Торжественный въезд Иисуса в Иерусалим

Иларион (Алфеев), митр. Евангелие от Иоанна. Исторический и богословский комментарий. М, 2018. С. 352-359.

 

Сегодняшнее Евангельское чтение повествует о двух событиях. Первое это то, что Мария, сестра Лазаря, помазывает миром ноги Христа. Второе это то, что затем Господь вместе с учениками входит в Иерусалим. Не случайно и евангелист Иоанн, и Церковь в выборе праздничного зачала связывает вход Господа в Иерусалим с помазанием Его ног Марией. С одной стороны, в этом отражена связь нынешнего праздника с воскрешением Лазаря. С другой стороны, совершенное Марией помазание было в символическом смысле приготовлением Христа к погребению. Потому, когда мы слышим, что сразу после этого Господь торжественно вошел в Иерусалим, мы ясно сознаем, что отсюда начинается Его путь на Голгофу.

 

Вечеря в Вифании

Рассказ о вечере в Вифании присутствует также в Евангелиях от Матфея и Марка (Мф. 26:6-16; Мк. 14:3-9). Женщина, помазавшая Иисуса миром в то время, как Он возлежал на вечери, у Иоанна отождествляется с Марией, сестрой Лазаря; у Матфея и Марка остается безымянной.

С другой стороны, многие исследователи указывают на параллели между повествованием Иоанна о вечере в Вифании и рассказом Луки о жене-грешнице (Лк. 7:37-38). Согласно одной из весьма распространенных в науке версий, Иоанн описывал тот же случай, что и Марк и Матфей, однако некоторые детали заимствовал у Луки. Эта версия, впрочем, не объясняет, почему у Иоанна вечеря в Вифании происходит за шесть дней до Пасхи.

Литургический календарь древней Церкви, в котором события последней недели земной жизни Иисуса выстроены в единую цепь, помещает вечерю в Вифании на Великую Среду, тогда как событием, непосредственно предшествующим Входу Господню в Иерусалим, оказывается воскрешение Лазаря. Выстраивая события подобным образом, древняя Церковь скорее ориентировалась на хронологию Матфея и Марка, согласно которым рассказ о вечере в Вифании следует за упоминанием двухдневного срока, остающегося до Пасхи. А за шесть дней до Великой Пятницы — дня распятия Иисуса Христа — празднуется Лазарева суббота, связанная с воспоминанием не о вечере в Вифании, а о воскрешении Лазаря.

Можно, конечно, допустить, что вечери в Вифании было две — одна за шесть дней до Пасхи в доме Лазаря, другая за два дня до Пасхи в доме Симона прокаженного. К такому пониманию склонялся Ориген. Нам, однако, кажется более убедительным мнение Блаженного Августина, согласно которому у Матфея, Марка и Иоанна описан один и тот же эпизод, тогда как у Луки речь идет о другом случае.

Укажем на основные различия между версиями, с одной стороны, Марка и Матфея, с другой — Иоанна. В первом случае событие происходит за два дня до Пасхи, во втором — за шесть; в первом — после торжественного входа Иисуса в Иерусалим, во втором — до. В первом — действие происходит в доме Симона прокаженного, во втором хозяин дома не назван. В первом — неназванная женщина «с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного», разбив сосуд, возливает миро на голову Иисуса, во втором — Мария, сестра Лазаря, возливает миро на ноги Его и отирает их волосами. Лазарь дважды упомянут у Иоанна, ни разу у Марка и Матфея. У Марка негодование выражают «некоторые», называя сумму, за которую можно продать миро (более трехсот динариев); у Матфея негодуют «ученики», не называя сумму; у Иоанна негодует Иуда, называя сумму (триста динариев).

Столь существенная разница может быть объяснена тем, что Иоанн, знакомый с повествованиями Матфея и Марка (или с одним из них, или с источником, на котором они основаны), желает уточнить приводимые в них данные.

В то же время пунктов, в которых две версии сходятся, намного больше. Во всех трех случаях действие происходит в Вифании, причем имя хозяина дома (Симон) вполне может по умолчанию относиться и к случаю, описанному Иоанном (если предположить, что Лазарь, Марфа и Мария присутствовали на вечере в доме некоего Симона, общего друга семьи). Имя женщины (Мария), в свою очередь, может по умолчанию относиться к героине рассказа Марка и Матфея. Упоминание о Лазаре в Евангелии от Иоанна легко объясняется тем, что рассказ о вечере в Вифании следует в нем за повествованием о воскрешении Лазаря; отсутствие имени Лазаря в Евангелиях от Марка и Матфея можно объяснить отсутствием этого повествования у синоптиков. В обоих случаях перед нами одна и та же сюжетная канва: Иисус возлежит в доме(хотя евреи обычно принимали пищу сидя, но во время пиров они по заимствованному эллинистическому обычаю ели, лежа на специальных обеденных ложах); приходит женщина, возливает миро; окружающие негодуют; Иисус говорит о том, что она приготовила Его к погребению.

Так как Лазарь здесь тоже выступает  в качестве гостя, некоторые ученые высказывают предположение, что хозяином застолья был Симон, как и в синоптических рассказах, и что он был отцом Лазаря, Марфы и Марии.

Марфа и Мария в Евангелиях упоминаются в общей сложности в трех эпизодах, из которых два находятся в Евангелии от Иоанна и один — в Евангелии от Луки. Событие, о котором рассказывает Лука, происходит где-то на пути из Галилеи в Иерусалим. Иисус приходит в дом, Марфа готовит, а Мария садится у Его ног и слушает Его; Марфа упрекает свою сестру за то, что та не помогает ей; Иисус говорит: «Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10:38-42).

Мы не знаем, о каком селении идет речь, но, судя по тому, что, согласно Луке, путешествие Иисуса в Иерусалим только начиналось, селение должно было находиться ближе к Галилее, чем к Иерусалиму. В то же время описание событий на пути Иисуса из Галилеи в Иерусалим у Луки не претендует на точную хронологическую последовательность, и ничто не препятствует предположить, что дело происходило в Вифании. Сестры ведут себя по-разному: одна выступает в традиционной для женщины того времени роли домохозяйки, то есть готовит и подает на стол. Другая, вместо того чтобы заниматься делом, садится у ног Иисуса. Это и вызывает негодование ее сестры. Иисус же оправдывает ее поведение, напоминая о том, что духовное важнее материального.

Второй эпизод, в котором появляются сестры, связан с воекрешением Лазаря. Здесь мы тоже видим, что сестры ведут себя по-разному. Марфа, услышав, что идет Иисус, бежит навстречу ему, Мария же остается дома. Потом Марфа зовет свою сестру, и та, как скоро услышала, что Иисус рядом, поспешно встает и идет к Нему (Ин. 11:20—29).

И, наконец, третий эпизод — вечеря в Вифании, описанная у Иоанна, — опять выявляет разницу в поведении двух сестер. Марфа, по своему обыкновению, «служит», а Мария совершает нечто необычное: она, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, подходит к Иисусу и помазывает ноги Его, отирая их своими волосами. Здесь мы не можем не вспомнить женщину-грешницу из Евангелия от Луки, которая, узнав, что Иисус возлежит в доме фарисея, «принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром» (Лк. 7:37-38).

  Благовонное масло –  буквально: «мирра»; так назывался порошок или жидкость, добываемые из камеди кустарника, произрастающего в южной Аравии. Нард – благовонное масло, добывавшееся из корней дерева, произрастающего в горах северной Индии. Он стоил очень дорого, здесь он назван чистым, или настоящим, вероятно, потому, что уже в древности существовали подделки. Другие переводят это слово как «фисташковый», этот орех тоже использовался в качестве основы для приготовления благовоний. Фунт – это огромное количество благовоний. Масло названо очень дорогим, в ст. 5 говорится о трехстах денариях, за которые его можно было бы продать. Весь дом наполнился ароматом благовоний – С одной стороны, запах тяжелых восточных благовоний был очень силен, но уже в древности многие комментаторы видели в этих словах дополнительное символическое значение: аромат благовоний символизировал распространение вести Иисуса по всему миру. Ориген полагал, что эта подробность указывает на предсказание в Мк 14:9, где сказано, что о поступке женщины станет известно всему миру. Аромат благовоний был распространенной метафорой в раввинистических писаниях (ср. 2 Кор 2:14-16).

Самое странное в обеих историях — то, что женщина помазывает драгоценным миром ноги Иисуса. Такого обычая в Израиле не было: ноги было принято омывать водой. Помазание головы, напротив, было широко распространенным обычаем. Это подтверждается не только процитированными словами Иисуса, обращенными к фарисею, но и Его словами из Нагорной проповеди: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим...» (Мф. 6:17—18). В Ветхом Завете обычай помазания головы зафиксирован многократно.

В эпизоде, рассказанном Лукой, тот факт, что женщина не посмела приблизиться к голове Иисуса, но встала у него в ногах, объясняется тем, что она была грешница. Необычность ее поведения отражена в словах Иисуса, обращенных к фарисею:

«Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал, а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не по- мазал, а она миром помазала Мне ноги» (Лк. 7:44-46).

Если исходить из того, что речь у Иоанна идет о том же случае, что у Матфея и Марка, тогда остается предположить, что помазание ног Иоанн заимствовал из эпизода, рассказанного у Луки. Оттуда же могла перейти и другая деталь: Мария отирала ноги Иисуса волосами своими. В то же время ученые усматривают смысловую связь между эпизодом, в котором Мария помазывает ноги Иисуса, и рассказом того же Евангелиста о том, как Иисус умыл ноги ученикам.

Бедные всегда будут с вами, а Я не всегда буду с вами – Может показаться, что Иисус, всегда стоявший на стороне бедных и угнетенных, изменяет Своим принципам. Наличие бедных – печальная реальность любого общества, и ученики призваны помогать им. Но здесь совершенно иная, уникальная ситуация. Поведение Марии противопоставлено трезвости и озабоченности Иуды (у Матфея и Марка – учеников). К сожалению, эти слова часто использовались для оправдания того, что Церковь, пренебрегая заботой о бедных, делала упор на пышность культа.

Тогда старшие священники решили убить и Лазаря, потому что из-за него многие стали покидать их и верить в Иисуса – Согласно христианским преданиям, Лазарь остался в живых и позднее стал епископом в Ларнаке, на Кипре.

 

Торжественный въезд Иисуса в Иерусалим

Рассказ о торжественном въезде Иисуса в Иерусалим имеется также в трех синоптических Евангелиях (Мф. 21:1-11; Мк. 11:1-10; Лк. 19:28-38).

Так как Пасха была одним из трех паломнических праздников,  в Иерусалим стекалось огромное количество народу. На следующий день – это следующий день после субботы, по нашему счету воскресенье. Благодаря именно этому Евангелию появилось наше «Вербное Воскресенье». Пальмовые ветви символизируют победу; их обычно приносили из долины Иордана и использовали во время праздника Шалашей (Кущей). У синоптиков появление ветвей было понятно: Иисуса сопровождали ученики и паломники из Галилеи, они по дороге срезали ветви с деревьев, растущих в поле. Но в Иерусалиме пальм не было. Откуда люди взяли ветви, если только не принесли их с собой? Есть предположение, что, услышав о прибытии Иисуса, они взяли ветви, которые хранились у них дома после праздника Шалашей, где их использовали в ритуальных целях. Но это не столь важно. Гораздо важнее то, что выход толпы, размахивающей пальмовыми ветвями и приветствующей Иисуса восторженными криками, означает, что люди решили, что Иисус намерен взять власть в Свои руки, и они были готовы принять самое активное участие в вооруженном восстании. У синоптиков толпа направляется в Иерусалим, а не вышла Ему навстречу из Иерусалима. На первый взгляд рассказ Марка – это история, рассказанная одним из тех, кто сопровождал Иисуса, а рассказ Иоанна – история, что была рассказана одним из тех, кто был в Иерусалиме и услышал о Его приближении.

Существенная разница между Иоанном и синоптиками заключается в том, что у синоптиков всё событие представлено как тщательно подготовленное Самим Иисусом. Он посылает учеников в селение; ученики приводят осла (или ослицу с осленком); Он садится на него (на них) и торжественно въезжает в Иерусалим под ликующие восклицания толпы (учеников). У Иоанна, напротив, Иисус садится на осла потому, что ликующая толпа встречает Его (а встречает она Его потому, что Он воскресил Лазаря).

Как и Матфей, Иоанн приводит ветхозаветное пророчество неточно, комбинируя его из разных элементов. Одним из них является сильно сокращенная цитата из Зах. 9:9; другим, возможно, отрывок из Книги пророка Софонии: «Ликуй, дщерь Сиона!.. Господь, царь Израилев, посреди тебя... В тот день скажут Иерусалиму: не бойся...» (Соф. 3:14-16).

Осанна – Это цитата из Пс 118(117):25, который исполнялся во время праздника Шалашей, а также Пасхи. Слово «осанна» (евр. хоши-анна») означает «спасай нас», но со временем стало возгласом хвалы. Да будет благословен Идущий во имя Господа – Это строчка из псалма, которую пели паломники во время праздника Шалашей, приближаясь к Иерусалиму. Первоначально словосочетание «идущий во имя Господа» значило «паломник» и благословение относилось к паломникам, входившим в иерусалимский Храм. Но у Иоанна оно употреблено в значении мессианского титула. Царь Израиля – то же, что Мессия.

К числу ветхозаветных пророчеств, которые не нашли отражение в евангельских повествованиях о торжественном въезде Иисуса в Иерусалим, но в христианской традиции воспринимаются как имеющие связь с этим событием, относят предсказание патриарха Иакова о Примирителе, Который произойдет из колена Иудина: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей» (Быт. 49:10-11). Рассказ о помазании Соломона на царство также нередко воспринимается как прообраз события, поскольку Соломона, по приказу царя Давида, привезли на муле (3 Цар. 1:32-40).

В древности считалось, что осел – мирное животное, в отличие от коня, бывшего в Палестине боевым животным (ср. Ис 31:1-3; 3 Цар 4:26). Следовательно, Царь идет с миром. Въезд Иисуса на осле – исполнение пророчества Захарии, своего рода инсценированная притча, посредством которой Иисус объявляет себя Помазанником, но не тем помазанником, которого ждала толпа.

Въезд Иисуса в Иерусалим — единственный случай во всех Евангелиях, когда Иисус передвигается не пешком. Однако тем самым Иисус нарушает не только собственный обычай: Он также нарушает благочестивый обычай всех паломников, которые, даже если подъезжали к Иерусалиму верхом, спешивались перед входом в город. Впрочем, вполне возможно, что Он доехал на осле только до ворот города, а дальше пошел пешком.

Парадокс истории въезда Иисуса в Иерусалим заключается в радикальном несоответствии внешнего оформления этого события его внутреннему содержанию. Иисус шел на казнь, а многие иудеи думали, что он входит в город, чтобы захватить политическую власть. Иудеи ждали Мессию, могущественного монарха, самодержца. Но то, что велико в глазах людей, ничтожно перед Богом. Искушение земной властью Иисус отверг в самом начале Своего пути, когда диавол предлагая Ему все царства мира (Мф. 4:8-10). Вместо земных царств Иисус взыскал одного — сердца человеческого, которое Он возжелал покорить не силой и могуществом, но кротостью и смирением. Иисусу нужны не рабы, но свободные сыны, которые избрали Его своим царем потому, что полюбили Его, а не потому, что Он сумел подчинить их Своей власти.

Иудеи не узнали Мессию в кротком и спасающем Царе, не вместили благовестил о Царстве, которое внутри сердца человеческого. Он учил их притчами о Царствии Божием, а они пытались узнать, когда и где увидят они это обещанное Им Царство. Но Он отвечал: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20-21). Иудеи так до конца и не поняли, о каком Царстве говорил Иисус. Этого не поняли и ученики до тех самых пор, пока не увидели Иисуса распятым на кресте с надписью «Царь Иудейский». Тогда только было явлено миру то, о чем Он говорил в Своих проповедях: Царство Божие — это распятая на кресте любовь Бога к человеку (ср. Флп. 2:8).

 


[1] Кувшин – мера масла, которая обозначена в оригинале, в нашем измерении примерно равна 330 граммам.

[2] Нард – ароматическая жидкость, получаемая из определенного растения, которое произрастает только в Индии, на Гималаях, и поэтому доставка делала нард дорогостоящим товаром. Нард смешивали с другими веществами и продавали в алебастровых кувшинах в виде масла, мази или нардовой воды.

[3] Осанна – «Спаси нас» – выражение, ставшее возгласом хвалы.

[4] Пс. 117:25, 26.

[5] Называя Иисуса «Тот, Кто приходит во имя Господа» и «Царь Израиля», народ наделяет Его титулами Мессии.

[6] Зах. 9:9. Иисус въехал в Иерусалим на осле, как миролюбивый и смиренный царь, а не на боевом коне с мечом, как это делали цари того времени.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: