Использование военно-исторического материала на уроках русского языка

Иштуганова К.В.

Филологический факультет

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет»

г. Оренбург, Россия

Обращение к военно-историческому материалу на уроках русского языка призвано сформировать у обучающихся подлинно гражданские чувства, пробудить интерес к истории страны, к ее трагическим страницам. На наш взгляд, военно-исторический материал является дидактическим межпредметным материалом, который может быть использован в широком контексте для решения языковых, правописных и речевых задач [2, с. 133; 3].

Опора на исторический материал при овладении речью имеет значительный образовательный и мировоззренческий  потенциал. Значение исторического материала в учебно-воспитательном процессе следует понимать так: он имеет потенциал для различных форм и способов работы с учениками и для самостоятельной научно-поисковой деятельности учеников [1].

Внедрение таких функциональных способов обучения содействует осуществлению духовно-нравственного становления и воспитания учащихся в согласовании с требованиями ФГОС. Применительно к русскому языку этот материал можно использовать на уроках развития речи, при объяснении новой темы, в качестве индивидуального раздаточного материала, творческих и домашних заданий. Для выполнения некоторых заданий (например, написание сочинений, рефератов, выполнения творческих письменных работ, исследовательских работ) учащимся предлагается самостоятельно поработать с историко-военным материалом.

Покажем возможные методические пути применения на уроке русского языка военно-исторического материала. Объединяющим все задания было выбрано слово-концепт рейхстаг. Мы предлагаем языковые и речевые задания на основе цифровых ресурсов.

Задание 1. Посмотрите на фотографии 2020 года и 1945 года. Что это за архитектурное сооружение? Дайте толкование слова рейхстаг. Обратитесь к словарю. Составьте словник, необходимый для описания здания и его реставрационного изменения. Подберите 4 эпитета и 2 фразеологизма для описания разрушенного рейхстага 1945 года.

Примерный словник: рейхстаг, Знамя Победы, кайзер, бундестаг, глобальная реставрация, надписи, архитектурный облик, реконструкция, восстановление, колонна, купол, панели.

 

 

· Подготовьте устный ответ на вопросы: Какое значение имело взятие рейхтага советской армией в 1945 году? Какое историческое значение приобрело сегодня здание рейхстага для современной Германии?

Следующий вид работы предлагаем на одном тексте, но с вариативными заданиями.

Задание 2 (А). Прочитайте фрагмент из книги Сбойчакова М. И. «Они брали Рейхстаг».

К годовщине штурма рейхстага редакция газеты «Макеевский рабочий» заказала статью. Виктор написал краткие, но довольно эмоциональные воспоминания о штурме, о том, как их группа разведчиков пробиралась через площадь. В них были и такие строки:

«Никогда не забыть дни конца апреля и начала мая 1945 года. Мне в числе других выпало счастье быть участником этих исторических боев, штурмовать германскую столицу, немецкий рейхстаг и водружать на нем Знамя нашей Победы.

Берлин… Ненависный, проклятый миром город! Мы думали о нем еще в начале войны, когда грудью отстаивали Ленинград и Москву когда мерзли в топких калининских болотах. Никогда не покидала нас мысль об этом городе, откуда словно спрут протягивал чорные лапы германский фашизм. И мы говорили себе, Мы будем в Берлине. Будем во что бы то не стало!

И вот Берлин перед нами… За четыре года войны я не видел у бойцов такого энтузиазма, как в эти последние дни войны. И хотя победа была близка, а вместе с ней близко счастье мирной жизни, каждый шел на смерть без страха и колебаний.

· Прочитайте текст. Исправьте орфографические и пунктуационные ошибки в 3 абзаце приведенного ниже текста.

Задание 2 (Б). Прочитайте фрагмент из книги Сбойчакова М. И. «Они брали Рейхстаг».

Попробуйте восстановить пропущенные слова в четвертом абзаце текста.

К годовщине штурма рейхстага редакция газеты «Макеевский рабочий» заказала ему статью. Виктор написал краткие, но довольно эмоциональные 'воспоминания о штурме, о том, как их группа разведчиков пробиралась через площадь. В них были и такие строки:

«Никогда не забыть дни конца апреля и начала мая 1945 года. Мне в числе других выпало счастье быть участником этих исторических боев, штурмовать германскую столицу, немецкий рейхстаг и водружать на нем Знамя нашей Победы.

  Берлин… Ненавистный, проклятый миром город! Мы думали о нем еще в начале войны, когда грудью отстаивали Ленинград и Москву, когда мерзли в топких калининских болотах. Никогда не покидала нас мысль об этом городе, откуда, словно спрут, протягивал черные лапы германский фашизм. И мы говорили себе: «Мы будем в Берлине. Будем во что бы то ни стало!»

И вот _______ перед нами… За четыре года войны я не видел у _______ такого энтузиазма, как в эти последние дни ______. И хотя _______ была близка, а вместе с ней близко счастье ______ жизни, каждый шел на ______ без страха и колебаний.

Задание 3. Соотнесите предложения и лексические приемы, используемые в них

Предложения Лексические приемы
Уже совсем близок главный вход рейхстага – высоченные колонны, огромные, как ворота, двери и широкие ступени. Фразеологизм
Петр бежал к рейхстагу наперекор всему. Метафора
Из последних сил поднялся на следующую ступеньку и упал у подножия колонны. Сравнение

 

Задания 4. Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения. Выполните морфологический разбор выделенного слова (знаки препинания не расставлены):

Теперь уже можно разглядеть здание рейхстага окна заложены кирпичом некоторые продырявлены снарядами массивные двери у одной внизу пролом.

v Фонетический разбор слова рейхстаг.

Задания 5. Прослушайте песню Азалии Зиннаты «Я не была в то утро у рейхстага». Какую историческую неточность вы услышали в песни? Что вы знаете о Знамени Победы? Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Почему Знамя Победы было уставлено на рейхстаге?».

Задание 6. Посмотрите фрагмент документального фильма (художественного фильма «Освобождение») о штурме рейхстага. Представьте себя в роли военного корреспондента и возьмите интервью «через года» у солдата, который участвовал во взятии рейхстага.

Задание 7. В современном мире здание рейхстага полностью отреставрировали, и большинство надписей убрали, однако есть стены, остающиеся нетронутыми.

Прочитайте текст из воспоминания Софьи Адамовны Кунцевич, старшины, санинструктора стрелковой роты. Определите главную мысль, идею текста. Какую дополнительную информацию о рейхстаге мы узнаем из текста? Подберите заголовок к тексту.

«На войне, кто о чем мечтал: кто домой вернуться, кто дойти до Берлина, а я об одном загадывала - дожить бы до дня рождения, чтобы мне исполнилось восемнадцать лет. Почему-то мне страшно было умереть раньше, не дожить даже до восемнадцати. Ходила я в брюках, в пилотке, всегда оборванная, потому что всегда на коленках ползешь, да еще под тяжестью раненого. Не верилось, что когда-нибудь можно будет встать и идти по земле, а не ползти. Это мечта была!..

Дошла до Берлина. Расписалась на рейхстаге: «Я, Софья Кунцевич, пришла сюда, чтобы убить войну».

Задание 8. Вспомните, в каком фильме герой мечтал расписаться на самой высокой уцелевшей стене, чтоб сказать: «Развалинами рейхстага я удовлетворен».

(Просмотр фрагмента фильма «В бой идут одни старики»).

Напишите сочинение-размышление на тему по выбору: «Они убили войну!», «И позже история все подытожит. Россия слагалась из наших имен (А.Дементьев)»

На материале упражнений, предложенных нами на примере темы взятие рейхстага, наглядно проиллюстрировано, как решаются языковые, правописные, коммуникативно-речевые задачи и исследование «жизни слова» в словаре и тексте на исторически ориентированном межпредметном материале.

Использование военно-исторического материала в качестве дидактического средства в процессе обучения русскому языку формирует когнитивное и интеллектуальное пространство языковой личности обучающегося, нравственно-эмоциональное отношение учащихся к истории своей страны и, что немаловажно, воспитание патриотических чувств [1]. Военно-исторический материал позволяет обучающимся ощутить связь времен и поколений, обрести духовную поддержку и жизненную опору в будущем.

Литература

1. Асеева,  Д.В. Воспитание ценностного отношения к военной профессии на уроках русского языка /   Д.В.  Асеева, Г.М.  Кулаева / / Русский язык в школе.  – 2017. – № 9. – С. 16-20.

2. Кулаева Г.М. Использование межпредметного коммуникативно-речевого дидактического материала на уроках русского языка/ Г.М. Кулаева / Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Научный журнал. Выпуск 59. Часть 2. –  Ялта: РИО ГПА, 2018. – С. 133 – 135. -

3. Кулаева,  Г.М. Историко-краеведческий материал как фактор усиления региональной проблематики в обучении письменной речи учащихся 5-9 классов / Г.М. Кулаева // Пятые Моисеевские чтения: историко-культурный и лингвистический ландшафт региона: Материалы Международной научной конференции, посвящённой 100-летию Оренбургского государственного педагогического университета, 275-летию Оренбургской губернии и 285-летию образования Оренбургской комиссии [Электронный ресурс]. Оренбург, Оренбургский государственный педагогический университет, 3 – 4 октября 2019 г. / сост. и науч. ред. П. А. Якимов. – Оренбург: «Издательство “Оренбургская книга”», 2019. – С. 97-100.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: