Творчество Леонардо да Винчи. 1452-1519гг

Внимательно прочитать текст и выполнить письменно, в своих тетрадях задание, ответив на вопросы в конце текста.

Искусство Италии Высокого Возрождения.

Конец XVв. – начало XVIв.

В это время изменилось представление людей о мире, это отразилось не только в величественных масштабах сооружений, фресковых циклов и картин, но и в их содержании, выразительности, значительности образов. Изобразительный язык художников стал обобщённым, мощным и сдержанным.

Творчество Леонардо да Винчи. 1452-1519гг.

Родился в городке Винчи, недалеко от Флоренции, и был внебрачным сыном нотариуса Пьеро да Винчи. Был принят в отцовский дом и получил хорошее образование. В 14 лет обучался у скульптора Андреа Вероккьо. Вероккьо был скульптором и инженером. Его мастерская выполняла самые разнообразные заказы. Ученикам доверяли писать элементы пейзажа или второстепенных персонажей. Леонардо написал одного из ангелов в композиции «Крещение», а также пейзаж дальнего плана, скалистый и безлюдный. Фигуру ангела художник писал не темперными, а маслянными красками. Учитель (Андреа Вероккьо) признался, что ученик превзошёл его. Леонардо владел несколькими техниками рисунка: итальянский карандаш, серебрянный карандаш и сангина. В 1472г. стал членом гильдии Святого Луки. Самостоятельное творчество Леонардо началось, с привычных для искусства того времени, образов Мадонны с младенцем-Христом. Он писал своих Мадонн - освещая их сперди и сзади, это придавало им объёмность.

Картина Вероккъо и Леонардо да Винчи «Крещение Христа».

Мадонна Литта (названа по фамилии владельца картины) 1490-1491гг.

Женщина-мать с младенцем. Она возвышенна, одухотворена, мудра и также мудр младенец Христос на её руках, обративший к зрителю глубокий всезнающий взгляд. Свет падает на зрителя и стены кажутся совсем тёмными. В окне виден пейзаж затянутый голубоватой дымкой. Вся фигура Мадонны залита светом, лицо её спокойно, улыбка, которая готова появиться на её губах. Младенец смотрит на зрителя, придерживая правой рукой - грудь матери, левой – щегла. Это момент отлучения ребёнка от груди. В Мадонне художник показал красоту материнства, вечную жизнь в её не прерывающемся движении. Это основной сюжет.

 

Художник тщательно выписывает одежды Мадонны. Она одета в красное платье, поверх – небесно-голубая накидка. Цветовое сочетание яркое, насыщенное и контрастное. Лицо Мадонны чётко выделяется на тёмном фоне стены, пропорции – идеальны.

В 1482гг. Леонардо едет в Милан к Герцогу Людовику Сфорца, где становится придворным инженером, архетектором, художником. Герцог постоянно вёл войны и Леонардо изобретал для него новые виды оружия. В отличае от своих предшественников (мастеров Раннего Возрождения) Леонардо не чувствовал себя художником и ремесленником - он был учёным: естествоиспытателем, анатомом, физиономистом, интересовался всеми областями науки (особенно много размышлял о стихиях воздуха и  воды). Он полагал: что воздух есть океан частиц, в который погружены все предметы и решил этот океан изобразить. Так появилось знаменитое сфумато – это воздушная дымка в его картинах. Согласно принципу сфумато, воздух смягчает контуры предметов. Чем дальше находится предмет – тем больше он размыт. Ещё одним заказом был портрет супруги богатого флорентийца Бартоломео дельи Джоконде – это была одна из известных картин Леонардо - Монна Лиза или Джаконда, писал он её 2 года. Он вложил свои представления о женственности. Она одновременно прекрасна и некрасива, но молода и зрела. Любую из черт человеческой натуры можно в ней отыскать. Леонардо писал лессировками, накладывая прозрачные краски слой за слоем, поэтому живопись светится изнутри. Таким образом, он до конца довёл прием сфумато.

В 1489г. художник пишет портрет Чичилии Галлерани «Дама с горностаем» на картине изображена фаворитка Людовико Сфорца. Линии рисунка плавные, изящные.

 

В 1499г. Милан захватили французы. В этот период Леонардо пишет дневники, в них труды посвящённые архитектуре, гидравлике, геометрии, геологии, оптике, технике рисунка, анатомические зарисовки черепов, его интересует строение человеческого мозга. В 1490г. художник создал рисунок «Витрувианского» человека». Это иллюстрация к трудам древнеримского архитектора Витрувия, который много внимания уделял пропорциям человеческого тела. Пропорции обнажённых мужчин были названы каноническими, фигуры с разведёнными в стороны руками были вписаны в круг.

 

Художником был выполнен заказ на стене монастыря Санта Мария в Милане. Её высота 3 метра от пола, размер 4,5х8,6 метра.

Христос произносит слова «один из вас предаст меня»- здесь художник проявляет себя как тонкий псхолог и изображает последние мирные минуты Христа перед страданиями. До этого был земной путь наполненный учительством, проповедями, чудесами. Затем Христу предстоят крестные муки и смерть во искупление грехов человеческих. На тайной вечере Спаситель устанавливает таинство причастия, дав ученикам хлеба, вина. И говорит о том, что это его плоть и кровь. Христос окружён любовью учеников, но рядом с ним предательство. Сидящий за одним столом со всеми Иуда, уже получил за него деньги. Иуда таится, но Христос знает о его предательстве, и муках, которые ему предстоят. Этот момент, когда Христос сообщает об этом ученикам и изобразил Леонардо в своей фреске. Он умело расположил учеников за столом, распределив их на группы, выделил Христа, а среди учеников - Иуду. Применил принципы прямой перспективы, изобразил пространство, поместил Христа в центре стола с раскрытыми руками. Фигура его вписывается в равносторонний треугольник. Позади Христа тройное окно – символ Троицы, а его лицо находится над точкой схода всех перспективных линий картины. Апостолы разделены на 4 группы, на их лицах преобладают эмоции. Только в одной группе чувствуется разлад – там, где изображён Иуда. Он отшатнулся, погружённый в свои мысли, он одинок. Так Леонардо выделил предателя.

Для фрески он изобрёл мастику, которой покрыл стену перед написанием её, но сцепление мастики со штукатуркой оказалось непрочной, и под воздействием влаги фреска стала разрушаться. Её восстанавливали несколько раз - переписывая заново. В XX веке все позднейшие стои были сняты и всё, что принадлежало Леонардо, собрали и укрепили на стене.

Художник не мог обходиться без заказчиков и покровителей. Он служил миланскому герцогу Сфорца, флорентийской республике, французскому королю Людовику XII, пытолся получить заказ от римского папы, но безуспешно. Последние годы жизни его преследовало чувство собственной нереализованности, одиночества, ненужности миру. На знаменитом автопортрете  он изобразил себя глубоким старцем. Художник наделил автопортрет  чертами мудреца и страдальца (и это в 60 лет с небольшим).

Последние годы жизни Леонардо да Винчи прожил во Франции при дворе молодого короля ФранцискаI и был придворным художником, но занимался геометрией, математикой, анатомией, системой пропорций, физикой. Там он умер 2 мая 1519 г. (67 лет) и был похоронен в замке Кло-Люсе в городе Амбуаз, Королевство Франция.

Кло-Люсе (фр. Le Clos Lucé) — французский средневековый замок, один из самых известных замков Луары. Дом-музей Леонардо да Винчи.

 

Задание.

Одним из первых крупных заказов, который получил Леонардо, была композиция «Поклонение волхвов» для одного из флорентийских монастырей».

1. Какие задачи поставил художник, выполняя эту композицию?

2. Что помогло объединить фигуру Девы Марии с младенцем и волхвов в единое пластическое целое?

3. Найти самостоятельно, в любых источниках, понятие кьяроскуро и сфуматто?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: