Природные ресурсы – это средства существования людей, которые не созданы их трудом, но находятся в природе

Тема 5.3. Лекция 1 «Охрана природы и основы рационального природопользования»

Законспектируйте лекцию, выберите одну из четырех тем реферата (объем реферата не более 12 страниц, шрифт 14, интервал 1,5, наличие ОГЛАВЛЕНИЯ и соответствие текста оглавлению обязательно!)

Срок выполнения до 23 мая 2020г

Конспект и реферат вышлите на почту с указанием фамилии, имени, даты проведения занятия, номер подгруппы

dmitry.smirnov1974@yandex.ru

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

Реферат «Ресурсы животного мира Московской области».

Реферат «Растительные ресурсы Московской области».

Реферат «Особо охраняемые природные территории Московской области».

Реферат «Современное состояние окружающей природной среды Московской области».

«Условия устойчивого состояния экосистем».

План:

1. значение экологических знаний;

2. понятие, задачи, структура экологии, уровни организации жизни;

3. законы экологии (по Б. Коммонеру);

4. учение о биосфере В.И.Вернадского;

5. классификацию природных ресурсов.

 

1) Существует образное выражение, что мы живём в эпоху трёх «Э»: экономика, энергетика, экология.

Термин экология был введён в употребление немецким испытателем – Э. Геккелем (1866 г.).

Экология в переводе с греческого – наука о доме или домоводстве. На протяжении прошлого века до 60-70 гг. экология рассматривалась как часть науки биологии. Человек в этих системах не рассматривался. Предполагалось, что его взаимодействие с окружающей средой подчинялось не биологическим, а социальным законам. В настоящее время термин экология существенно трансформировался, в связи с тем, что человек сильно влияет на окружающую среду. Поэтому возникла необходимость экологических знаний для всех специалистов.

Экология – наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают.

Главная цель – вывести человечество из глобального экологического кризиса на путь устойчивого развития, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений.

2)Уровни организации жизни:

Экосистема – любая совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой может поддерживаться круговорот веществ.

В состав любой экосистемы входят:

а) комплекс неживой природы (воздух, вода, земля, горные породы…);

б) комплекс автотрофных организмов – продуценты (растения);

в) комплекс гетеротрофных организмов – консументы (животные);

г) микроорганизмы – редуценты.

2. Биоценоз – совокупность растений, животных и микроорганизмов, населяющих относительно однородное жизненное пространство (биотоп).

3. Популяция – группа особей одного вида, занимающая однородное пространство, находящихся во взаимодействии и воспроизводящих себя в поколениях.

4. Природные ресурсы – компоненты и свойства природной среды, которые используются или могут быть использованы для удовлетворения разнообразных потребностей человеческого общества.

Природные ресурсы:

Неисчерпаемые – солнечная радиация, воздух, энергия ветра, приливов, Мировой океан.

Исчерпаемые:

а) невозобновимые – полезные ископаемые;

б) возобновимые – чистый воздух, пресная вода, растения и животные, плодородная почва.

Структура современной экологии:

Теоретическая экология вскрывает общие закономерности организации жизни, в том числе в связи с антропогенным воздействием на природные системы.

Прикладная экология изучает механизмы разрушения биосферы, способы предотвращения этого процесса и разрабатывает принципы рационального природопользования.

Социальная экология изучает взаимоотношения в системе «человеческое общество – природа».

3) Законы экологии (Б. Коммонер):

Всё связано со всем - отражает всеобщую связь процессов и явлений в природе.

Всё должно куда-то деваться – базируется на положении сохранения вещества и энергии.

Природа «знает» лучше – ориентирует на действия, согласующиеся с природными процессами, сотрудничество с природой.

Ничто не даётся даром – всё, что извлечено из природы, должно быть возмещено.

4) Учение о биосфере создано В.И.Вернадским. Биосфера – это окружающее Землю пространство, в котором существует или когда-либо существовала жизнь, то есть где встречаются живые организмы или продукты их жизнедеятельности (например, полезные ископаемые органического происхождения). Главным компонентом биосферы является живое вещество – совокупность всех живых организмов, выраженная через массу, энергию и химический состав и составляет 0,01% от массы всей биосферы.

В нашей стране экологическая обстановка в некоторых районов оказалась катастрофической.

Причины:

1. Создание быстрыми темпами военного и промышленного потенциалов. Ради этой цели пренебрегали не только природными ценностями, но и интересами граждан страны (низкая заработная плата, уменьшение и сокращение товаров народного употребления).

ПДК – предельно-допустимая концентрация загрязняющего вещества или группы веществ, превышение которой приводит к негативному влиянию на ОПС, здоровье человека и последующих его поколений.

Виды ПДК:

ПДК рабочей зоны;

ПДК максимально-разовая;

ПДК среднесуточная.

Размерность ПДК:

ЗВ в почве - мг/г, мг/кг

ЗВ в воде  - мг/л

ЗВ в воздухе - мг/м куб.

Как устанавливается ПДК?

Проще всего с веществами, которые непосредственно влияют на здоровье человека (ртуть, угарный газ, мышьяк). Их концентрации устанавливаются достаточно уверенно.

Как быть с веществами, которые не сразу влияют на здоровье человека?

Методом лабораторных исследований и набором статистики. Радиационное заражение (Чернобыль (АЭС) – 1986 г.)

При установлении ПДК ЗВ необходимо учитывать возможность круговорота элементов и веществ в пищевых цепях и возможность накопления. Например: рыба, выловленная в реке, содержит намного больше ртути, чем ртути содержится в самой воде.

5) Природные ресурсы и рациональное природопользование.

Природные ресурсы – это средства существования людей, которые не созданы их трудом, но находятся в природе.

К ним относятся вода, почва, полезные ископаемые, минералы, растения, животные. Природные ресурсы дают людям пищу, одежду, кров, сырьё для промышленности.

Классификация природных ресурсов:

1. По использованию:

1. Производственные

2. Здравоохранительные

3. Эстетические

4. Научные

2. По принадлежности к тем или иным компонентам природы:

1. Земельные

2. Водные

3. Лесные

4. Минеральные

5. Энергетические

Энергетические ресурсы:

Возобновляемые Невозобновляемые
Энергия процессов фотосинтеза Энергия прямого испарения солнечных лучей Гидроэнергия Энергия приливов и волн Энергия ветра Энергия процессов испарения и выпадения осадков Геотермальная Тепловая, основанная на разности температур между атмосферой и поверхностью суши и воды Уголь Нефть Газ Сланцы Торф Лёгкие элементы (H2, He, Li) Ядерное топливо

 

Несмотря на большое количество видов ресурсов человек использует только некоторые из них: мускульная сила людей и животных, энергия ветра, древесина были основными источниками энергии 150-170 лет назад; сейчас: каменный уголь, нефть, природный газ, гидроэнергия, ядерная энергия.

Классификация природных ресурсов:

Природные ресурсы делятся на не возобновляющиеся и возобновляющиеся:

Не возобновляющиеся Возобновляющиеся
Все минеральные ресурсы (полезные ископаемые): руда; каменный уголь; природный газ; нефть; строительные материалы (песок, щебень) воздух (кислород); вода; растительный и животный мир; некоторые вещества минерального происхождения (соли, осаждающиеся в озёрах и морских лагунах)
Добыча и использование этих ресурсов неизменно приводит к их истощению. Эти ресурсы по мере использования могут восстанавливаться.

 

Ресурсы и последствия их использования:

Лесные ресурсы Возобновляются под действием естественных сил природы, восстановление долговременное, хвойные леса восстанавливаются 80-100 лет. Последствия: Усиление паводков; Селевые потоки; Обмеление в летний период; Эрозия (разрушение почв); Климат становится более сухим и континентальным; Возникновение суховеев, отрицательное влияние на сельское хозяйство.
Плодородные почвы Основное свойство почвы – Плодородие – это способность обеспечивать растения питательными веществами и водой. В почве непрерывно совершается кругооборот химических элементов. Происходит непрерывная миграция элементов по схеме: почва ->растение ->почва. Почва и ее плодородие – незаменимый источник пищевых ресурсов для человека, главное природное богатство, от которого зависит наша жизнь. Последствия: городское, промышленное, транспортное строительство - изымаются земли из с/х оборота; строительство гидростанций, заполнение водохранилищ -затопление ценных пойменных земель. чрезмерный выпас скота – значительная часть пастбищ разрушается и постепенно превращается в бесплодные пустыни. Использование тяжёлой с/х техники, которые превращают плодородную почву в пыль.
Водные ресурсы Самое распространённое вещество, обеспечивающее существование людей на Земле. Входит в состав клеток любого животного и растения. Сложные биохимические реакции в животных и растительных организмах могут протекать только при наличии воды. Климат и погода на планете во многом определяется наличием водных ресурсов и содержанием водяного пара в атмосфере. Вода – это компонент большинства промышленных установок и технологий. Добыча нефти и подавляющее большинство нефтехимических процессов и переработок связанно с использованием больших объемов воды. Наибольший потребитель воды– сельское хозяйство. Водная среда – среда обитания морских животных и растений. Водные ресурсы состоят из стока рек, подземного стока и запасов почвенной влаги. Недостаток пресной воды: географический фактор. непрерывное увеличение потребления воды промышленностью и с/х. снижение количества воды в реках (уменьшение годового стока) - следствие вырубки лесов и осушения болот, загрязнения водоемов сточными водами. Основной путь преодоления дефицита водных ресурсов: рациональное использование водных ресурсов (маловодные технологические процессы и замкнутое водопотребление)  в с/х – сокращение потерь при транспортировке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: