Роль философии права в научно-правовом исследовании

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

               

Роль философии права в научно-правовом исследовании

по дисциплине: «Философия права»

 

 

Выполнил:

студент: группы МЮЗ-102

заочной формы обучения

Климова Наталья Викторовна

подпись___________

                                             

Проверил:

Преподаватель: доцент, к.ф.н.,

Копелян Мария Марковна

Оценка______________

Подпись_____________

«_____» ____________2020 г.

 

Волгоград 2020

Роль философии права в научно-правовом исследовании

Человек по своей природе стремится к совершенствованию, планированию своего будущего, а самые передовые политики и философы создают политические и правовые идеалы, модели политических и правовых систем. Их реализация меняет общество, государство и право. Изучение истории философии права дает возможность понять причины возникновения политико-правовых проблем, их актуализацию.

Философско-правовые исследования ведутся с античных времен, но сама философия права и термин «философия права» возникли в ХVIII в.

Термин «философия права» стал популярен после опубликования работы Г. Гегеля (1770—1831) «Философия права» в 1820 г. Предмет философии права, по Г. Гегелю, — идея права. А сама философия права есть раздел философии, исследующий право. «Философская наука о праве имеет своим предметом идею права — понятие права и его осуществление». У Гегеля было определение предмета и определялось место философии права как составной части философии.

Философия права есть теоретический анализ государственно-правовых явлений, который начинается с эмпирического познания политической, законотворческой и правоприменительной практики, превращающейся в дискурс. Предметом философии права является критический анализ процессов возникновения и сущности права, соотношения права и свободы, права и справедливости, взаимодействие права с моралью и другими социальными регуляторами. Какова же роль философии права в научно-правовом исследовании?

Назначение философии права видится в следующем: рассмотрение таких общих вопросов, как понятие природы права, «сущность справедливости, правонарушение и наказание, права личности и т. д.»[1]

В других случаях роль и назначение дисциплины усматриваются в том, что она представляется в виде отрасли знаний или учения, «имеющего дело с юридическим мышлением».

С другой стороны, роль и назначение философии права усматриваются в том, что она выступает «в виде системного основания любого правового исследования». Это обусловлено:

- Во-первых, «выдвижением философии в качестве теоретической основы и исходной системы методов в правовых исследованиях»;

- Во-вторых, использованием общенаучных положений и выводов, формируемых в процессе проведения междисциплинарных исследований и используемых в познании правовой действительности;

- В-третьих, ориентиром на широкое и активное использование в правовом исследовании «чисто научных методов»;

-В-четвертых, сосредоточением внимания на переходе «от научно-познавательной к непосредственно практической деятельности». [2]

Именно философия права, используя, прежде всего, всеобщие диалектические методы в их приспособленном для познания правовых явлений и процессов виде, обеспечивает методологическое единство отраслевых юридических наук.

Из того факта, что всеобщими диалектическими методами пользуются и все другие науки, в том числе и отраслевые юридические, нельзя делать вывод, в частности, о том, что не только философия права, но и все юридическое науки имеют методологические функции. Конечно, отраслевые юридические науки могут вырабатывать (и нередко вырабатывают) отдельные методологически значимые для ряда частных проблем положения, но отсюда не следует, что функциональное назначение этих наук состоит в разработке методологии правоведения.

Задача же философии права именно в том и состоит, чтобы разрабатывать методологию всех правовых явлений и процессов, в том числе и тех, которые изучаются отраслевыми юридическими науками.

Именно философия права обладает в большей мере, чем любая другая отрасль или направление юридического знания, методологической значимостью, выполняет основные методологические функции в системе юридических наук.

Эта роль философии права обусловлена тем, что благодаря ей создаются методологические основания для всего правоведения, для всех отраслевых юридических наук, вырабатываются общие принципы, пути и методы познания, использования и преобразования правовой действительности, применяемые всеми отраслевыми юридическими науками в процессе исследования специальных правовых объектов.

Иначе говоря, философия права использует добытые отраслевыми юридическими науками знания для дальнейшего, более всестороннего и глубокого познания правовой действительности и перспектив ее совершенствования.

Философия права является по отношению к философии специальной наукой, но вместе с тем она выступает в качестве общей науки, выполняющей методологическую миссию по отношению к более узким разделам правоведения, т. е. к отраслевым юридическим наукам.

Подобно тому как, например, общая биология, опираясь на философию, вооружает общими подходами и методами исследования все разделы биологической науки (ботанику, зоологию и т. д.), так и философия права разрабатывает методологические проблемы правоведения, вооружает подходами, принципами, общими методами исследования все отраслевые юридические науки.

Наряду с названными представлениями в научной литературе высказываются и иные мнения по вопросу о роли и назначении философии права. Однако, несмотря на то что они зачастую весьма разнятся друг от друга, в конечном счете большинство из них сводится к тому, что когда речь идет о роли философии права, то фактически имеются в виду ее функции, а когда рассматривается вопрос о назначении данной дисциплины, то подразумеваются стоящие перед ней задачи. Следуя элементарной логике, можно сказать, что роль философии права, независимо от того, как она представляется и как воспринимается, по общему правилу конкретизируется и проявляется в ее функциях.

В связи с этим сам собой напрашивается вывод о том, что для более глубокого и всестороннего понимания роли философии права необходимо обратиться к обстоятельному рассмотрению ее функций.

В современной отечественной и зарубежной литературе предлагается несколько вариантов идентификации и классификации функций философии права.

Рассматривая последние в виде «конкретных служебных способностей данной теоретической дисциплины, свидетельствующих об ее социальном назначении», одни авторы называют в числе функций философии права такие основные направления ее влияния на процесс познания права и на окружающую ее правовую жизнь, как методологическая, ценностно-ориентационная, познавательная и воспитательно-образовательная функции.

Другие авторы выделяют в качестве основных такие функции философии права, как мировоззренческая, аксиологическая, методологическая, теоретико-познавательная и праксиологическая. Особо отмечая, что «реализовать эти важные функции философия права может лишь в том случае, если она имеет свой собственный предмет познания», исследователи в то же время исходят из того, что, будучи функциями философии права, данные направления ее проявления и воздействия вовне являются одновременно и функциями «философии вообще».

По мнению третьей группы исследователей, к числу функций философии права, «совокупность которых определяет ее теоретические возможности», следует отнести такие направления ее воздействия на правовую среду и на процесс ее познания, как методологическая, онтологическая, гносеологическая, мировоззренческая, аксиологическая и воспитательная функции.

Наряду с названными вариантами идентификации и классификации функций философии права выделяются и иные ее варианты. В частности, называются такие функции этой дисциплины, как: а) «функция легитимности права с точки зрения внешних принципов», включающая в себя онтологию, эпистемологию и методологию права; б) функция определения социальной природы права, а также «его внутренних возможностей и внешних границ»; в) теоретико-познавательная функция, заключающаяся в рассмотрении и оценке права с позиций социального и правового идеала, в соотнесении действующего права с виртуально-идеальным правом и др.

Анализируя высказанные в отечественной и зарубежной литературе точки зрения и подходы к определению и приводимому перечню функций философии права, нетрудно заметить, что наряду с разноголосицей в этих вопросах ряд позиций авторов в отношении основных направлений воздействия данной дисциплины на право и на процесс его познания или полностью совпадают, или же довольно близки к такому совпадению. Это касается, в частности, выделения и идентификации таких функций, как методологическая, познавательная, мировоззренческая, воспитательная и некоторые другие.

Исходя из того, что каждая функция философии права отражает различные стороны данной дисциплины и способствует формированию общего представления о ней в целом, а также о выполняемой ею роли и о ее назначении, в плане исследуемой темы остановимся на кратком рассмотрении некоторых, наиболее значимых из них.

Среди такого рода функций следует выделить, прежде всего, методологическую функцию философии права.

Основной смысл и содержание этой функции заключаются в том, что на теоретическом уровне философия права выступает по отношению ко всей системе правоведения как наиболее значимое в методологическом плане явление.

Говоря о методологической функции философии права, следует указать на то, что методология как исходный и вместе с тем ключевой феномен рассматривается при этом не только в традиционном, широко распространенном понимании как система методов, принципов и способов«организации и построения теоретической и практической деятельности», но и в представлении о ней как об учении о данной системе.

В последнем случае, когда методология воспринимается в процессе изучения правовой материи как учение о системе методов, принципов и способов ее познания, то имеется в виду, что этим учением охватываются не отдельные блоки, а весь спектр этих средств, используемых при исследовании права, включая общефилософские (диалектика, метафизика), общенаучные (анализ, синтез, наблюдение, сравнение и др.) и социально-философские методы и средства (системные, структурные, функциональные и иные).

Разработка и применение различных методов познания правовой материи, равно как и развитие учения о них, являются важной составной частью содержания методологической функции философии права, но не единственной и не исчерпывающей ее. Другая ее, не менее важная составная часть заключается в разработке категорий, имеющих принципиальное значение для всестороннего и углубленного познания правовой материи и определения ее основания. Однако, как подмечают исследователи, поскольку до сих пор философы не занимаются решением этой задачи, очевидно, по причине того, что им не хватает «юридических знаний, и тем более опыта законодательной или правоприменительной деятельности», то поэтому философско-правовые проблемы, включая разработку категорий, приходится решать юристам-теоретикам. Естественно, поскольку, в свою очередь, «юристам зачастую не хватает философской культуры», то наиболее оптимальным вариантом в решении этих задач, по мнению авторов, с которым нельзя не согласиться, был бы творческий союз философов и юристов.

Наряду с методологической функцией философии права следует выделить также мировоззренческую и примыкающую к ней аксиологическую функцию.

Мировоззренческая функция имеет своей целью и основным своим назначением выработку общего представления и адекватного понимания правовой жизни, места человека в окружающей его глобальной и локальной правовой среде, его отношения к правовой действительности.

На основе и в соответствии с этими взглядами вырабатываются в обществе и у отдельных его членов определенные убеждения, идеалы, а вместе с тем и принципы познания правовой материи и деятельности людей. Варьируясь в зависимости от социального положения и условий жизни человека и в конечном счете предопределяясь этими факторами, мировоззрение, а вместе с ним и мировоззренческая функция философии права проявляют огромный практический смысл путем оказания значительного влияния на отношение людей к правовой материи как к таковой вообще и к определенным правовым системам в частности, на характер их поведения, интересы в правовой сфере и за ее пределами, на их жизненные стремления.

По сравнению с мировоззренческой функцией философии права, акцентирующей внимание на формировании общего представления человека о правовом мире и его месте в нем, аксиологическая функция этой дисциплины исходя из сложившегося в философской литературе понимания аксиологии как «философского учения (науки) о ценностях, об их происхождении и сущности, об их месте в реальности» фокусирует внимание исследователей в процессе познания права на его ценностной оценке в целом, а также отдельных его форм и проявлений. Имеются в виду, в частности, сущность и содержание права, его роль и назначение, сущее и должное в праве, законное и противозаконное, правомерное и неправомерное и т. д.

В плане раскрытия характера и особенностей аксиологической функции философии права как одного из направлений познания права, связанного с его ценностной оценкой, следует помимо «оценок общего порядка» учитывать также такие весьма важные в теоретическом и практическом плане обстоятельства, согласно которым: а) право как целостное явление, равно как и его отдельные составные части, приобретает ценностную характеристику лишь в той степени или мере, в какой оно выступает регулятором общественных отношений и носителем определенной культуры, информации и интересов; б) подобно всему общественному бытию человека, ценностная оценка права и его составных компонентов может быть дана не иначе как только при возникновении и в аспекте субъектно-объектного отношения; в) поскольку ценность права, так же как и любого иного явления, -- это есть, как отмечают философы, «свойство социума и его составных компонентов», а оценка является «неотделимым элементом сознания, сформировавшегося в ходе человеческой деятельности»[3]., то исходя из этого можно сделать вывод о том, что ценностная оценка права как такового или отдельных его частей непременно будет иметь относительный, релятивный характер; г) ценностная оценка, как и сама ценность права, может проявляться в разных видах и классифицироваться по разным основаниям. Она может быть положительной или отрицательной, объективной или субъективной, материальной или духовной, проведенной с общечеловеческих, национальных или индивидуальных, личностных позиций.

Важное значение для формирования общего представления о философии права в целом, а также о выполняемой ею роли и ее назначения, кроме названных, имеют также такие ее функции, как онтологическая, суть которой, по мнению исследователей, заключается в том, что философия права «сама, своими методами исследует природу и сущность правовой реальности, ее способы и формы существования»; гносеологическая функция, проявляющаяся в способности философии права всеми имеющимися у нее средствами оказывать влияние и прямое содействие процессу познания правовой материи другими - юридическими и неюридическими науками; воспитательная функция философии права, способствующая наряду с другими дисциплинами, объектом изучения которых является право, не только его познанию, но одновременно и выработке уважения к нему как регулятору общественных отношений, формирующему и поддерживающему определенный порядок в обществе, а также как выразителю и носителю определенного уровня развития общей и правовой культуры того или иного общества.

Каждая из функций философии права, как это следует из их рассмотрения, отражает лишь отдельную сторону или направление воздействия данной дисциплины на окружающую ее правовую среду, а вместе, они создают общую картину функциональной роли и назначения искомой дисциплины как по отношению к процессу познания правовой материи, так и по отношению к другим, имеющим объектом своего познания право, дисциплинам.

Философия права есть не что иное, как интеграция всей совокупности принципов познания, выработанных ею самой, философией и комплексом юридических наук, применяемых в процессе исследования специфики правовой действительности, ее развития и преобразования. Она исторически возникла не сама по себе и не из самой себя, а в результате изучения конкретных проявлений права. В процессе такого изучения постепенно обнаруживалось, что всем правовым объектам свойственны общие черты, особенности, которые могут быть познаны с помощью определенных подходов, способов, методов, приемов. Так зарождалась и обогащалась философия права, основной, главный смысл которой состоит в гносеологическом обслуживании отраслевых юридических наук, изучающих отдельные, особенные и частные проявления права. Следовательно, философия права — продукт философии, общей теории права и всего комплекса юридических наук. Ее назначение состоит в том, чтобы вооружать все отраслевые юридические науки методологическим инструментарием.

 

 


[1] Синха СП. Юриспруденция. Философия права. М., 1996. С. 5..

 

[2] Баранов П.П., Верещагин В.Ю., Курбатов В.И., Овчинников А.И. Философия права. Ростов-на-Дону, 2004. С. 7..

 

[3] Краткий философский словарь. С. 10, 11. 2 Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. Указ. соч. С. 25



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: