Инсценировки по сказкам Пушкина

Конспект урока по чтению

 

на тему: «Знакомство с произведениями

 

А.С. Пушкина» с использованием

 

инсценировок произведений автора.

 

 

1класс

 

Цель: Познакомить с творчеством А. С. Пушкина.

 

Задачи: Образовательная: продолжать знакомить учащихся с творчеством А.С. Пушкина, научить узнавать персонажей его сказок, научить видеть красоту пушкинского языка, продолжать отрабатывать навыки вдумчивого, осознанного выразительного чтения, обучить простейшему анализу прочитанного, анализу иллюстраций.

              

            Развивающая: развивать речь, мышление, воображение, память, внимание, творческие способности; продолжать работать над техникой чтения.

 

           Воспитательная: воспитать любовь к родному языку, к родной литературе, к поэзии.

 

Оборудование: учебник «Русская азбука» (1кл.) В.Г. Горецкий; аудиозаписи произведений поэта и о поэте «Здравствуй, Пушкин» из серии «Литературно-художественная фонохрестоматия для начальной школы», с записями классической музыки; портрет А.С. Пушкина, книги с его сказками, иллюстрации к сказкам, у детей – альбомные листы, учебники, цветные карандаши, костюмы к инсценировкам.

 

ХОД УРОКА:

Организационный момент.

Сообщение темы урока.

  

Дорогие ребята, сегодня на уроке мы будем знакомиться с произведениями великого русского поэта А.С. Пушкина. Наверняка многим из вас уже читали некоторые его сказки дома или в детском саду, возможно, кто-нибудь из вас смотрел фильмы и мультфильмы, поставленные по его произведениям.

Биография поэта (обзор).

В прошлом году исполнилось 200 лет со дня рождения Пушкина. А родился он 6 июня 1799 года в городе Москве. До 13 лет он обучался дома с домашними учителями, которых называли гувернерами. Затем он поступил в лицей, а после его окончания стал печатать свои стихи в журналах и отдельных книгах. За всю свою жизнь Пушкин написал очень много произведений. Одно из самых известных – это стихотворение «Зимний вечер», отрывок из которого я вам сейчас прочитаю.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

 

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

 

Это стихотворение в школе учат многие дети. Сын одного известного детского писателя Даниила Хармса тоже однажды выучил это стихотворение и у них произошел один очень интересный разговор об этом произведении и о Пушкине. Давайте послушаем его. (Включается запись «Д. Хармс «О Пушкине» с аудиокассеты «Здравствуй Пушкин»).

Задаются вопросы о прослушанном.

- Зачем Пушкину была нужна няня?

- Чему она научила его?

- Писал ли стихи Пушкин, когда был маленький?

- На каком языке он их писал? Почему?

- Кто занимался с Пушкиным русским языком?

 

Анализ иллюстрации и текста учебника.

 

А теперь давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике, на которой нарисован Пушкин.

- Где сидит Пушкин? (под дубом)

- Почему под дубом? (дети вспоминают стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый…»)

- Что такое Лукоморье? (сказочная страна, придуманная Пушкиным)

- Почему у Лукоморья стоит именно дуб? (потому что это символ долголетия, мудрости и спокойствия)

- Что мы видим в левом углу картинки? (золотую рыбку и рукопись)

- Как вы думаете, рукопись какой сказки это может лежать? («Сказки о рыбаке и рыбке»)

- Почему перед Пушкиным горит свеча? (потому что раньше писали при свечах; Пушкин несет свет людям своими произведениями)

- Что он держит в правой руке? (золотое перо)

- Почему золотое? (потому что его произведения для нас драгоценны)

- Что у него лежит под левой рукой? (лира)

- А почему лира? (потому что лира обозначает русскую поэзию)

- Почему Пушкин такой задумчивый? (он обдумывает новую сказку)

 

А теперь прочитаем, что написано под иллюстрацией.

- Как вы понимаете слово мир? (его произведения читают люди всех стран)

- Как вы понимаете слова слава и гордость Родины? (своими произведениями он прославил русскую поэзию; мы гордимся, что это именно русский поэт)

Текст выразительно читается детьми.

 

 

Инсценировки по сказкам Пушкина.

 

А.С. Пушкин написал много сказок для детей. Давайте вспомним эти сказки.

(Дети выходят к доске, рассказывают наизусть заранее подготовленные отрывки из сказок. Класс узнает название сказки и ее героев).

 

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

 

Заняты: Насонова С., Бавыкина Е., Овчинникова А.

 

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, -

Говорит одна девица, -

То на весь крещенный мир

Приготовила б я пир». –

«Кабы я была царица, -

Говорит ее сестрица, -

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна». –

«Кабы я была царица, -

Третья молвила сестрица, -

Я б для батюшки-царя

Родила богатыря».

 

Заняты: Карпов С., Герасимова П.

 

Князь пред нею стал божиться,

Что пора ему жениться,

Что об этом обо всем

Передумал он путем;

Что готов душою страстной

За царевною прекрасной

Он пешком идти отсель

Хоть за тридевять земель.

Лебедь тут, вздохнув глубоко,

Молвила: «Зачем далеко?

Знай, близка судьба твоя,

Ведь царевна эта – я».

Тут она, взмахнув крылами,

Полетела над волнами

И на берег с высоты

Опустилася в кусты,

Встрепенулась, отряхнулась

И царевной обернулась…

 

«Сказка о Попе и о работнике его Балде».

Заняты: Созин А., Литвинчук И.

 

«Здравствуй, Балда-мужичок;

Какой тебе надобен оброк?

Об оброке мы век не слыхали,

Не было чертям такой печали.

Ну, так и быть – возьми, да с уговору,

С общего нашего приговору –

Чтобы не было никому горя:

Кто скорее из нас обежит около моря,

Тот и бери себе полный оброк,

Между тем там приготовят мешок».

Засмеялся Балда лукаво:

«Что ты это выдумал, право?

Где тебе тягаться со мною,

Со мною, с самим Балдою?

Экого послали супостата!

Подожди-ка моего меньшого брата».

 

«Сказка о Золотом Петушке».

 

Заняты: Прудников П., Сухов Е.

 

«Царь! – ответствовал мудрец, -

Разочтемся наконец.

Помнишь? за мою услугу

Обещался мне, как другу,

Волю первую мою

Ты исполнить, как свою.

Подари ж ты мне девицу,

Шамаханскую царицу…»

Крайне царь был изумлен.

«Что ты? – старцу молвил он. –

Или бес в тебя ввернулся?

Или ты с ума рехнулся?

Что ты в голову забрал?

Я, конечно, обещал,

Но всему же есть граница!

И зачем тебе девица?

 

«Сказка о рыбаке и рыбке».

 

Заняты: Савенко К., Комарова М.

 

«Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;

По-нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась:

Откупалась чем только пожелаю.

Не посмел я взять с нее выкуп;

Так пустил ее в синее море».

Старика старуха забранила:

«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось».

 

После чтения этого отрывка рассматривается иллюстрация в учебнике к «Сказке о рыбаке и рыбке».

- Как вы думаете, старуха стирает в старом корыте или уже в новом? (в новом)

- Что она кричит вслед старику? (чтобы он выпросил у рыбки избу)

- А зачем ей новая изба? (старуха жадная и этой избы ей мало)

 

«Сказка о Мертвой Царевне и о Семи Богатырях».

Заняты: Тертышная Е.

 

На девичник собираясь,

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркальцем своим,

Перемолвилася с ним:

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

 

Заняты: Парамонова Ю.

 

«Ой вы, молодцы честные,

Братцы вы мои родные, -

Им царевна говорит: -

Коли лгу, пусть бог велит

Не сойти живой мне с места.

Как мне быть? Ведь я невеста.

Для меня вы все равны,

Все удалы, все умны,

Всех я вас люблю сердечно:

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

Королевич Елисей».

 

Заняты: Токарев М., Мухина А.

 

«Свет наш солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной,

Всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видало ль где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей». – «Свет ты мой, -

Красно солнце отвечало, -

Я царевны не видало.

Знать ее в живых уж нет.

Разве месяц, мой сосед,

Где-нибудь ее да встретил

Или след ее заметил».

 

6. Работа с учебником.

 

- К кому следующему обратился Елисей за помощью? (к месяцу)

- Давайте прочитаем, как он с ним разговаривал.

Чтение отрывка на странице 219.

- Как вы понимаете слова «с мольбой погнался»? (поехал просить)

- Как понимаете слово «светлоокий»? (светлоглазый)

- Как вы понимаете слова «аль откажешь мне в ответе»? (захочешь ли со мной разговаривать)

- Что значит «девы красной»? (красивая девушка)

- Что значит «на стороже я стою»? (охраняю, стою на посту)

- Как Елисей обращается к месяцу? (с уважением) Почему?

(он воспитанный и ждет от месяца помощи)

- Почему месяц тоже вежливо с ним разговаривает? (на добро отвечают добром)

 

Чтение отрывка детьми.

7. Творчество детей. (если останется время)

Под включенную запись классической музыки дети рисуют свои иллюстрации к сказкам Пушкина цветными карандашами.

 

Итог урока.

- С каким писателем вы сегодня познакомились?

- Что нового вы узнали о Пушкине?

- Какие сказки мы вспомнили на уроке?

- Иллюстрацию к какой сказке мы рассмотрели в учебнике?

- Отрывок из какой сказки напечатан в учебнике?

 

Оценка результатов работы учащихся.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: