Техник исполнения может быть очень много. Название каждой техники происходит от того материала, которым пользуется автор при создании работы

Формирование образа посредством манеры и техники исполнения

ЗАДАНИЯ

1) Ознакомьтесь с информацией по теме. Выпишите основные понятия в тетрадь, выбирая только главную информацию.

2) Выполните практическое задание.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Художественный образ — это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности.

Художественная манера (фр. maniere — способ, прием, образ действия или свойство) — способ художественно- эстетического творчества, концентрированное выражение характерных особенностей художника, а также ряда мастеров определенного направления, художественной традиции, национальной школы.

Творческую манеру автора предопределяют природный дар и индивидуальность. Постепенно она становится узнаваемой, все более и более постоянной. В этом случае принято говорить о творческом почерке художника. Подобно тому, как в правописании формируются характер начертания букв, манера письма, в искусстве складывается индивидуальный характер творчества мастера, манера на уровне творческого почерка. Каждый талантливый художник формирует свою собственную манеру и почерк.

Рассмотрим несколько художественных манер.

Манера примитивизма. В изобразительном искусстве конца 19 — 20 вв., намеренное упрощение изобразительных средств и обращение художников к формам т. н. примитивного искусства — первобытного, средневекового, народного, искусства древних внеевропейских цивилизаций, детского творчества. Распространение примитивизма как творческого принципа обусловлено стихийно-анархическим неприятием рядом художников современной буржуазной культуры (с её острыми противоречиями и господствующим в ней духом позитивизма), их бегством от действительности к первозданным, «незамутнённым» пластам жизни. Примитивизм исходит из эстетического освоения художественных культур, ранее считавшихся «низменно-грубыми», «варварскими», и стремления обрести их средствами целостность, эмоциональную ясность, «спонтанность» мировосприятия, противостоящие как аналитическому реализму, так и натурализму, и импрессионизму. Эти поиски лапидарности и обнажённой экспрессии смыкались с разного рода формальными экспериментами представителей новейших течений искусства конца 19 — 20 вв.

Казимир Северинович Малевич. Дети, 1908

Отличительные черты:

· отказ автора от использования линейной перспективы (предметы на переднем и заднем плане имеют равные размеры);

· тщательная проработка как главных образов произведения, так и незначительных деталей фона;

· отсутствие объемности изображения, господство плоских очертаний объектов;

· равномерность освещения всего полотна, отсутствие теней и световых бликов;

· сознательное нарушение пропорций тел при изображении людей и животных;

· одновременное сосуществование в обыденном сюжете реальных и фантастических существ.

Манера реализма. Направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в ее типических чертах. В искусстве (от лат. realis – действительный, материальный), в широком смысле – способность искусства правдиво изображать человека и окружающий его мир в жизнеподобных, узнаваемых образах, отбирая в ней главное и стремясь передать в видимых формах качества предметов и явлений.

«Корабельная роща», И. Шишкин. 1898.

«Рожь», И. Шишкин. 1878 г.

«Ручей в березовом лесу», И. Шишкин. 1883 г.

Экспрессионизм. Экспрессионистам свойственно тяготение к мистике и пессимизм.

Художественные приемы, характерные для экспрессионизма:

· отказ от иллюзорного пространства,

· стремление к плоскостной трактовке предметов,

· деформация (искажение) предметов,

· любовь к резким красочным диссонансам,

· особый колорит,

· драматизм.

Эдвард Мунк, «Тревога», 1894 г.

 

«Дома ночью», Карл Шмидт-Ротлуф, 1912 г.

Импрессионизм. Направление в живописи, возникшее во Франции в 1860-х годах. Художники-импрессионисты воспевали красоту природы, увиденной во всем великолепии естественного освещения - будь то рассвет, яркий полдень или вечерние сумерки. Их чрезвычайно занимала проблема взаимоотношения света и цвета, свои картины они писали открытыми мазками чистого красочного пигмента. Они совершили также переворот в выборе сюжетов, отказавшись от традиционных исторических, религиозных или литературных тем, и обратились к сценам повседневной жизни. Название направления, данное вначале в насмешку неким журналистом, обязано своим происхождением картине Клода Моне Впечатление. Восход солнца (от французского impession - впечатление).

Рассматривая шедевры импрессионизма, созданные мастерами этого направления, можно выделить их общие черты:

· конкретность места и времени действия. На импрессионистских картинах всегда запечатлено мгновение «здесь и сейчас», с учётом освещения, времени суток, погоды, угла зрения;

· акцент на главное (с точки зрения художника). Глядя на картины импрессионистов, зритель словно бросает вместе с ним взгляд в толпу или на природу, выхватывая из реальности краски, силуэты, эмоции, образы — но не сосредотачиваясь на деталях;

· сиюминутность. Возникает ощущение, что мир на картине живёт, люди идут, реки текут — и через мгновение изображение изменится;

· визуальные эффекты. Это ощущение подчёркивают блики, мерцание, трепетание, дрожь, рябь и другие «маркеры» изменчивости;

· жизненность, будничность сюжетов. Поскольку импрессионисты «ловили мгновение», они отказались от традиционных академических сюжетов — исторических, мифологических, религиозных. Главными темами стали пейзажи и сцены из повседневной жизни. Они живописали современность, не чуждаясь простых и даже «низменных» (с академической точки зрения) сцен.

Различные манеры письма подчеркивают мастерство художника и делают живопись более выразительной. Но главную роль в пейзажной живописи играет работа с натурой.

 

Клод Моне, «Руанский собор, западный фасад, полдень».

 

Клод Моне,  «Тополя на берегах Эпте».

Техника исполнения

1) Акварель (от итальян. aquarello) - означает живопись красками на водной основе.

Существуют несколько разновидностей техник акварели:

по-сухому - живопись по сухой бумаге, с просушиванием каждого слоя краски перед нанесением последующего

по-сырому, мокрая акварель, алла прима - живопись по сырой бумаге

 

 

2) Алла прима (аля прим) (произошло от итал. alla prima - в первый момент) - разновидность техники масляной и акварельной живописи, предусматривающая выполнение картины (или её фрагмента) за один сеанс, без предварительных прописок и подмалевка.

3) Батик (от индонезийского ва - хлопчатобумажная ткань и tik - точка) - рисунок на ткани.

Существует несколько типов батика в зависимости от техники его изготовления:

холодный батик - рисунок создается с помощью холодного резервирующего состава. Бывает четырех типов: классический, многослойный, незамкнутая графика, свободная роспись ткани. Свободная роспись бывает в акварельной технике, трафаретной технике и свободной росписи.

 

горячий батик - рисунок создается с помощью горячего резервирующего состава: расплавленного воска или других подобных веществ. Бывает трех типов: прямой однослойный, прямой многослойный и обратный, вытравка.

 

эксперементальный батик - роспись валиками, штамп или поливка расплавленным воском; шибори, планги, бандан или узелковая техника; аэрография.

 

4) Витраж (от франц. vitrage - стекло) - орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из стекла или другого материала, пропускающего свет.

Существует несколько типов витражей в зависимости от техники его изготовления:

Классический витраж (технология Тиффани) - сделан из прозрачных кусков стекла, удерживаемых перегородками из мягкого металла или пластика.

Накладной витраж - получается по технологии фьюзинга спеканием, иногда наклеиванием элементов на основу, при этом отсутствуют металлические соединения между стеклами.

Расписной витраж - на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками.

Плёночный витраж - на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеящаяся пленка (английская технология).

Комбинированный витраж - образуется сочетанием различных технологий создания витража.

 

5) Гравюра (от фр. gravure - вырезать, создавать рельеф) - вид графического искусства, подразумевающий создание разными способами печатных форм.

 

 

6) Гуашь -техника живописи на бумаге, картоне, полотне, шелке, кости плотными матовыми красками из тонко растертого пигмента с водоклеевым связующим с применением белил (гуашевыми красками, гуашью).

7) Коллаж (фр. collage - наклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.

Техник исполнения может быть очень много. Название каждой техники происходит от того материала, которым пользуется автор при создании работы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Перед вами картины художника Винсента Ван Гога, обратите внимание на манеру автора и технику исполнения, подумайте, что объединяет все эти картины:


«Звездная ночь»

 

«Ирисы»

 


«Подсолнухи»

Подумайте, какие из этих картин тоже принадлежат Винсенту Ван Гогу, объясните свой выбор (запищите номера картин, которые вы считаете правильным ответом, в тетрадь; кратко напишите, почему):


1

2


3                                                      4

5                                                       6

                  

7                                                                    8

 

Свои работы можно
- прислать по вотсап: 8 950-33-33-047 (Елена Сергеевна) с подписью: автор работы, класс, имя классного руководителя (писать в самом сообщении)

- оставить в комментариях к посту с заданием в группе: https://vk.com/odpnv
с подписью: автор работы, класс, имя классного руководителя (писать в том же комментарии, где будет размещена работа)


РАБОТЫ БУДУТ ОЦЕНИВАТЬСЯ

 










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: