направления философии эпохи Возрождения (XIV – XVII вв.)

Направление Основные представители и их труды Их философские взгляды

1. Гумани-

стическое

Данте Алигьери   «Божественная комедия»   «Послания»   Данте не противопоставляет земную природу Божественному миру, а наоборот, указывает, что сама природа так же божественна, а человек как существо, имеющее тело и душу, причастен двум природам — земной и небесной, и потому предопределен к двум целям. Следовательно, человек стремится к двум видам блаженства. К земному блаженству ведет путь, как указывает Данте, философских наставлений, которые познаются разумом, а к небесному наслаждению ведет путь наставлений духовных, сообразующихся с учением Святого Духа. Философия, таким образом, оказывается для устроения земной жизни гораздо более нужной, чем богословие, и это тоже не укладывалось в рамки католического и вообще христианского миросозерцания. Философия нужна для управления государством, а церковь — для того, чтобы вести людей в Царство Небесное. Поэтому и смысл жизни на земле Данте видит не в аскетизме, не в бегстве от земных благ, а наоборот, в жизни сообразно с природой, человеческими, земными целями и в совершенствовании земных условий жизни.
Франческо Петрарка   «Письмо к потомкам»   «О любви» Свои философские трактаты он посвятил вопросам морали, искусству жизни. С его точки зрения, философия – это наука о человеке, о его природе, жизни и смерти, путях развития человеческого общества. Главный вопрос – как достичь полной независимости, самообладания и душевного покоя при наличии смущающих человека страстей и при постоянной борьбе с окружающим миром. Будучи искренне верующим христианином, Петрарка не принимал распространенного схоластического понимания сущности Бога и, прежде всего, установившегося господства рационализированного христианства. Поэтому он призывал не распылять свои силы в бесплодных логических умствованиях, а вновь открыть истинное обаяние всего комплекса гуманитарных дисциплин. Истинная мудрость, по его мнению, заключается в знании метода достижения этой мудрости. Следовательно, необходимо возвратиться к познанию собственной души.
Джованни Боккаччо   «Декамерон»;   Цикл лекций о «Божественной Комедии»;   В его творчестве отразилась одна из самых характерных черт эпохи Возрождения – борьба передовых идей с устоявшимся религиозно-средневековым мировоззрением. Боккаччо зло высмеивал пороки католического духовенства, показывая все его невежество, ханжество, лицемерие. За эту острую сатиру церковь преследовала Боккаччо больше, чем других гуманистов. Его сочинения были включены в список запрещенных книг. Несомненно, произведения Боккаччо отражают самую народную, самую демократическую струю в раннем итальянском Возрождении.

2. Неопла-

тоническое

Николай Кузанский   «Об ученом незнании»   «Об игре в шар»   «О мире веры»     По мысли Николая Кузанского, всякое сущее включает весь универсум, как весь универсум включает Бога. Бог во всем и все в Нем. «Значит, если Вселенная конкретизируется в каждой актуально существующей вещи, то Бог, пребывая во Вселенной, пребывает и в каждой вещи, а каждая актуально существующая вещь непосредственно пребывает в Боге. Поэтому сказать, "каждое-в каждом", значит то же самое, что "Бог через все - во все, и все через все в Боге"». При переходе от "бесконечно великого" к "бесконечно малому" речь может идти не об абсолютном, но лишь об относильном их различии. Не существует "низших" или "высших" сфер, ни одно место во вселенной не отличается по полноте бытия от другого, но все могут с равным основанием считать себя центром мира. Бог в вещах есть то, что они есть по своей природе. «Бог в этом качестве, - говорит Николай Кузанский, - есть истина в своем образе». Человек в философии Николая Кузанского представлен как «микрокосм». Человек есть малый мир, поскольку он обладает разумом и, познавая, включает в себя образы всех вещей. Образы вещей оказываются выражением глубочайшего смысла их существования. В своём произведении «Об игре в шар» он пишет: «В человечности человеческим образом, как во Вселенной универсальным образом, развёрнуто всё, раз она есть человеческий мир».
Джованни Пико делла Мирандола   «Девятьсот тезисов»   «О сущем и едином»     По мысли философа, человек, в отличие от всех прочих существ, единственный, кто обликом своим обязан глубочайшим движениям своей души, ума и собственным деяниям своим, которые либо возвышают человека до уровня существа божественного, либо, напротив, низвергают его в пучину жизни примитивной – неосознанной, бездуховной и безнравственной. Однако в чём именно заключена такая божественность для человека? Подобно тому, как Бог есть всё, заключает в Себе мир, так и в душе человека заключён мир – мир разнообразных возможностей. У каждой человеческой души этот мир свой, особенный, так как душа свободна как суверен, она есть сама себе закон. Поскольку человек целиком властен над собой и есть результат собственных усилий, постольку он – бог, а именно: «человеческий, смертный бог».

3. Натурфи-

лософское

Бернардино Телезио   «О природе вещей согласно ее собственным началам»  Призывал к опытному изучению природы, подчеркивал значение органов чувств как главный источника человеческих знаний, выступал против умозрительно-силлогистического метода, характерного для схоластики. Телезио оказал большое влияние на Бруно и Кампанеллу и стал одним из предшественников Ф. Бэкона. В истолковании природы Телезио исходил из того, что материя, заполняющая все пространство (исключая, таким образом, пустоту), столь же извечное начало, как и бог. Подобно другим натурфилософам его эпохи, Телезио придерживался гилозоистических идей (Гилозоизм). Развитая Телезио система космологических воззрений сводилась к идее, согласно которой тепло и холод, как противоположные и одушевленные начала, стремящиеся к самосохранению, вступают в борьбу за материю. При этом тепло сконцентрировано на Солнце, а холод — на Земле.
Джироламо Кардано   «О моей жизни»   «Душа астрологии»   Основная проблема философских взглядов Кардано — это проблема космоса; вселенная представляется ему единым целым, в котором всё связано между собой: земля и небо, природа и человек. Эта глубокая идея выступает у Кардано в самой фантастической форме. Вселенная для него божественна. Она сама есть бог, единый и вечный, но заключающий в себе начало всех противоречий бытия. Единство мира рождается в борьбе противоположностей. Смысл и содержание этого процесса состоит в развитии жизни, которая возникает из самой материи, точнее из её активного начала — небесного тепла. Вторым элементом мира, пассивным и более сложным, является влажность. Её проявления суть вода, воздух и земля. Кардано считает тепло связывающим и жизнетворным началом. Тепло является главным элементом мира: в соединении с сухим оно превращается в огонь, в соединении с влажным переходит в жизненное тепло, которое проникает собой вселенную и образует «мировую душу». Борьба тепла и холода, жизни и смерти лежит в основе развития мира.
Джордано Бруно   «О тенях идей»   «О бесконечности, вселенной и мирах» Джордано Бруно считал, что Вселенная бесконечна и не имеет и не может иметь единого центра. Солнце является центром Солнечной системы. Солнце — это звезда, вокруг которой вращаются планеты. Джордано Бруно полагал, что на других планетах также существует жизнь. Учёный считал, что в Солнечной системе существуют ещё неизвестные планеты. Джордано Бруно считал, что Вселенная бесконечна и не имеет и не может иметь единого центра. Солнце является центром Солнечной системы. Солнце — это звезда, вокруг которой вращаются планеты. Джордано Бруно полагал, что на других планетах также существует жизнь. Учёный считал, что в Солнечной системе существуют ещё неизвестные планеты.
4. Полити- ческое Никколо Макиавелли   «Государь»   «О том, как надлежит поступать с восставшими жителями Вальдикьяны» Макиавелли одним из первых философов эпохи Возрождения отверг теократическую концепцию государства, согласно которой государство зависит от церкви как высшей власти на Земле. Он полагал, что политические системы рождаются, достигают величия и могущества, а затем приходят в упадок, разлагаются и гибнут, т.е. не зависят от божественного предопределения. Государство и природу царящих в нем законов, считает Макиавелли, необходимо понимать, опираясь на разум и опыт.

5 Социально-

утопическое

Томас Мор   «Утопия» Томас Мор считал, что основная причина всех пороков и бедствий — это частная собственность и обусловленные ею противоречия интересов личности и общества, богатых и бедных, роскоши и нищеты. Частная собственность и деньги порождают преступления, которые нельзя остановить никакими законами и санкциями. Считал, что мужчины и женщины должны иметь равные права.
Томмазо Кампанелла   «Город Солнца» Томмазо Кампанелла считал, что идеалы всестороннего развития человека, выдвинутые гуманистами Возрождения, могут быть осуществлены только тогда, когда будет покончено с господством собственников и духом наживы, характерными для эпохи первоначального накопления капитала.

6. Реформа-

ционное

Мартин Лютер   «95 тезисов»   «О рабстве воли» Лютер полагал, что и в жизни на профессиональном поприще осуществляется благодать Бога. Бог предназначает человека к определённому виду деятельности посредством вложенного таланта или способности и долг человека прилежно трудиться, исполняя свое призвание. Причем в глазах Бога нет труда благородного или презренного.
Томас Мюнцер   «Проповедь князьям»   В противоположность умеренному реформатору Лютеру, Мюнцер решительно выступил не только против католицизма, но и против всего христианства и феодализма. Основную задачу Реформации Мюнцер видел не столько в обновлении церкви и ее учения, сколько в совершении социально-экономического переворота силами крестьян и городской бедноты.Религиозная вера, в его понимании, вызвана пробуждением разума в человеке, разрыв между небесной и земной жизнью должен быть устранен. Его политическая программа была очень близка к уравнительному утопическому коммунизму.
Эразм Роттердамский   «Похвала глупости»   «Разговоры запросто»     Главная идея, пронизывающая толстой нитью все литературные творения Эразма, – это построение человеческого идеала приближенного к личности самого Христа. Эразм Роттердамский относился критически как к политике, так и к обществу Европы. Он осуждал отдаленность церкви от апостольского учения. В разные временные отрезки его труды по-разному воспринимались церковью, наукой и обществом и до сих пор однозначной оценки его работ не существует.  

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: