Занятие 5 Судьба элегии в творчестве А.С. Пушкина

План

Занятие 4

План

Судьба элегии в творчестве А.С. Пушкина

Цель:

1. Выяснить своеобразие пушкинских элегий, наметить некоторые пути их эволюции

1. Жанр элегии в творчестве молодого Пушкина: «Желание», «Элегия» (а) какие традиционные мотивы элегии «школы гармонической точности» отразились в этих стихотворениях? Сравните их со стихотворениями Жуковского «Песня» («Мой друг, хранитель-ангел мой.../, «Певец» и Батюшкова «Воспоминания», «Мой гений», «Пробуждение»; б/ каковы способы создания элегического настроения, роль пейзажа, образ поэта.

2. «Погасло дневное светило 1820: а/ в чем своеобразие трактовки темы романтического бегства; почему насильственное изгнание поэт осмысляет как изгнание добровольное? б/ какова идейно-композиционная роль пейзажа в стихотворении; в/ мотив возрождения души, его место в идейном содержании стихотворения; г/ элегия «Погасло…» и подготовка конфликта романтической поэмы в творчестве Пушкина.

3. Настроения в элегиях Пушкина 1830-х годов. «Элегия» 1830: а/ как Пушкин переосмысливает мотивы и стиль романтической элегии? б/ в чем проявилась диалектика лирической мысли поэта, какое воплощение она получила в композиционном и образном строе стихотворения.

Критическая и научная литература:

1. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья 5 // Собр. соч.: В 9 т. М., 1981. Т. 6 (выписки)

2. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965. С. 249 – 298 (конспект)

3. Гинзбург Л.Я. О лирике. Л., 1974 (главы «Школа гармонической точности» и «Поэзия действительности», конспект).

4. Поэтический строй русской лирики. Л., 1973.С.78–96 (конспект).

Художественное своеобразие комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Цель:

Осмыслить особенности проблематики и поэтики комедии

1. Что можно сказать об особенностях комедии, основываясь на афише (списке действующих лиц)

2. Художественное время и пространство действия комедии. В чем своеобразие ее хронотопа в сравнении с организацией времени и пространства в комедиях классицизма? Внесценическое пространство «Горя от ума».

3. Развитие сюжета, его основные этапы. Кто из героев комедии определяет движение сюжета, его повороты? Каково соотношение динамики и нравоописательности в структуре произведения? Чем объяснить особенности поведения Чацкого? Софьи? Как истолковывает И. А. Гончаров «мильон терзаний» Чацкого? Согласны ли Вы с его точкой зрения?

4. Принцип индивидуализации речи и его проявление в комедии. «Вольный» стих, его особенности и художественная необходимость.

5. В чем смысл названия комедии? Чем продиктовано изменение названия в процессе работы над произведением? Является ли Чацкий alter ego автора?

Критическая и научная литература

1. Гончаров И. А. Мильон терзаний (любое издание) (конспект)

2. Медведева И. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. М., 1974 (выписки по теме занятия)

3. Фомичев С. А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий. М.,1983 ((выписки по теме занятия)

4. Пиксанов Н. К. Творческая история «Горе от ума». М., 1971 (общее знакомство, выписки по теме занятия).

Две поэмы Пушкина: «Кавказский пленник» и «Медный всадник»

Цель:

Осмыслить художественный мир поэм в творчестве Пушкина, выявить пути эволюции жанра


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: